Санкт-петербургское общество художников

1890–1918, Санкт-Петербург — Петроград

Члены-учредители: Н. П. Загорский, В. Г. Казанцев, А. Д. Кившенко, И. Е. Крачковский, К. Я. Крыжицкий, Л. Ф. Лагорио, А. И. Мещерский, В. И. Навозов, А. А. Писемский, Н. С. Самокиш, Н. А. Сергеев.

Действительные члены и экспоненты: Н. А. Ассанович, П. С. Афанасьев, Н. Н. Ачкасов, М. М. Бабут, С. В. Бакалович, Г. К. Бакмансон, М. А. Балунин, В. П. Батурин, Г. З. Башинджагян, В. В. Беляев, Р. А. Берггольц, М. А. Беркос, Н. Д. Благовещенский, П. П. Болотов, Н. Е. Бубликов, Н. Н. Бунин, Ф. Ф. Бухгольц, Ф. М. Вахрушов, И. А. Вельц, П. К. Вениг, В. П. Верещагин, А. Б. Виллевальде, Е. К. Врангель, Д. М. Гаврильцев, И. С. Галкин, Я. В. Гансон, П. И. Геллер, Г. И. Георгиев, А. А. Гирв, И. Л. Горохов, М. М. Гохштейн, В. Ф. Граве, Н. Н. Гриценко, Д. Т. Дешин, М. Л. Диллон, А. С. Егорнов, С. С. Егорнов, Д. А. Жудин, Г. А. Заборовский, Н. А. Заборовский, В. М. Зенченко, Л. Т. Злотников, М. И. Игнатьев, В. М. Измайлович, М. С. Иоффе, Г. О. Калмыков, Й. Келлер-Вилианди, Г. А. Кемминг, Е. Н. Клокачева, П. О. Ковалевский, М. И. Коноплев, Н. А. Кошелев, П. О. Кюфферле, К. П. Левин, Д. П. Левшин, С. Е. Леднев-Щукин, Э. К. Липгарт, Я. И. Лысов, В. В. Мазуровский, М. Л. Маймон, В. Г. Малышев, Г. М. Манизер, Н. С. Матвеев, П. Р. Медем, В. И. Навозов, Н. Н. Никольский, А. Н. Новоскольцев, А. Э. Овандер, Э. А. Олькойн, А. К. Осоргина, Д. М. Палатко, М. И. Пален, И. Ф. Палшков, И. А. Пасс, И. А. Пелевин, С. К. Пиотрович, П. И. Поляков, А. М. Прокофьев, Ю. М. Пэн, А. Н. Разчубкин, И. Г. Рашевский, Ф. П. Ризниченко, М. Д. Салтыков, В. А. Самойлова, П. А. Сведомский, Ю. Н. Свирская, И. В. Симаков, Е. Н. Стахеева-Кашкадамова, В. Н. Степанова, Н. Д. Столяров, М. Г. Сухоровский, Ф. В. Сычков, И. И. Творожников, Т. М. Терпиловская, И. П. Трутнев, Тэдди, Ю. И. Феддерс, М. А. Фёдорова, В. Н. Федорович, И. П. Фёдоров-Керченский, О. О. Фрейвирт-Лютцов, Р. Ф. Френц, П. В. Чесноков, Н. И. Шатилов, В. Д. Шляков, В. П. Шритбер, В. К. Штембер, А. Р. Эберлинг, С. И. Юнкер-Крамская и другие.

Почетные члены: Д. В. Григорович, Г. П. Кондратенко, К. Е. Маковский, Г. И. Семирадский.

Выставки: 1-я (1891, Москва) — 26-я (1918, Петроград).

Общество академического направления. Созданию предшествовали «декабрьские выставки» 1889 и 1890 годов, в которых участвовали его будущие основатели. 21 ноября 1890 был утвержден устав, согласно которому общество ставило целью: «а) Содействие развитию и распространению искусства в России; б) Упрочнение нравственного и материального положения общества и его отдельных членов; в) Стремление дать возможность членам общества знакомить публику со своими произведениями в России и за границей; г) Ограждение интересов отдельных членов общества в художественном и материальном отношении».

24 января 1891 состоялось торжественное открытие Общества, которое на тот момент объединяло 55 членов. Первым председателем правления стал А. И. Мещерский (1891–1892), затем этот пост занимали А. Д. Кившенко (1892–1894), Г. П. Кондратенко (1897–1917, с перерывом), А. С. Егорнов, Р. А. Берггольц, К. Е. Маковский (1898–1899). С 1908 Общество располагалось в доме № 12 по Зверинской улице в Петербурге.

Основным направлением деятельности Общества было устройство регулярных выставок в Петербурге и Москве (с 1894 регулярные выставки проводились и в Петербурге, и в Москве). Наряду с «очередными» проходили «осенние» выставки. В 1898 и 1901 состоялись «Народные выставки» с дешевыми билетами для представителей низших сословий. Помимо Петербурга и Москвы, Общество устраивало выставки в Киеве, Риге, Харькове, Одессе, Екатеринославле, участвовало в художественном отделе Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки в Нижнем Новгороде (1896), провело ряд благотворительных выставок («Выставка произведений искусства в пользу инвалидов-поляков», 1916, Петроград). Регулярные выставки сопровождались изданием каталогов. Петербургские выставки проходили в залах Общества поощрения художеств, Академии наук, Конногвардейском манеже.

Выставки были посещаемы. Так, в сезоне 1899/1900 регулярную выставку общества посетило 10 480 человек, что уступало по численности только выставкам Общества русских акварелистов (свыше 30 000 посетителей), ТПХВ (20 343 — в Петербурге и свыше 11 000 в Москве) и Весенней выставке ИАХ (13 240); было продано 66 работ на общую сумму в 40 000 рублей. При этом выставки Общества подвергались резкой критике идеологами демократического реализма, в начале 1900-х — приверженцами новых течений. Центральное место на выставках отводилось картинам на темы античной истории, аллегорическим сюжетам, салонному портрету. Современники рассматривали возникновение Общества как «закономерное следствие самоутверждения академизма в борьбе против передвижничества».

В конце 1903 в результате внутреннего конфликта в Обществе произошел раскол и его покинула большая группа художников во главе с Р. А. Берггольцем. Вскоре вышедшие из Общества основали Товарищество художников, которое основывалось на схожей идейно-художественной платформе. С началом Первой мировой войны Общество было переименовано в Петроградское общество художников. Последние выставки (26-я и «Осенняя») состоялись в 1918. После этого Общество прекратило существование.

Медем, Павел Романович1858 -1-я треть ХХ века (?)
  • 06.06.2019 Итоги русской недели в Лондоне. Июнь 2019 года. Как сбылись прогнозы AI Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Русские торги в Лондоне в июне 2019. Прогноз AI Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх