Литература: Дирк Болл. Что изменилось на этот раз?
Топ-менеджер Christie’s дает оценку влиянию пандемии коронавируса на рынок искусства и дает прогноз на ближайшие 10 лет
Что изменилось на этот раз? Экономические кризисы и новые арт-рынки
автор: Дирк Болл
год издания: 2020
256 страниц
издательство: HatjeCantz, Германия
ISBN: 9783775748117
«Мы вернулись к нормальному ритму жизни, не так ли? Задумайтесь: возможно, не вирус нарушил наш уклад, а наоборот — ненормальным было наше беспокойное довирусное время?» Слова, которые невольно приходили в голову многим из нас, публично высказала лауреат Букеровской, Нобелевской и многих других премий, польская писательница Ольга Токарчук. Перешагнув из 2020-го в 2021-й, люди традиционно подвели итоги, к своему удивлению обнаружив, что коронавирусный год в итоге привел мир к новому балансу: рухнула выстроенная система глобализации бизнесов — но открылись новые рынки; сломались старые бизнес-модели — но пришла молодая аудитория, готовая к цифровым решениям и онлайн-поступкам; упала производительность труда офисных работников в домашних тапочках — но они получили возможность остановиться в гонке и трезво оценить то, что происходит с ними и вокруг них. Последнее, впрочем, губительно для крупных систем: чем больше времени у человека остается на себя — тем сильнее его способность замечать несовершенства в окружающей жизни, работе и личном пространстве.
Кризисы всегда исправно работали над совершенствованием человека, являясь катализатором движения. Как результат — рождались новые смыслы, определявшие мироустройство на долгие годы. Так, эпидемия бубонной чумы в конце XIV века во многом предопределила рождение Ренессанса, Вторая мировая война спровоцировала формирование арт-рынка в США, а Азиатский кризис начала 1980-х годов этот рынок сформировал окончательно. Находясь на пороге 4-й технологической революции, нельзя не отметить, что ее спусковым крючком послужил не коронавирус, а обвал на «рынке доткомов» (спекулятивно продаваемых интернет-адресов и других цифровых услуг. — AI.), случившийся еще в 2000-м году. Последовавший резкий старт онлайн-проектов с обдуманными бизнес-моделями — не что иное, как груз потерянных денег и упущенных в то время возможностей.
По количеству обзоров, отчетов и прогнозов 2020-му году на арт-рынке в новейшей истории не было равных — но полноценное издание, которое убедительно и информативно объяснило бы, что произошло с миром искусства за последний год и во что все это может вылиться в будущем, рынок ожидал увидеть как минимум под конец 2021-го: даже при наличии онлайн-дистрибуции литературы подобные труды, как правило, согласуются с официальной политикой крупнейших игроков. Однако монография «Что изменилось на этот раз?» официально вышла еще в декабре 2020 года, и согласовывать ее ни с кем не пришлось: ее автор — Дирк Болл — Президент Christie’s в странах Европы, Ближнего Востока, а также России и Индии, представляет как раз ту самую «незримую руку» арт-рынка (одну из двух, шести или десяти — тот еще вопрос. — AI.). Уступив своему конкуренту Sotheby’s по итогам прошлого сезона в объемах продаж (что отчасти было вызвано более медленным переходом к цифровизации), Christie’s, похоже, вознамерился выиграть войну информационную: сперва в формате вебинара перед нами отчитался Гийом Черутти, а сейчас на руках и экранах прогрессивной арт-общественности появилась полноценная книга, написанная топ-менеджером аукционного дома. Будьте уверены: по изложенному в ней сценарию арт-рынок будет двигаться следующее десятилетие — не только потому, что Дирк Болл отменный аналитик, но потому, что изданная монография — это своего рода стратегический план аукционного дома, который он изящно утвердил в публичной среде. На эту мысль наталкивает, в частности, почти 100%-ное исполнение прогнозов Болла, изложенных в более раннем издании — книге 2011 года Art for Sale: a Candid View of the Art Market («Искусство на продажу: объективный взгляд на арт-рынок»), которая оказалась менее раскрученной, чем скандальные издания Дона Томпсона, и избежала переводов и признания на рынках стран СНГ.
Что же обещает миру искусства автор на это раз? Начнем по порядку, а именно — с исторической подводки. Она, кстати, занимает больше половины книги: с немецким упорством Болл последовательно расписывает рецессии 1980-х, 1990-х и 2000-х годов, давая базу для понимания отличий гибридного коронокризиса наших дней. Четвертая часть посвящена событиям и фактам мира искусства в условиях пандемии (c большинством из которых читатели AI знакомы по нашим материалам), а последняя, пятая — модели арт-рынка будущего. Остановимся на главном. На первое место автор выводит проблему адаптации «агломерационого эффекта» — повышения эффективности идей и общей работоспособности человека в условиях социального взаимодействия (синергии коллективной работы). Дирк Болл полагает, что функционеры арт-рынка не могут полностью существовать в цифровом пространстве — и будущее принадлежит смешанной модели, в которой офис становится спорадическим, но важным местом физического взаимодействия и коллективных решений. То же касается и продаж искусства: наряду с онлайн-аукционами и ярмарками покупателям необходим не только физический контакт с предметом искусства и его продавцом, но также друг с другом.
Другие направления, которыми двинется арт-рынок, — приспособление к регионализации, то есть закреплению позиций на местах. В 2020 году глобальная модель продаж искусства, когда азиатские коллекционеры предпочитали покупать в Нью-Йорке, ближневосточные — в Лондоне, а все вместе собирались в Гонконге, Базеле и Майами-Бич, сломалась, однако укрепились региональные рынки. Задача аукционных домов (в частности) — до этих внутренних рынков дотянуться. Неожиданно в книге прозвучало признание кризиса художественной критики, которая стала зависима от продавцов (видимо, имелись в виду продавцы, неугодные Christie’s или всему публичному рынку. — AI.). В будущем, по мнению Болла, все больше прав будет передано коллекционерам — в частности, на основе их вкусовых предпочтений ожидается рождение института «электронного кураторства», дистанционного управления предложением на арт-рынке. Кроме того, что естественно, автором предсказывается укрепление позиций онлайн-аукционов, главным достоинством которых называется доступность — равные возможности для участия, в отличие от вечерних торгов по приглашениям. Автором идеи общедоступности Дирк Болл называет… да-да, Джеймса Кристи (1730–1803), родоначальника аукционного дома Christie’s и формата торгов без деления на социальные группы (в XVIII веке на первые лондонские аукционы допускались все желающие. — AI.).
Начав рецензию с одной цитаты родом из 2020 года, закончим другой. «Стоит ли рисковать своей жизнью, чтобы увидеть выставку Рафаэля в Лондоне? Возможно. Но стоит ли посетить Art Basel в Майами-Бич? Скорее всего, нет». На первый взгляд, слова могут принадлежать куратору, арт-критику или, на худой конец, представителю ВОЗ — словом, максимально нейтральному к арт-рынку человеку. Вы удивитесь: это сказал Эндрю Фабрикант, главный операционный директор Gagosian Gallery. А это означает одно из двух: либо мега-галерея скоро объявит о запуске своего «безопасного» арт-базеля, либо уже придумала, как продать вам Рафаэля прямо с музейной стены. Тогда мы воочию увидим, кто победил на пост-карантинном рынке: публичные продавцы с последовательной «книжной» программой или частные дилеры — с их реальными действиями.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20210202_literature.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20210202_literature.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.