Московское общество любителей художеств
1860–1918, Москва
Члены-художники: И. К. Айвазовский, М. Х. Аладжалов, С. Н. Амосов, А. Е. Архипов, В. П. Батурин, Я. С. Башилов, Н. А. Богатов, И. П. Богданов, М. П. Боткин, Ф. А. Бронников, В. А. Брызгалов, В. К. Бялыницкий-Бируля, А. М. Васнецов, В. П. Верещагин, П. П. Верещагин, Е. Н. Виллиам, С. А. Виноградов, С. М. Волнухин, Е. К. Врангель, Н. Н. Ге, М. М. Гермашев, К. К. Герц, А. С. Голубкина, А. Г. Горавский, И. Л. Горохов, Н. К. Грандковский, Н. Я. Грибков, С. И. Грибков, Н. В. Досекин, С. Ю. Жуковский, Ф. С. Журавлёв, И. Л. Калмыков, Л. Л. Каменев, Н. А. Касаткин, А. А. Киселев, Н. А. Клодт фон Юргенсбург, А. М. Корин, П. И. Коровин, К. А. Коровин, С. А. Коровин, Н. А. Кошелев, И. Н. Крамской, С. П. Кувшинникова, К. В. Лебедев, И. И. Левитан, А. В. Маковский, Н. Е. Маковский, С. В. Малютин, В. Н. Мешков, Н. В. Мещерин, С. Д. Милорадович, А. В. Моравов, Н. В. Неврев, И. С. Остроухов, Л. О. Пастернак, В. В. Переплётчиков, В. Г. Перов, Л. Ф. Пищалкин, Е. Д. Поленова, Е. И. Посполитаки, А. Ф. Протопопов, И. М. Прянишников, В. В. Пукирев, В. Н. Пчелин, Н. Е. Рачков, В. М. Резанов, Ф. И. Рерберг, А. К. Саврасов, Н. Е. Сверчков, В. А. Серов, К. П. Степанов, Я. П. Турлыгин, А. И. Чирков, И. И. Шишкин, П. М. Шмельков, В. К. Штемберг, А. Н. Шурыгин, С. М. Шухвостов, В. Е. Экгорст, Н. Л. Эллерт, С. Д. Эрьзя, А. С. Янов, Ф. И. Ясновский и другие.
Почетные члены и члены-любители: Н. В. Баснин, А. А. Бахрушин, Д. П. Боткин, Ф. И. Буслаев, В. М. Васнецов, Д. В. Григорович, В. А. Долгорукий, Н. В. Исаков, И. Н. Кнебель, В. Е. Маковский, А. И. и С. Т. Морозовы, Г. Г. Мясоедов, В. Ф. Одоевский, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, великий князь Сергей Александрович, В. И. Суриков, Л. Н. Толстой, П. М. и С. М. Третьяковы, А. С. Уваров, П. И. Харитоненко, А. И. Хлудов и другие.
Выставки: 1-я периодическая (1880/1881, Москва) — 32-я периодическая (1913, Москва); выставки этюдов и рисунков (1889–1892, Москва); выставки акварелей, пастелей и рисунков (1895–1902, Москва).
Крупнейшая в Москве художественная и благотворительная организация; основана любителями искусства М. Е. Криштафовичем, братьями С. И. и П. И. Миллерами, которые с 1858 еженедельно собирали кружок художников и коллекционеров. 13 мая 1860 был утвержден устав, согласно которому общество призвано было «содействовать распространению и процветанию художеств… обеспечить талантливых и трудолюбивых художников после их выхода из художественно-учебных заведений; сблизить любителей с художниками и положить основание Московской Публичной художественной галереи». С незначительными редакционными изменениями устав действовал вплоть до 1918. В 1861 общество насчитывало 109 членов.
С 1867 МОЛХ находилось под августейшим покровительством великой княгини (с 1881 — императрицы) Марии Фёдоровны. Первым председателем стал С. И. Миллер (1860–1862), затем эту должность занимали Н. В. Исаков (1862–1863), А. С. Уваров (1863–1877), Д. П. Боткин (1877–1889), С. М. Третьяков (1890–1892), К. М. Быковский (1892–1901), И. Е. Цветков (1901–1905), Н. И. Боткин (1908–1911), С. Д. Телешов (1911–1912), В. Д. Голицын (1912–1918). Делами общества управлял Комитет из двенадцати членов, восемь из которых были любителями, четверо — художниками (из художников в него в разное время входили И. И. Левитан, Н. В. Неврев, В. Г. Перов, В. Д. Поленов, В. В. Пукирев, П. М. Шмельков и другие). Присуждением премий занималась специально учрежденная комиссия.
Общество не имело какой-либо определенной программы и привлекало на выставки художников различных направлений и объединений, в том числе членов Товарищества передвижников, Московского товарищества художников, Союза русских художников.
Основным направлением деятельности МОЛХ в первое десятилетие было устройство постоянной, периодически обновляемой выставки картин, которая, по существу, явилась первой в Москве публичной художественной галерей. Благодаря усилиям ряда художников и меценатов на выставке впервые экспонировались для московской публики такие картины как «Явление Христа народу» А. А. Иванова, «Княжна Тараканова» К. Д. Флавицкого, «Шутники. Гостиный двор в Москве» И. М. Прянишникова, «Тройка» В. Г. Перова, «Неравный брак» В. В. Пукирева, Тайная вечеря» Н. Н. Ге. Здесь были развернуты экспозиции русских отделов лондонской (1862) и парижской (1867) Всемирных выставок, в 1868–1869 состоялась обширная выставка портретов из частных собраний, в 1890 — произведений мастеров западноевропейской живописи из частных коллекций. В конце 1880-х популярность постоянной выставки МОЛХ заметной упала в связи с открытием для общего доступа Третьяковской галереи; после 1893 она не возобновлялась.
С 1880 по 1913 общество ежегодно устраивало периодические выставки, которые, как правило, открывались к Рождеству. Наряду с этим в 1889–1892 проводились ежегодные выставки этюдов и рисунков, а в 1895–1902 — выставки акварелей, пастелей и рисунков. Был проведен ряд персональных и тематических выставок: К. А. Трутовского (1893, посмертная), К. П. Брюллова (1899, к 100-летию со дня рождения), И. И. Левитана (1911, к 10-летию со дня смерти), выставка изображений Христа и другие.
На выставках МОЛХ впервые были показаны такие произведения как «Лосиный остров в Сокольниках» (постоянная выставка, 1870, 1-я премия), «Грачи прилетели» (постоянная выставка, 1871) А. К. Саврасова, «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны» В. И. Якоби (постоянная выставка, 1873), «Девочка с персиками» (1-я премия), «Девушка, освещенная солнцем», «Заросший пруд. Домотканово» В. А. Серова (все — 8-я периодическая выставка, 1888/1889) «Обед работников» С. А. Виноградова (3-я премия), «Весна в Италии» И. И. Левитана (обе –10-я периодическая выставка, 1890/1891) и другие. На этюдных выставках демонстрировались этюды и эскизы к картинам «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова (выставка 1889), этюды И. И. Левитана, выполненные в Плесе и Италии, этюды В. А. Серова, выполненные в Домотканово (выставка 1890). Периодические, этюдные и акварельные выставки, как правило, сопровождались изданием каталогов.
С 1860-х МОЛХ систематически устраивало художественные конкурсы и присуждало премии из специально основанных именных фондов. В разное время были учреждены премии: им. В. П. Боткина (за жанровую картину и пейзаж), им. Л. Н. Панина (за портрет), им. И. Е. Репина и им. В. Д. Поленова (за жанр), им. Н. С. Мосолова (за офорт и акварельный пейзаж). Проводились благотворительные лотереи, аукционы, распродажи; средства, вырученные от них, направлялись на помощь молодым художникам, в частности на оплату заграничных командировок. В 1872 обществом был создан «Фонд для вспомоществования бедным и престарелым художникам и их семьям». В 1910 в ознаменование 50-летия МОЛХ были учреждены стипендии для учащихся МУЖВЗ.
В 1870 при МОЛХ открылись Рисовальные классы, в которых преподавали В. О. Шервуд, В. Г. Перов, И. М. Прянишников; члены общества могли заниматься в них бесплатно. В 1869 была учреждена библиотека, в которую регулярно поступали практически все издания по искусству русской и европейской периодической печати.
В 1894 МОЛХ организовало 1-й Съезд русских художников и любителей художеств, на который собралось более 700 делегатов. Созыв съезда был приурочен к передаче в дар Москве картинной галереи П. М. и С. М. Третьяковых.
На рубеже веков, с появлением многочисленных объединений и группировок, МОЛХ постепенно утрачивало ведущую роль в художественной жизни Москвы. После прекращения периодических выставок его деятельность свелась к устройству благотворительных мероприятий в пользу нуждающихся художников и учащихся МУЖВЗ. В начале февраля 1917 члены общества предложили собрать средства на строительство в Москве «Дворца искусств», однако из-за революционных событий планы не были реализованы. В 1918 МОЛХ прекратило существование.
- 26.02.2021 Спасаться от вируса можно в музее Немецкие учёные оценили риски заражения COVID-19 в различных общественных пространствах: музеи и театры оказались гораздо безопаснее других закрытых помещений — супермаркетов, офисов или ресторанов
- 25.02.2021 Картины, созданные нейросетью, для большинства людей неотличимы от работ настоящих художников Так утверждает недавнее исследование, проведенное профессором Университета штата Колорадо
- 24.02.2021 Раскрыты новые тайны известных картин Мунка и Дали Эдвард Мунк собственноручно расписался в своём сумасшествии на картине «Крик». А малоизвестный подготовительный эскиз к картине «Тайная вечеря» рассказал о влиянии на Сальвадора Дали старых мастеров и французского салона
- 20.02.2021 Архив Александра Колдера выложили в Интернет Фонд Александра Колдера оцифровал тысячи работ, фотографий, архивных документов и публикаций
- 19.02.2021 «Импровизации» Кандинского зазвучали по-новому При помощи технологий искусственного интеллекта была воссоздана музыка, под которую мог рисовать свои абстракции Василий Кандинский
- 26.02.2021 Картина Эрика Булатова продана на AI аукционе за 8,85 млн рублей Это рекорд для работ Булатова на российских открытых торгах, а также лучшая продажа за всю историю AI аукциона! Суммарная выручка AI аукциона № 368 достигла 13,1 млн рублей. Продано рекордное число лотов — 23
- 26.02.2021 Новый рекорд цифрового искусства — $6,6 млн Работа «Перекрестки» художника Beeple, которая является невзаимозаменяемым токеном, на этой неделе была продана за рекордную сумму не только для NFT-арта, но и всего цифрового искусства
- 25.02.2021 Sotheby’s продаст коллекцию послевоенного искусства на $150 млн Аукционный дом заполучил для продажи известную коллекцию техасской миллиардерши Энн Марион, включающую первоклассные работы Клиффорда Стилла, Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна и др.
- 24.02.2021 Токен-арт-мания в разгаре $560 тысяч за котика с радугой и $450 тысяч за комплект цифровой мебели! Продажи произведений цифрового искусства, являющихся невзаимозаменяемыми токенами NFT, выходят на новый уровень
- 19.02.2021 Итоги AI аукциона № 367 Суммарная выручка превысила 9,4 миллиона рублей
- 26.02.2021 Мнение. Когда падет миллиард Новая рубрика AI открывает серию очерков, написанных функционерами рынка искусства на выбранные ими темы. В первом материале мы зададимся вопросом: когда же будет превышена ценовая планка в $1 млрд за предмет искусства?
- 24.02.2021 Теория заблуждений: галереи — смертельные враги В рубрике «Теория заблуждений» мы искореняем мифы, которые удачно выдаются за факты и негативно влияют на развитие рынка искусства и инвестиционный климат. Сегодня мы разберемся, существует ли вражда между соперничающими за рынок галереями
- 15.02.2021 Персона недели: Геннадий Красношлыков Геннадий Красношлыков — современный российский скульптор, которого можно отнести к художникам, сохраняющим пластическую культуру и продолжающим развивать в своем искусстве традиции русского и европейского искусства
- 15.02.2021 Открыты 53-и торги проекта «XXI век. Современное российское искусство» Куратор Екатерина Шмакова представляет работы современных скульпторов Михаила Дронова, Геннадия Красношлыкова, Андрея Криволапова, Кирилла Протопопова, Александра Смирнова-Панфилова, Бориса Чёрствого
- 15.02.2021 Художник недели: Аристарх Лентулов История, ценовые и маркетинговые показатели художника Аристарха Васильевича Лентулова, неуемного экспериментатора, получившего звание «самого веселого художника своего поколения»
- 20.02.2021 Выставка «Видения звезд» в Фонде культуры «Екатерина» Дебют творческого дуэта ППСС в составе Павла Пепперштейна и Сони Стереостырски на выставке в Фонде «Екатерина» на Кузнецком мосту
- 12.02.2021 В Париже покажут знаменитую коллекцию Морозовых Открытие выставки запланировано на май, — сообщил российский посол во Франции Алексей Мешков
- 10.02.2021 Россия и Италия готовятся к перекрестному Году музеев 2021/2022 В рамках года музейного обмена в разных городах России пройдут выставки из музеев Бергамо, Брешии, Умбрии, Турина и др. Среди планируемых мероприятий — выставки Джузеппе Арчимбольдо, Альберто Бурри и графики Леонардо
- 22.01.2021 Выставка Андрея Гросицкого в Московском музее современного искусства Московские музеи возобновили работу. В ММОМА на Петровке открылась выставка Андрея Гросицкого «Вещность»
- 18.01.2021 В московском метро показывают плакаты из Пушкинского музея Рекламные плакаты знаменитой Лондонской подземки из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина можно увидеть в галерее «Метро» на станции «Выставочная»
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн