1883–1973
График
Родился в небогатой семье, дед художника владел небольшой типографией. Первоначальное образование получил в Реальном училище в Ейске. В 1902 переехал в Москву. Поступил в МУЖВиЗ, где занимался у А. С. Степанова и А. М. Васнецова. В Училище познакомился с М. Ф. Ларионовым, Н. С. Гончаровой, А. В. Фонвизиным. Параллельно с обучением работал в керамической артели «Мурава» (вместе с С. В. Малютиным и С. Т. Коненковым). В 1904 перешел в Строгановское художественно-промышленное училище, занимался у С.-В. Ноаковского. Курса обучения не окончил.
В конце 1905 уехал в Париж, где пробыл около двух лет. Посещал вечерние рисовальные классы в монпарнасской академии Гранд Шомьер, занимался там у Т. Стейнлена и Э. Грассэ. Большое влияние на раннее творчество Митрохина оказали японские гравюры, творчество К. Гиса и А. Тулуз-Лотрека.
В 1908 вернулся на родину, поселился в Петербурге. Известный художественный критик А. И. Сомов поручил ему написать ряд статей и заметок о художниках и граверах для предпринятого А. С. Сувориным «Русского энциклопедического словаря». Сомовы (Андрей Иванович и его сын Константин Андреевич) показали рисунки Митрохина А. Н. Бенуа, после чего молодой художник был приглашен участвовать в выставках «Мира искусства».
Митрохин много работал как художник книги, создавал экслибрисы и иллюстрации. Сотрудничал с издательствами «И. Н. Кнебель», «М. и С. Сабашниковы», «Голике и Вильборг», с журналами «Аполлон» и «Сатирикон». Оформил книги: «Маленький Мук» В. Гауфа (1912), «Роланд-оруженосец» и «Кубок» В. А. Жуковского, «Баржа» Р. Густафсона (1913). Уже к середине 1910-х он имел репутацию одного из лучших мастеров книжного искусства.
После революции работал хранителем и заведующим Отделением гравюр и рисунков Русского музея в Петрограде (1918–1923). С 1923 начал заниматься ксилографией, с 1927 — гравюрой резцом и сухой иглой. Продолжал много работать в области книжной иллюстрации для издательств Наркомпроса, «Земля и фабрика», «Красная новь», Academia, «Гослитиздат», «Детгиз». Оформил книги «Дон Карлос» Ф. Шиллера (1919), «Золотой Жук» Э. А. По (1922), собрание сочинений Н. В. Гоголя (1930), «Эфиопика» Гелиодора (1932), «Комедии» Аристофана и многие другие.
В 1919–1923 — профессор Высшего института фотографии и фототехники, в 1924–1927 — профессор Графического факультета ВХУТЕИНа. В 1932–1939 возглавлял графическую секцию Ленинградского союза художников.
В 1941 вступил в Народное ополчение. В 1942 был эвакуирован в Алма-Ату. С 1944 жил в Москве, на Беговой улице. Последние годы жизни тяжело болел, но продолжал много работать, создавая небольшие односеансные натюрморты (например, цикл рисунков «Аптечное стекло»).
Персональные выставки Митрохина состоялась в 1963 в ГМИИ им. А. С. Пушкина, мемориальные — в 1982 и 1988 в ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Художественная деятельность Митрохина продолжалась почти три четверти века. В первой четверти он один из выдающихся художников русской и советской книги, во второй — гравер, создавший свой стиль в гравюре резцом и сухой иглой, в последние десятилетия работал почти исключительно как рисовальщик, и только с натуры.
Художественное наследие мастера чрезвычайно велико. Творчество Митрохина представлено в ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ряде областных музеев и частных собраний.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе