Art Investment

Литература: Дирк Болл. Искусство и его рынок

Самое полное и доступное издание об экосистеме обращения художественных ценностей

Art and its Market (Искусство и его рынок)

автор: Дирк Болл

год издания: 2024

456 страниц

издательство: Hatje Cantz Verlag, Берлин

ISBN: 9783775757942

В конце ноября до нас добралась самая ожидаемая книга года — шеститомник от Дирка Болла, главы отдела искусства XX и XXI века Christie’s. Глядя на объем, можно подумать, что перед нами либо 258-летняя история аукционного дома, либо мемуары одного из самых успешных топ-менеджеров Christie’s (успевшего в свое время поработать и главой отдела русского искусства). Однако 456-страничная монография — это самый полный и полезный справочник-путеводитель по арт-рынку из когда-либо изданных, и дело далеко не в объеме информации.

Начиная с первых строк и до последних ссылок библиографии книга наполнена бесконечно уважительным отношением к искусству. Возьмем, к примеру, название: мы привыкли, что монографии об арт-рынке именуются авторами — инсайдерами процесса — чаще всего либо провокационно-саркастично («Чучело акулы за $12 млн»), либо снисходительно-иронично («Завтрак у Sotheby’s»). В данном случае Дирк Болл ясно показывает: главным героем его книги (и художественного процесса в целом) является именно искусство, а одноименный рынок — всего лишь его мантия. Тем более удивительно, что это написал человек, в офисе которого к предметам искусства применяется исключительно обезличенный термин asset (с англ. — актив).

Помимо искусства, книга бережно относится и к своему читателю: разделение на шесть отдельных томов в эргономичной коробке служит несомненной практической цели — удобству чтения, когда к нужному разделу можно обратиться, не теребя зазря многостраничный фолиант. А возвращаться и перечитывать непременно будут: «Искусство и его рынок» — это и ретроспектива, и учебник, и справочник; одинаково полезный как историкам искусства, так и практикам арт-рынка, от продавцов до коллекционеров.

Работать над изданием Дирк Болл начал еще в 2019 году, однако наступила пандемия — и исследования пришлось скорректировать. Так увидела свет «внеочередная» книга автора «Что изменилось на этот раз? Экономические кризисы и новые арт-рынки», выпущенная в помощь художественному сообществу в карантинном 2020 году (и тогда же получившая заслуженную рецензию от AI). Переосмыслив влияние пандемии на арт-рынок, Дирк продолжил писать книгу в 2022-м, добавив собственный взгляд на новомодных фаворитов (а для кого-то — выскочек) в лице NFT и генеративного искусства, равно как и на ближневосточный конфликт. Нельзя не отметить язык издания: он легкий и доступный, а все потому, что над текстом работал немец, для которого порядок «подлежащее, сказуемое, второстепенные члены» гораздо важнее витиеватости фраз, коими грешат многие арт-издания. Что приятно — переводчики на английский (оригинальное издание вышло на немецком языке) передали данный порядок с максимальной точностью, под авторским надзором.

Перейдем к структуре книги. Первая часть — «История» — посвящена истории торговли искусством, однако удивительным образом совмещает как художественные процессы того или иного периода, так и характер происходивших в нем рыночных отношений. Интересным авторским решением стало писать об истории искусства не в хронологическом порядке, а выбирать некий сегмент — живопись, скульптуру, декоративные изделия — и исследовать их развитие в каждой отдельной главе. В предисловии к изданию Дирк Болл определил задачу книги как «удаление черных пятен в истории искусства», что также целиком оправданно: мы не перечитываем в сотый раз давно известные факты, а дополняем известную нам историю искусства вкраплениями интересных деталей, которые структурируют экосистему арт-рынка в нашей голове.

Вторая часть — «Игроки» — рассказывает об основных функционерах и персоналиях арт-рынка. Первые представлены как продавцами (аукционы, галереи и дилеры), так и институциями (музеи, исследовательские центры, фонды наследия, корпоративные коллекции). Вторая группа объединяет коллекционеров, кураторов и арт-критиков. Закончив с описанием, далее во второй части Дирк Болл наглядно объясняет, каким образом взаимодействуют участники обеих групп.

Часть третья — «Фундамент» — представляет предметы искусства в качестве капитального актива. Здесь автор с немецкой дотошностью (которая не делает чтение менее увлекательным) разбирает основные экономические теории, индексы, методики оценки и правила инвестирования в искусство, а также фокусируется на юридических аспектах всех типов сделок с художественными ценностями. Отметим, что само название «Фундамент», по мнению Болла, очевидно намекает на финансовый потенциал искусства в качестве залога его успешных продаж (и, что гораздо важнее — перепродаж).

«Товары» — таким словом озаглавлена четвертая часть книги. Здесь Дирк Болл будто вспоминает о своей корпоративной должности и структурирует предметы искусства в соответствии с аукционными торгами — по направлениям, стилям и жанрам. В этом разделе нашлось место и стратегическому партнерству индустрий искусства и моды, и аукционным экспериментам по совмещению классической живописи со скелетами динозавров. «Досталось» по соседству и цифровому искусству, включая работы, созданные искусственным интеллектом.

Пятая часть книги — «Финансовые инструменты» — наименьшая из всех. Оно и понятно (в том числе благодаря откровенному признанию Дирка Болла): пока на арт-рынке основные инструменты монетизации искусства (прямые продажи) будут уделом избранных, любые производные инструменты (аукционные гарантии, деривативы, долевое владение) останутся для «избранных из избранных». То есть почти ни для кого. Тем не менее крайне сложная тема проработана и изложена Боллом очень качественно и пóлно.

Наконец, заключительная, шестая часть — «Продажи» — всецело посвящена торговле искусством: в публичном и приватном секторах, на первичном и вторичном рынках. Автор сохраняет нейтралитет в оценках аукционных домов и галерей, обоим игрокам посвящено равное количество материала. Ближе к концу части (что немного неожиданно для читателя) Дирк Болл начинает подводить итоги не только раздела, но всей монографии целиком — здесь в третий раз крепко достается цифровому искусству, к которому присовокуплены и метавселенные, и автоматическая генерация художественных текстов, и хранение арт-данных в блокчейне. Автору бы остановиться — но его «аукцион» продолжается: после «Заключительной главы» нас ждет раздел с названием «Попытка заключительной главы», в которой Казимир Малевич умирает… в Баухаусе, а Джеймс Кристи оказывается создателем аукционов искусства (последнее отчасти правда, поскольку Джон Сотби на тот момент торговал старой мебелью). Больше всего это похоже на то, что «автоматическая генерация художественных текстов», явно примененная автором при написании последней части, в этот раз дала сбой.

Тем не менее завершается (да-да, с третьего раза!) книга очень любопытно, и отнюдь не по-немецки. Читателя ждет «открытый финал» в виде цитаты нью-йоркского арт-критика Барри Швабски (1957), который посреди карантинного лета 2020 года задался вопросом: «Какое произведение искусства настоящее: то, что на стене, или то, что в вашей голове после того, как вы его увидели? Что важнее, объект или опыт <соприкосновения с объектом>?» Думается, согласно авторскому замыслу, в подсознании читателя эта фраза должна прозвучать так: «Где вы отныне планируете покупать искусство: у каких-то там дилеров или на престижном аукционе?»

Мы же напоследок скажем другое. По состоянию на декабрь 2024 года «Искусство и его рынок» — лучшее обобщенное издание об арт-рынке из всех, что мы читали (а читали мы, по долгу службы, абсолютно все). Сколько оно будет оставаться лучшим, не теряя актуальности, не может предугадать никто: рынок не раз показывал стремительные изменения. Но, имея под рукой шеститомник от Дирка Болла, маневрировать на меняющемся рынке будет куда легче.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20241206_Literature_DirkBoll2.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20241206_Literature_DirkBoll2.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе