1840–1918
Живописец, график, художник-монументалист.
Родился в семье крепостного крестьянина. Детство провел в Арзамасе. В 1851–1853 обучался у живописца-ремесленника Давыдова в Нижнем Новгороде. В 1856 переехал в Казань, где некоторое время обучался у итальянского художника Ботелли. Работал в области церковной живописи, создавал росписи и образа для церквей. В 1860 приехал в Петербург, где поступил в ИАХ. Занимался сначала в качестве вольноприходящего, с 1863 — постоянного ученика в классе исторической живописи под руководством А. Т. Маркова и Ф. А. Бруни. За период обучения неоднократно отмечался медалями: в 1862 — тремя малыми серебряными медалями за картину «Первое число», этюд и рисунок с натуры, а также большой серебряной медалью за этюд с натуры, в 1864 — малой золотой медалью за программную картину «Меркурий усыпляет Аргуса, чтобы похитить нимфу Ио». Из-за недостатка средств не смог принять участие в конкурсе на большую золотую медаль. Несмотря на это, в 1865 был удостоен звания классного художника 1-й степени «за познания в живописи исторической и портретной».
С 1864 работал в художественной артели П. А. Крестоносцева. С 1865 входил в Санкт-Петербургскую Артель художников, возглавляемую И. Н. Крамским. В 1865 получил заказ на создание иллюстраций к изданию Дементьева и Золотова «Русская история в картинах», для которого выполнил более 60 рисунков. В том же году получил 2-ю премию Общества поощрения художников за картину «Офеня-коробейник».
Осенью 1865 по приглашению И. Н. Крамского уехал в Москву для завершения росписей главного купола Храма Христа Спасителя. В 1868 снова работал над росписями Храма Христа Спасителя по картонам П. В. Басина. Кроме того, создал в соборе композиции по собственным рисункам: «Господь, восседающий на престоле с книгой о семью печатях» в северном своде (1871), «И слово плоть бысть» в южном (1873), «Семь таинств церкви» в восточном (1876), «Поклонение 24 царей» в западном (1876), а также «Вседержитель, восседающий на троне» под главным куполом (1879). В 1873 за работы в Храме был удостоен звания академика, в 1878 — профессора.
В 1878 отправился в заграничную поездку, посетил Берлин, Дрезден, Франкфурт, Вену, Париж. В 1880–1881 жил в Риме, где работал над картиной «Погребение Христа».
В 1881 возвратился в Россию, жил попеременно в Москве и Петербурге. Участвовал в выставках в залах ИАХ, Московского общества любителей художеств (член Общества с 1871), Санкт-Петербургского общества художников (с 1891). В 1881 в Санкт-Петербурге, Гатчине и Москве прошли персональные выставки произведений Кошелева.
Занимался преподавательской деятельностью. Вел живопись и рисование в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, читал курс истории искусства в МУЖВиЗ. В 1880-х — 1890-х был инспектором Строгановского художественно-промышленного училища.
В 1882 был привлечен к реставрации росписей главного купола Исаакиевского собора. Выполнял эскизы для мозаик и росписей храма Спаса на крови (Воскресения Христова) в Петербурге. Работал над росписями православного собора в Варшаве. В 1891 совершил поездку в Египет и на Ближний Восток, во время которой исполнил более двадцати образов на темы Страстей Христовых для русской церкви Св. Александра Невского в Иерусалиме.
В 1896 стал одним из инициаторов создания Нижегородского художественного и исторического музея, которому подарил некоторые свои произведения, в частности «Погребение Христа». В 1903 путешествовал по Крыму. В 1911–1912 участвовал в организации и проведении Всероссийского съезда художников.
Кошелев — один из крупнейших русских живописцев второй половины XIX века, проявивший себя в различных областях искусства. В его творческом наследии —церковные росписи и образа, картины на исторические и библейские сюжеты, жанровые композиции, портреты, пейзажи. Наибольшую известность мастеру принесли монументальные росписи и произведения религиозного содержания, созданные в традициях академического искусства того времени. Несколько иной характер носят картины бытового жанра, близкие передвижническому реализму стремлением к жизненной правде, обличительной интонацией, «литературностью» темы.
Произведения Кошелева находятся во многих музейных собраниях России, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Нижегородском государственном художественном музее и других.
Арт-кинозал: Украденная картина
22.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе