Art Investment

Мир искусства

1898–1924, Санкт-Петербург — Петроград

Члены-учредители: Л. С. Бакст, А. Н. Бенуа, С. П. Дягилев, Е. Е. Лансере, В. Ф. Нувель, А. П. Нурок, К. А. Сомов, Д. В. Философов.

Члены-учредители возобновленного «Мира искусства»: Л. С. Бакст, А. Н. Бенуа, И. Я. Билибин, О. Э. Браз, И. Э. Грабарь, М. В. Добужинский, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере, Н. Д. Милиоти, А. Л. Обер, А. П. Остроумова-Лебедева, Н. К. Рерих, В. А. Серов, К. А. Сомов, Н. А. Тархов, Я. Ф. Ционглинский, С. П. Яремич.

Действительные члены: Б. И. Анисфельд, К. Ф. Богаевский, Л. А. Бруни, М. А. Врубель, А. Ф. Гауш, А. Я. Головин, Н. С. Гончарова, Б. Д. Григорьев, В. И. Денисов, И. В. Жолтовский, В. Д. Замирайло, П. П. Кончаловский, К. А. Коровин, С. А. Коровин, П. В. Кузнецов, А. В. Куприн, Н. Е. Лансере, А. В. Лентулов, Е. К. Лукш-Маковская, А. Т. Матвеев, И. И. Машков, Д. И. Митрохин, Г. И. Нарбут, К. С. Петров-Водкин, В. А. Покровский, А. А. Рылов, Ф. Э. Рушиц, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, З. Е. Серебрякова, Д. С. Стеллецкий, С. Ю. Судейкин, А. И. Таманов, П. П. Трубецкой, Н. П. Ульянов, П. С. Уткин, В. Д. Фалилеев, Р. Р. Фальк, Н. П. Феофилактов, И. А. Фомин, С. В. Чехонин, А. К. Шервашидзе, В. А. Щуко, А. В. Щусев, А. Е. Яковлев, М. В. Якунчикова и другие.

Экспоненты: М. Х. Аладжалов, И. В. Алексеев, Ю. П. Анненков, А. А. Арапов, А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, В. Д. Баранов-Россине, Е. М. Бебутова, Г. М. Бобровский, Ф. В. Боткин, И. И. Бродский, Д. Д. Бурлюк, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, Г. С. Верейский, С. А. Виноградов, М. А. Волошин, Н. В. Досекин, В. П. Дриттенпрейс, С. Ю. Жуковский, С. В. Иванов, Д. Н. Кардовский, Н. П. Крымов, М. Ф. Ларионов, И. И. Левитан, Г. К. Лукомский, Ф. А. Малявин, Н. В. Мещерин, П. И. Нерадовский, М. В. Нестеров, Л. О. Пастернак, В. В. Переплётчиков, П. И. Петровичев, А. П. Рябушкин, М. В. Сабашникова, А. И. Савинов, С. А. Сорин, В. Е. Татлин, М. З. Шагал, К. Ф. Юон, Г. Б. Якулов и другие.

Выставки: 1-я (1899, Санкт-Петербург) — 5-я (1903, Санкт-Петербург); внеочередная — 1906 (Санкт-Петербург); 1-я (возобновленного «Мира искусства») — 1910/1911 (Санкт-Петербург, Москва) — 1922 (Москва, Петроград); выставки этюдов, эскизов и рисунков — 1915, 1916 (Петроград).

Одно из наиболее значительных художественных объединений рубежа XIX — XX веков, мастера которого во многом определили облик и дальнейшее развитие целых отраслей искусства — книжной и журнальной графики, сценографии, декоративно-прикладного искусства.

Возникновению предшествовал так называемый «кружок самообразования», организованный в конце 1880-х студенческой молодежью, которая стремилась к синтетическому восприятию явлений культуры. Ядро составили выпускники частной гимназии К. И. Мая: А. Н. Бенуа, Д. В. Философов, В. Ф. Нувель; позже к ним присоединились Л. С. Бакст, С. П. Дягилев, Е. Е. Лансере, А. П. Нурок, К. А. Сомов. С середины 1890-х кружок фактически возглавлял С. П. Дягилев, усилиями которого в январе 1898 в Музее училища барона А. Л. Штиглица была проведена «Выставка русских и финляндских художников». В ней наряду с членами кружка участвовали М. А. Врубель, А. М. Васнецов, К. А. Коровин, И. И. Левитан, С. В. Малютин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. А. Серов, а также финские художники В. Бломстед, А. Гален, А. Эдельфельт и другие.

Весной 1898 С. П. Дягилев при участии членов кружка и поддержке И. Е. Репина, В. А. Серова, М. В. Нестерова, И. И. Левитана организовал литературно-художественный журнал «Мир искусства», издателями которого стали княгиня М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов. Редакция располагалась в доме С. П. Дягилева на Литейном проспекте, с 1900 — в здании № 11 на набережной реки Фонтанки.

Первый номер вышел в 9 ноября 1898; до 1901 он издавался раз в две недели, с 1901 — раз в месяц. Художественную политику определяли сам С. П. Дягилев (главный редактор) и А. Н. Бенуа; эстетическая платформа журнала основывалась на полемике с двумя основными направлениями в искусстве второй половины XIX века — академизмом и передвижничеством. В противовес им выдвигалась идея синтеза искусств и особый род ретроспективизма, основанный на внимательном отношении к старине и многообразном использовании историко-культурных реминисценций. Важнейшей составной частью программы мирискусников было требование индивидуальности художественно-образного творчества, что побуждало бы их привлекать к сотрудничеству видных мастеров, принадлежавших к различным художественным направлениям.

С первых номеров «Мир искусства» пропагандировал «русский национальный стиль», выраженный в творчестве В. М. Васнецова, С. В. Малютина, Е. Д. Поленовой, М. В. Якунчиковой. Позже внимание было акцентировано на XVIII и начале XIX столетия; мирискусникам удалось заново представить творчество Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, О. А. Кипренского, А. Г. Венецианова, архитекторов русского барокко и классицизма. Одновременно журнал знакомил читателей с современным западноевропейским искусством — творчеством А. Беклина, Ф. Штука, П. Пюви де Шаванна, Г. Моро, Э. Берн Джонса.

Помимо изобразительного искусства, «Мир искусства» освещал текущие проблемы музыкальной и театральной жизни Петербурга. Литературный отдел появился в 1900, значительное место в нем уделялось поэзии символистов и религиозно-философскому направлению, не связанному с художественной проблематикой. Возглавлял отдел Д. В. Философов; среди главных сотрудников были Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. В. Розанов, Л. И. Шестов, Ф. К. Сологуб, К. Д. Бальмонт.

Журнал отличался изысканным художественно-графическим оформлением: обложки, заставки, концовки, буквицы рисовали Е. Е. Лансере, А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Г. И. Нарбут, М. В. Якунчикова и другие.

В январе — феврале 1899 в Музее училища барона А. Л. Штиглица состоялась первая художественная выставка журнала, в которой помимо русских художников участвовали европейские мастера — Л. Анкетен, А. Беклин, А. Бенар, Ф. Брэнгвин, Э. Каррьер, Ф. Ленбах, М. Либерман, К. Моне, Г. Моро, П. Пюви де Шаванн, Дж. Уистлер и другие. Наряду с живописью и графикой, экспонировались гончарные изделия завода «Абрамцево», вышивки по рисункам Н. Я. Давыдовой и Е. Д. Поленовой, ювелирные изделия Р. Лалика и вазы Л.-К. Тиффани.

В 1900–1903 состоялось еще четыре выставки журнала (четвертая экспонировалась в Петербурге и Москве), на которых в общей сложности участвовало более 60 художников. Выставки проводились в залах ИАХ и ОПХ.

Отбор экспонатов проводился под наблюдением выставочного комитета, избираемого на ежегодном собрании постоянных участников выставок. Выставки сразу заняли заметное место в художественной жизни Петербурга. Так, 2-я выставка объединения (1900) собрала больше 10 тысяч зрителей, а чистый доход от продажи произведений составил около 17 тысяч рублей. Выставки сопровождались изданием каталогов.

В 1902 произведения мирискусников экспонировались в русском отделе Международной выставки в Париже; К. А. Коровин, Ф. А. Малявин, В. А. Серов, П. П. Трубецкой были удостоены высших наград.

В 1902–1903 при участии «Мира искусства» в Петербурге был организован постоянный салон «Современное искусство», в котором демонстрировались ювелирные изделия, майолика, фарфор, предметы мебели, декоративные панно.

В феврале 1903 мирискусники объединились с московской выставочной группой «36 художников», в результате чего образовался Союз русских художников. Последний номер журнала (№ 12 за 1904 год) вышел в начале 1905.

С 1903 по 1910 группа формально не существовала, однако в феврале — марте 1906 С. П. Дягилев устроил под этим названием выставку, в которой, наряду с основным ядром, приняли участие представители новейших течений — Б. И. Анисфельд, М. Ф. Ларионов, В. Д. Милиоти и Н. Д. Милиоти, Н. Н. Сапунов, Н. П. Ульянов, А. Г. Явленский и другие.

В начале 1910, вскоре после закрытия 7-й выставки Союза русских художников, произошел раскол этого объединения. Поводом к нему послужили «Художественные письма» А. Н. Бенуа в газете «Речь», содержавшие резкую критику творчества московских членов Союза. Осенью того же года, после безрезультатных переговоров с московской группой, семнадцать петербуржцев во главе с А. Н. Бенуа вышли из СРХ и заявили о намерении возобновить «Мир искусства».

Первое организационное собрание объединения состоялось в октябре 1910. В уставе, утвержденном 17 июня 1914, целями указывались: «содействовать развитию русского искусства и облегчить своим членам продажу их художественных произведений». Председателями комитета были Н. К. Рерих (1910–1913), Е. Е. Лансере (1913–1916), И. Я. Билибин (1916–1917); секретарями — М. В. Добужинский, Г. И. Нарбут (с 1916).

В конце 1910 — начале 1911 состоялась 1-я выставка общества, которая после Петербурга была показана в Москве. Последующие выставки также демонстрировались в Петербурге и Москве, 2-я выставка — еще и в Киеве. Наряду с очередными выставками в 1915 и 1916 проходили выставки этюдов, эскизов, рисунков. К 1917 общество насчитывало более 50 действительных членов. Последняя дореволюционная выставка состоялась в художественном бюро Е. Н. Добычиной в Петрограде и стала настоящим событием в жизни города. Газета «Речь» рассказывала: «Состоялся блестящий, небывалый вернисаж выставки “Мир искусства”. С двух часов залы… начинали наполняться публикой, к четырем часам почти нельзя было двигаться… некуда было не только вешать, но и класть верхнее платье, и многим посетителям, несмотря на духоту, пришлось не раздеваться. С самого открытия заведующего выставкой осаждали покупатели картин…» Число посетителей за все время выставки превысило 12 тысяч человек, а сумма от продажи произведений составила более 60 тысяч рублей.

После Февральской революции мирискусники выступили со многими общественными инициативами и активно участвовали в выработке проектов переустройства художественной жизни. В марте 1917 при их участии было организовано Особое совещание по делам искусств («Комиссия Горького»), ставившее целью организовать охрану культурных и художественных ценностей.

В октябре 1917 действительными членами «Мира искусства» стали бубнововалетцы — А. В. Куприн, А. В. Лентулов, А. И. Мильман, В. В. Рождественский, Р. Р. Фальк и другие. Председателем общества был избран И. И. Машков. На последних московских выставках объединения (1917/1918, 1921, 1922) преобладали работы бывших членов «Бубнового валета» и практически отсутствовали произведения «старых» мирискусников. Это вызвало протест петроградской группы, которая не признала правомочия москвичей выступать от имени общества и провела самостоятельные выставки (1918, 1922, 1924). Группа также участвовала в выставках петроградского Дома искусств.

В 1927 в Париже прошла ретроспективная выставка «Мира искусства».

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».