Мурава

1904–1918, Москва

Члены: И. В. Аверинцев, Н.А. Андреев, А. А. Бернардацци, П. И. Галкин, М. Г. Герике, М. А. Деркач, В. Е. Егоров, М. В. Егоров, С. Т. Конёнков, М. Я. Львов, С. В. Малютин, Д. И. Митрохин, А. Д. Сахаров, А. В. Филиппов, В. Я. Червяков и другие.

Артель художников-гончаров; сформировалась по инициативе воспитанников Центрального Строгановского училища технического рисования. «Мурава» — старинное название глазури, покрывавшей керамику, отчего гончарную посуду часто называли «муравленой». Артель объединяла знатоков гончарного дела, технологов, художников-керамистов, скульпторов и графиков, которые стремились расширить художественные возможности керамики, а также возродить традиции древнего русского гончарства, во многом забытые и утраченные к концу XIX века. В своей работе они ориентировались на изразцы Древней Руси, активно использовали формы, образы и орнаментальные мотивы искусства допетровской эпохи.

Мастерская размещалась сначала на Малой Грузинской улице, 28, затем — на Большой Пресне, 5 (оба здания не сохранились). Общие собрания проходили под председательством попечителя артели присяжного поверенного А. В. Иванова.

Члены артели исследовали и разрабатывали новые технологические приемы, в частности «металлизированных» глазурей восстановительного обжига, а также занимались изготовлением на заказ декоративных панно, майоликовых украшений для архитектурных сооружений, станковой скульптуры, садовой керамики (скамьи, вазы, фонтаны, балюстрады, цветочные горшки), предметов интерьера (печи, фризы, камины), прикладного искусства, церковной утвари (иконостасы, киоты).

П. К. Ваулин, основатель конкурирующей керамической мастерской в Кикерине под Петербургом, критически писал об артели в обзоре художественной керамической промышленности в России (1912): «…открылась в Москве мастерская “Мурава”, организовавшаяся из окончивших Строгановскую школу и обслуживавшая главным образом район московский. В работах она не имеет своего лица, являясь, судя по дому Перцовой в Москве и дому Дорошевского на углу Офицерской и Английского проспекта в Петербурге, каким-то сбором, где есть все: и Врубель, и Малютин, и В. Васнецов, и Билибин, обобщенные какой-то общей мутью, случайными заплатками, как на кошеле нищего…»

В настоящее время такая критика кажется явно преувеличенной и неоправданной, учитывая, что многие произведения «Муравы» стали хрестоматийными образцами русского модерна.

Наиболее значительными монументальными работами являются майоликовые украшения уже упомянутого дома З. А. Перцовой в Соймоновском проезде (1906; С. В. Малютин), особняка В. С. Казаковой на Садовой-Спасской улице (М. В. Егоров), аптеки Рутковского на Тверской улице (1907; М. В. Егоров), дома Филатова на Остоженке (1907–1909) в Москве, дома П. И. Кольцова на Английском проспекте в Петербурге (А. А. Бернардацци), панно «Петр Великий спускает первые корабли Русского флота» для дома Петрова в Воронеже (М. Л. Львов), реставрация надвратного терема Крутицкого подворья в Москве (1913).

Мелкая пластика артели экспонировалась на 12-й выставке Московского товарищества художников.

В июле 1918 члены артели организовали отдел керамики при Союзе деятелей прикладного искусства и художественной промышленности. В правление союза вошли керамисты А. В. Филиппов, Б. Н. Ланге, В. Е. Егоров, Г. М. Лузан. В августе 1920 по их инициативе был создан керамический факультет Вхутемаса.

Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх