Московское общество любителей художеств
1860–1918, Москва
Члены-художники: И. К. Айвазовский, М. Х. Аладжалов, С. Н. Амосов, А. Е. Архипов, В. П. Батурин, Я. С. Башилов, Н. А. Богатов, И. П. Богданов, М. П. Боткин, Ф. А. Бронников, В. А. Брызгалов, В. К. Бялыницкий-Бируля, А. М. Васнецов, В. П. Верещагин, П. П. Верещагин, Е. Н. Виллиам, С. А. Виноградов, С. М. Волнухин, Е. К. Врангель, Н. Н. Ге, М. М. Гермашев, К. К. Герц, А. С. Голубкина, А. Г. Горавский, И. Л. Горохов, Н. К. Грандковский, Н. Я. Грибков, С. И. Грибков, Н. В. Досекин, С. Ю. Жуковский, Ф. С. Журавлёв, И. Л. Калмыков, Л. Л. Каменев, Н. А. Касаткин, А. А. Киселев, Н. А. Клодт фон Юргенсбург, А. М. Корин, П. И. Коровин, К. А. Коровин, С. А. Коровин, Н. А. Кошелев, И. Н. Крамской, С. П. Кувшинникова, К. В. Лебедев, И. И. Левитан, А. В. Маковский, Н. Е. Маковский, С. В. Малютин, В. Н. Мешков, Н. В. Мещерин, С. Д. Милорадович, А. В. Моравов, Н. В. Неврев, И. С. Остроухов, Л. О. Пастернак, В. В. Переплётчиков, В. Г. Перов, Л. Ф. Пищалкин, Е. Д. Поленова, Е. И. Посполитаки, А. Ф. Протопопов, И. М. Прянишников, В. В. Пукирев, В. Н. Пчелин, Н. Е. Рачков, В. М. Резанов, Ф. И. Рерберг, А. К. Саврасов, Н. Е. Сверчков, В. А. Серов, К. П. Степанов, Я. П. Турлыгин, А. И. Чирков, И. И. Шишкин, П. М. Шмельков, В. К. Штемберг, А. Н. Шурыгин, С. М. Шухвостов, В. Е. Экгорст, Н. Л. Эллерт, С. Д. Эрьзя, А. С. Янов, Ф. И. Ясновский и другие.
Почетные члены и члены-любители: Н. В. Баснин, А. А. Бахрушин, Д. П. Боткин, Ф. И. Буслаев, В. М. Васнецов, Д. В. Григорович, В. А. Долгорукий, Н. В. Исаков, И. Н. Кнебель, В. Е. Маковский, А. И. и С. Т. Морозовы, Г. Г. Мясоедов, В. Ф. Одоевский, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, великий князь Сергей Александрович, В. И. Суриков, Л. Н. Толстой, П. М. и С. М. Третьяковы, А. С. Уваров, П. И. Харитоненко, А. И. Хлудов и другие.
Выставки: 1-я периодическая (1880/1881, Москва) — 32-я периодическая (1913, Москва); выставки этюдов и рисунков (1889–1892, Москва); выставки акварелей, пастелей и рисунков (1895–1902, Москва).
Крупнейшая в Москве художественная и благотворительная организация; основана любителями искусства М. Е. Криштафовичем, братьями С. И. и П. И. Миллерами, которые с 1858 еженедельно собирали кружок художников и коллекционеров. 13 мая 1860 был утвержден устав, согласно которому общество призвано было «содействовать распространению и процветанию художеств… обеспечить талантливых и трудолюбивых художников после их выхода из художественно-учебных заведений; сблизить любителей с художниками и положить основание Московской Публичной художественной галереи». С незначительными редакционными изменениями устав действовал вплоть до 1918. В 1861 общество насчитывало 109 членов.
С 1867 МОЛХ находилось под августейшим покровительством великой княгини (с 1881 — императрицы) Марии Фёдоровны. Первым председателем стал С. И. Миллер (1860–1862), затем эту должность занимали Н. В. Исаков (1862–1863), А. С. Уваров (1863–1877), Д. П. Боткин (1877–1889), С. М. Третьяков (1890–1892), К. М. Быковский (1892–1901), И. Е. Цветков (1901–1905), Н. И. Боткин (1908–1911), С. Д. Телешов (1911–1912), В. Д. Голицын (1912–1918). Делами общества управлял Комитет из двенадцати членов, восемь из которых были любителями, четверо — художниками (из художников в него в разное время входили И. И. Левитан, Н. В. Неврев, В. Г. Перов, В. Д. Поленов, В. В. Пукирев, П. М. Шмельков и другие). Присуждением премий занималась специально учрежденная комиссия.
Общество не имело какой-либо определенной программы и привлекало на выставки художников различных направлений и объединений, в том числе членов Товарищества передвижников, Московского товарищества художников, Союза русских художников.
Основным направлением деятельности МОЛХ в первое десятилетие было устройство постоянной, периодически обновляемой выставки картин, которая, по существу, явилась первой в Москве публичной художественной галерей. Благодаря усилиям ряда художников и меценатов на выставке впервые экспонировались для московской публики такие картины как «Явление Христа народу» А. А. Иванова, «Княжна Тараканова» К. Д. Флавицкого, «Шутники. Гостиный двор в Москве» И. М. Прянишникова, «Тройка» В. Г. Перова, «Неравный брак» В. В. Пукирева, Тайная вечеря» Н. Н. Ге. Здесь были развернуты экспозиции русских отделов лондонской (1862) и парижской (1867) Всемирных выставок, в 1868–1869 состоялась обширная выставка портретов из частных собраний, в 1890 — произведений мастеров западноевропейской живописи из частных коллекций. В конце 1880-х популярность постоянной выставки МОЛХ заметной упала в связи с открытием для общего доступа Третьяковской галереи; после 1893 она не возобновлялась.
С 1880 по 1913 общество ежегодно устраивало периодические выставки, которые, как правило, открывались к Рождеству. Наряду с этим в 1889–1892 проводились ежегодные выставки этюдов и рисунков, а в 1895–1902 — выставки акварелей, пастелей и рисунков. Был проведен ряд персональных и тематических выставок: К. А. Трутовского (1893, посмертная), К. П. Брюллова (1899, к 100-летию со дня рождения), И. И. Левитана (1911, к 10-летию со дня смерти), выставка изображений Христа и другие.
На выставках МОЛХ впервые были показаны такие произведения как «Лосиный остров в Сокольниках» (постоянная выставка, 1870, 1-я премия), «Грачи прилетели» (постоянная выставка, 1871) А. К. Саврасова, «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны» В. И. Якоби (постоянная выставка, 1873), «Девочка с персиками» (1-я премия), «Девушка, освещенная солнцем», «Заросший пруд. Домотканово» В. А. Серова (все — 8-я периодическая выставка, 1888/1889) «Обед работников» С. А. Виноградова (3-я премия), «Весна в Италии» И. И. Левитана (обе –10-я периодическая выставка, 1890/1891) и другие. На этюдных выставках демонстрировались этюды и эскизы к картинам «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова (выставка 1889), этюды И. И. Левитана, выполненные в Плесе и Италии, этюды В. А. Серова, выполненные в Домотканово (выставка 1890). Периодические, этюдные и акварельные выставки, как правило, сопровождались изданием каталогов.
С 1860-х МОЛХ систематически устраивало художественные конкурсы и присуждало премии из специально основанных именных фондов. В разное время были учреждены премии: им. В. П. Боткина (за жанровую картину и пейзаж), им. Л. Н. Панина (за портрет), им. И. Е. Репина и им. В. Д. Поленова (за жанр), им. Н. С. Мосолова (за офорт и акварельный пейзаж). Проводились благотворительные лотереи, аукционы, распродажи; средства, вырученные от них, направлялись на помощь молодым художникам, в частности на оплату заграничных командировок. В 1872 обществом был создан «Фонд для вспомоществования бедным и престарелым художникам и их семьям». В 1910 в ознаменование 50-летия МОЛХ были учреждены стипендии для учащихся МУЖВЗ.
В 1870 при МОЛХ открылись Рисовальные классы, в которых преподавали В. О. Шервуд, В. Г. Перов, И. М. Прянишников; члены общества могли заниматься в них бесплатно. В 1869 была учреждена библиотека, в которую регулярно поступали практически все издания по искусству русской и европейской периодической печати.
В 1894 МОЛХ организовало 1-й Съезд русских художников и любителей художеств, на который собралось более 700 делегатов. Созыв съезда был приурочен к передаче в дар Москве картинной галереи П. М. и С. М. Третьяковых.
На рубеже веков, с появлением многочисленных объединений и группировок, МОЛХ постепенно утрачивало ведущую роль в художественной жизни Москвы. После прекращения периодических выставок его деятельность свелась к устройству благотворительных мероприятий в пользу нуждающихся художников и учащихся МУЖВЗ. В начале февраля 1917 члены общества предложили собрать средства на строительство в Москве «Дворца искусств», однако из-за революционных событий планы не были реализованы. В 1918 МОЛХ прекратило существование.