Санкт-петербургское общество художников
1890–1918, Санкт-Петербург — Петроград
Члены-учредители: Н. П. Загорский, В. Г. Казанцев, А. Д. Кившенко, И. Е. Крачковский, К. Я. Крыжицкий, Л. Ф. Лагорио, А. И. Мещерский, В. И. Навозов, А. А. Писемский, Н. С. Самокиш, Н. А. Сергеев.
Действительные члены и экспоненты: Н. А. Ассанович, П. С. Афанасьев, Н. Н. Ачкасов, М. М. Бабут, С. В. Бакалович, Г. К. Бакмансон, М. А. Балунин, В. П. Батурин, Г. З. Башинджагян, В. В. Беляев, Р. А. Берггольц, М. А. Беркос, Н. Д. Благовещенский, П. П. Болотов, Н. Е. Бубликов, Н. Н. Бунин, Ф. Ф. Бухгольц, Ф. М. Вахрушов, И. А. Вельц, П. К. Вениг, В. П. Верещагин, А. Б. Виллевальде, Е. К. Врангель, Д. М. Гаврильцев, И. С. Галкин, Я. В. Гансон, П. И. Геллер, Г. И. Георгиев, А. А. Гирв, И. Л. Горохов, М. М. Гохштейн, В. Ф. Граве, Н. Н. Гриценко, Д. Т. Дешин, М. Л. Диллон, А. С. Егорнов, С. С. Егорнов, Д. А. Жудин, Г. А. Заборовский, Н. А. Заборовский, В. М. Зенченко, Л. Т. Злотников, М. И. Игнатьев, В. М. Измайлович, М. С. Иоффе, Г. О. Калмыков, Й. Келлер-Вилианди, Г. А. Кемминг, Е. Н. Клокачева, П. О. Ковалевский, М. И. Коноплев, Н. А. Кошелев, П. О. Кюфферле, К. П. Левин, Д. П. Левшин, С. Е. Леднев-Щукин, Э. К. Липгарт, Я. И. Лысов, В. В. Мазуровский, М. Л. Маймон, В. Г. Малышев, Г. М. Манизер, Н. С. Матвеев, П. Р. Медем, В. И. Навозов, Н. Н. Никольский, А. Н. Новоскольцев, А. Э. Овандер, Э. А. Олькойн, А. К. Осоргина, Д. М. Палатко, М. И. Пален, И. Ф. Палшков, И. А. Пасс, И. А. Пелевин, С. К. Пиотрович, П. И. Поляков, А. М. Прокофьев, Ю. М. Пэн, А. Н. Разчубкин, И. Г. Рашевский, Ф. П. Ризниченко, М. Д. Салтыков, В. А. Самойлова, П. А. Сведомский, Ю. Н. Свирская, И. В. Симаков, Е. Н. Стахеева-Кашкадамова, В. Н. Степанова, Н. Д. Столяров, М. Г. Сухоровский, Ф. В. Сычков, И. И. Творожников, Т. М. Терпиловская, И. П. Трутнев, Тэдди, Ю. И. Феддерс, М. А. Фёдорова, В. Н. Федорович, И. П. Фёдоров-Керченский, О. О. Фрейвирт-Лютцов, Р. Ф. Френц, П. В. Чесноков, Н. И. Шатилов, В. Д. Шляков, В. П. Шритбер, В. К. Штембер, А. Р. Эберлинг, С. И. Юнкер-Крамская и другие.
Почетные члены: Д. В. Григорович, Г. П. Кондратенко, К. Е. Маковский, Г. И. Семирадский.
Выставки: 1-я (1891, Москва) — 26-я (1918, Петроград).
Общество академического направления. Созданию предшествовали «декабрьские выставки» 1889 и 1890 годов, в которых участвовали его будущие основатели. 21 ноября 1890 был утвержден устав, согласно которому общество ставило целью: «а) Содействие развитию и распространению искусства в России; б) Упрочнение нравственного и материального положения общества и его отдельных членов; в) Стремление дать возможность членам общества знакомить публику со своими произведениями в России и за границей; г) Ограждение интересов отдельных членов общества в художественном и материальном отношении».
24 января 1891 состоялось торжественное открытие Общества, которое на тот момент объединяло 55 членов. Первым председателем правления стал А. И. Мещерский (1891–1892), затем этот пост занимали А. Д. Кившенко (1892–1894), Г. П. Кондратенко (1897–1917, с перерывом), А. С. Егорнов, Р. А. Берггольц, К. Е. Маковский (1898–1899). С 1908 Общество располагалось в доме № 12 по Зверинской улице в Петербурге.
Основным направлением деятельности Общества было устройство регулярных выставок в Петербурге и Москве (с 1894 регулярные выставки проводились и в Петербурге, и в Москве). Наряду с «очередными» проходили «осенние» выставки. В 1898 и 1901 состоялись «Народные выставки» с дешевыми билетами для представителей низших сословий. Помимо Петербурга и Москвы, Общество устраивало выставки в Киеве, Риге, Харькове, Одессе, Екатеринославле, участвовало в художественном отделе Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки в Нижнем Новгороде (1896), провело ряд благотворительных выставок («Выставка произведений искусства в пользу инвалидов-поляков», 1916, Петроград). Регулярные выставки сопровождались изданием каталогов. Петербургские выставки проходили в залах Общества поощрения художеств, Академии наук, Конногвардейском манеже.
Выставки были посещаемы. Так, в сезоне 1899/1900 регулярную выставку общества посетило 10 480 человек, что уступало по численности только выставкам Общества русских акварелистов (свыше 30 000 посетителей), ТПХВ (20 343 — в Петербурге и свыше 11 000 в Москве) и Весенней выставке ИАХ (13 240); было продано 66 работ на общую сумму в 40 000 рублей. При этом выставки Общества подвергались резкой критике идеологами демократического реализма, в начале 1900-х — приверженцами новых течений. Центральное место на выставках отводилось картинам на темы античной истории, аллегорическим сюжетам, салонному портрету. Современники рассматривали возникновение Общества как «закономерное следствие самоутверждения академизма в борьбе против передвижничества».
В конце 1903 в результате внутреннего конфликта в Обществе произошел раскол и его покинула большая группа художников во главе с Р. А. Берггольцем. Вскоре вышедшие из Общества основали Товарищество художников, которое основывалось на схожей идейно-художественной платформе. С началом Первой мировой войны Общество было переименовано в Петроградское общество художников. Последние выставки (26-я и «Осенняя») состоялись в 1918. После этого Общество прекратило существование.
- 26.04.2024 Экономическая модель Центра Помпиду оказалась неустойчивой Это следует из результатов аудита, проведенного Счетной палатой Франции
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 26.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 527 Общая выручка составила 17,9 млн рублей
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 15.04.2024 Открыты 526-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 6 листов оригинальной и один — печатной графики, две работы в смешанной технике, одна скульптура и одна икона
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 26.04.2024 В Русском музее открылась выставка работ Ивана Вишнякова Многие из работ выдающегося мастера XVIII века зрители увидят впервые
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
Топ 24
- 1. Джефф Кунс$91,07 млн
- 2. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 3. Герхард Рихтер$46,3 млн
- 4. Цуй Жучжо$39,57 млн
- 5. Джаспер Джонс$36 млн
- 6. Эд Рушей$30,4 млн
- 7. Кристофер Вул$29,9 млн
- 8. Питер Дойг$28,81 млн
- 9. Фрэнк Стелла$28 млн
- 10. Ёсимото Нара$24,95 млн
- 11. Цзэн Фаньчжи$23,3 млн
- 12. Роберт Райман$20,6 млн
- 13. Дэмиен Херст$19,2 млн
- 14. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 15. Марк Гротьян$16,8 млн
- 16. Такаси Мураками$15,16 млн
- 17. KAWS$14,48 млн
- 18. Цзинь Шани$13,89 млн
- 19. БЭНКСИ$12,14 млн
- 20. Джон Каррен$12 млн
- 21. Брайс Марден$10,917 млн
- 22. Пьер Сулаж$10,6 млн
- 23. Чжан Сяоган$10,16 млн
- 24. Брюс Науман$9,9 млн