1859–1937
Живописец, график, сценограф, художник декоративно-прикладного искусства, архитектор
Из купеческой семьи. Юношеские годы провел в Воронеже; с конца 1870-х жил в Москве. В 1881 поступил на вечерние подготовительные курсы при МУЖВЗ. Учился в МУЖВЗ (1884–1890) у Е. С. и П. С. Сорокиных, И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского. В 1886 за рисунки с натуры награжден двумя малыми серебряными медалями. В 1890 получил звание неклассного (свободного) художника и, не завершив конкурсную картину, оставил учебу.
Жил в Москве. Писал пейзажи, портреты, картины на бытовые и исторические сюжеты; занимался монументальной живописью и оформлением интерьеров. В 1890-х работал для Российского Исторического музея над монументальным панно «Куликово поле» (1896–1898; не осуществлено); сблизился с историками И. Е. Забелиным и В. О. Ключевским. В 1896 по приглашению К. А. Коровина участвовал в оформлении павильона «Крайний Север» на Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде.
Как сценограф сотрудничал в театрах Г. Г. Солодовникова (1890-е), Русская частная опера С. И. Мамонтова в Москве (1896–1902), Мариинском театре в Петербурге (1911–1913). Создал эскизы костюмов и декораций к операм «Кащей Бессмертный» (1902), «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (1909), «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского (1912), балету «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1913) и другим.
В конце 1890-х по инициативе С. И. Мамонтова иллюстрировал сказки А. С. Пушкина и русские народные сказки. С конца 1890-х разрабатывал эскизы мебели, утвари, вышивок, предметов ювелирного искусства. С токарем кустарных мастерских Сергиева Посада создал первую русскую матрешку (1899). В 1899–1903 жил в имении М. К. Тенишевой Талашкино под Смоленском, где руководил столярной и керамической мастерскими; работал над проектами и декоративным убранством построек в Талашкино, Флёново (павильон «Теремок», Спасская церковь-усыпальница; обе — 1901–1903). Совместно с В. М. Васнецовым создал проект здания музея «Русская старина» в Смоленске (1904–1905). Член артели художников-гончаров «Мурава» (1904–1918). Автор проекта доходного дома П. Н. Перцова в Москве (1905–1907; совместно с инженером Н. К. Жуковым).
В 1914 был удостоен звания академика.
После Октябрьской революции входил в состав Коллегии ИЗО Наркомпроса (с 1919); участвовал в работе секции ИЗО Мосгубрабиса (1919–1923). Выполнил эмблему («Согласие художников Москвы») для Профессионального союза художников-живописцев (1917).
С 1881 — участник выставок (ученическая, МУЖВЗ). Член и экспонент Московского общества любителей художеств (1888, 1890, 1892; член с конца 1890-х), «Мира искусства» (1899–1901, 1903, 1921; член с 1900), Союза русских художников (1903–1905, 1907–1922; член с 1903), ТПХВ (1891, 1913–1918, 1922; член с 1914), Общества художников-реалистов (1927–1928, член с 1928). Один из основателей АХРР (1922–1926, 1928). Член объединения «Изограф» (с 1917), Московского художественного общества (с 1923). Участвовал в выставках Московского товарищества художников (1893, 1896, 1903), мюнхенского Сецессиона (1898), 36-ти художников (1901–1903). Экспонент Всемирной выставки в Париже (1900), выставок русского искусства в Париже (1906), Берлине (1906–1907, 1922), передвижных выставок в США (1924–1925, 1929), выставок «Социалистическое строительство в советском искусстве» (1930, 1931) в Москве, «Художники РСФСР за XV лет» в Москве, Ленинграде (1932–1934) и других.
Преподавал в московском Елизаветинском институте (1891–1893; рисование), МУЖВЗ (1903–1917), Первых и Вторых государственных свободных художественных мастерских — Вхутемасе (1918–1920).
Малютин — выдающийся русский художник рубежа XIX — XX веков, проявивший себя в различных областях: живописи, архитектуре, театрально-декорационном и декоративно-прикладном искусстве. В раннем творчестве (1890-е) был близок передвижникам повествовательностью, часто — социально-критической направленностью работ. В работах 1900-х преобладают черты модерна; для живописи этого времени характерны свободная, динамичная манера письма, экспрессия, яркий насыщенный колорит. Живописным произведениям 1910–20-х, напротив, присущи строгость и графичность (в 1910-х иногда смягченная пастелью). Ярким новатором выступил в декоративно-прикладных работах, оказав значительное влияние на формирование неорусского направления в искусстве.
Произведения Малютина находятся в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе