1843–1902
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Хенрык
Живописец, график
Родился в семье генерала драгунского полка царской армии, выходца из Польши. В 1850-х учился во 2-ой харьковской гимназии у Д. И. Безперчего. В 1860–1864 учился на физико-математическом факультете Харьковского университета, который окончил со званием кандидата физико-математических наук. Параллельно брал частные уроки живописи и рисунка у Безперчего.
В 1864–1870 учился в ИАХ, сперва в качестве вольнослушателя, затем — постоянного ученика у К. Б. Венига и Б. П. Виллевальде. За период обучения неоднократно отмечался наградами: в 1865 — малой серебряной медалью за эскиз «Ангел смерти избивает всех первенцев Египта», в 1866 — малой и большой серебряными медалями за рисунок и этюд с натуры, в 1868 — малой серебряной медалью за картину «Диоген, разбивающий чашу», в 1869 получил денежную премию за эскиз композиции «Разрушение Содома и Гоморры». В 1870 за программную картину «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу во время тяжкой болезни» награжден большой золотой медалью. В том же году был выпущен из Академии со званием классного художника 1-й степени и правом пенсионерской поездки за границу сроком на шесть лет.
В 1871–1877 — пенсионер ИАХ. С осени 1871 до весны 1872 жил в Мюнхене, где знакомился с творчеством К.-Т. фон Пилоти и В. фон Каульбаха. В апреле 1872 переехал в Италию, некоторое время находился во Флоренции, в мае поселился в Риме. В 1873 за картину «Грешница», написанную по заказу великого князя Владимира Александровича на сюжет одноименной поэмы А. К. Толстого, был удостоен звания академика. На Всемирной выставке в Вене в 1873 за это же произведение был отмечен медалью «За искусство». В 1874 экспонировал «Грешницу» на специальной выставке в Варшаве, пожертвовав доход от выставки в пользу нуждающихся польских художников. В 1876 окончил картину «Светочи христианства» («Факелы Нерона»), которая в 1876–1881 была показана во многих европейских городах: Риме, Вене, Мюнхене, Берлине, Петербурге, Варшаве, Кракове, Львове, Париже, Познани, Праге, Москве, Лондоне, Цюрихе, Дрездене, Стокгольме, Копенгагене и Амстердаме. В 1876 был признан членом Академий художеств в Берлине, Стокгольме, Риме, Турине и Париже. В 1877 получил за картину звание профессора ИАХ.
После окончания срока пенсионерства оставался в Риме, где имел мастерскую, сохраняя контакты с ИАХ. В 1878 галерея Уффици во Флоренции заказала Семирадскому его автопортрет. С 1879 проводил летние месяцы в своем имении Стражалков под Новорадомском близ Ченстоховы. С 1893 — действительный член ИАХ.
Участвовал во многих международных выставках: в 1876 был награжден золотой медалью на Всемирной выставке в Филадельфии за картину «Продавец амулетов», в 1878 — большой золотой медалью и орденом Почетного легиона на Всемирной выставке в Париже за картины «Светочи христианства» («Факелы Нерона») и «Трудный выбор» («Женщину или вазу?»), в 1880 — золотой медалью на Международной выставке в Мельбурне за картину «Изаварийские пираты, продающие добычу» («В логове пиратов»).
Присылал свои работы на академические выставки (1872–1889, с перерывами), выставки Московского общества любителей художеств (1880–1882), Общества поощрения художеств (1886), Санкт-Петербургского общества художников (1898 и 1903). Провел персональные выставки во Львове (1888 и 1890), Москве (1889, 1898) и Петербурге (1889, 1898). В 1889 картина «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» была приобретена с персональной выставки Александром III и легла в основу коллекции Русского музея.
Много работал в области монументальной и декоративной живописи. В 1876–1879 был привлечен к росписи Храма Христа Спасителя в Москве. В 1883–1884 написал две композиции («Похороны руса в Булгаре» и «Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году») для оформления зала Х века Российского Исторического музея. В 1883 расписал плафон «Свет и тьма» во дворце графов Завишей в Варшаве. Создал плафоны «Аврора» (1886) и «Весна» (1890) в доме Ю. С. Нечаева-Мальцева в Петербурге. Написал алтарную картину «Христос, усмиряющий бурю» для костела евангелистов Кракове (1882), образ «Евангелист Лука» и композицию «Мученичество Св. Тимофея и его жены Марии» для Исаакиевского собора в Петербурге (1886), алтарные композиции «Воскресение» для костела Всех Святых в Варшаве и «Вознесение» для костела монашеского ордена Воскресения Христова в Риме, «Распятие» для польского костела в Харькове (1891). В 1890 исполнил композиции «Апофеоз Коперника» и «Въезд Георгия Оссолинского в Рим» для библиотеки Варшавского университета. Создал занавесы Краковского (1894) и Львовского (1900) театров.
Собрал значительную коллекцию античных древностей.
В 1902 был похоронен на Варшавском кладбище Повонзки, в 1903 перезахоронен в Кракове в костеле Паулинов на Скалке — некрополе крупнейших деятелей польской культуры.
В 1903 прошла мемориальная выставка Семирадского в Варшаве. Ретроспективные выставки художника состоялись в Варшаве (1939), Лодзи (1968), Кракове (1980), Львове (2002).
Семирадский — крупнейший представитель академического, «салонного» искусства в России второй половины XIX века. В своем творчестве отдавал предпочтение сюжетам из античной и раннехристианской истории. Произведения художника в основном представляют собой большие многофигурные композиции, отличаются мастерством построения, тщательностью рисунка, светлым колоритом, детальной разработкой эффектов солнечного освещения.
Произведения Семирадского находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Национальном музее в Кракове, Львовской государственной картинной галерее, галерее Уффици во Флоренции и других.
Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Литература: Дирк Болл. Искусство и его рынок
06.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе