Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
На аукционе представлены произведения русского церковного искусства XVI — начала XX века: иконы и один пример православной деревянной скульптуры
К 1590-м годам относится ростовой образ «Святитель Николай Чудотворец (Можайский)». Святой представлен с мечом в правой руке, охраняющим город с храмом, который он держит в левой руке. Данная иконография воспроизводит деревянный резной скульптурный образ XIV века, почитавшийся в Можайске (ныне хранится в собрании Третьяковской галереи). Красная трехлопастная арка с килевидным завершением повторяет нишу-киот, в котором помещалась деревянная скульптура над воротами крепости. Святитель представлен на голубом фоне, необычен неровный позем в виде темно-зеленых гор. Подножие подчеркивает объемность фигуры, повторяющей деревянную статую. По сторонам от святителя в медальонах изображено так называемое «Никейское чудо»: Христос и Богоматерь подают святому знаки его епископского сана — Евангелие и омофор. Опиленные края доски указывают, что первоначально икона имела клейма со сценами жития святителя Николая. Образ происходит из Сольвычегодска, где работали не только местные, но и лучшие столичные царские мастера, приглашенные Строгановыми. Стройные пропорции фигуры святителя, классический рисунок и мягкий колорит, построенный на сочетаниях тонко подобранных неярких оттенков красок, характерны для московских мастеров позднего XVI века, работавших при царях Феодоре Иоанновиче и Борисе Годунове. В рисунке одежд появляются гибкие изогнутые линии. Изысканно сочетаются розовый, рыжевато-красный, голубой, серо-оливковый, темно-зеленый, светло-желтый и белый цвета. Неярко написаны пробела. Для конца XVI века характерны мягко исполненные лики без темного санкиря и резких белильных высветлений, имеющие теплый рыжеватый оттенок. По стилю к иконе близок иконостас собора Новодевичьего монастыря в Москве 1598 года, царские вклады в Троице-Сергиев монастырь, а также иконы в Великом Устюге и Перми, вложенные по заказу Строгановых.
Ко второй четверти — середине XVII века относится икона «Николай Чудотворец» — поясной образ святителя Николая с «Никейским чудом», созданный в Центральной России. В иконе отразилось влияние архаичных образцов: красно-коричневая фелонь святителя покрыта золотыми лучами ассиста. Новая эстетика XVII века сказалась в изгибе белого омофора на левой руке святителя, в наклоне закрытого Евангелия, ритмически согласованном с жестом правой руки. В изящном рисунке благословляющей руки, в форме головы с огромным округлым лбом, изборожденным изогнутыми морщинками, проявилось стремление иконописца XVII века к декоративности. Лик написан темным вохрением, на котором контрастно выделяются тонкие длинные белильные движки, проведенные уверенными движениями кисти. Темно-охристый фон подчеркивает драгоценность переливающегося облачения Николы. Фигуры Христа и Богоматери расположены в верхних углах иконы в небесных сегментах, окруженных волнистыми розовыми облаками. В колорите иконы преобладают теплые красные, розовые, охристые цвета, сочетающиеся с золотом и чеканным венцом на нимбе святого. Для XVII века характерен изумрудно-зеленый цвет одежды Христа и плата в левой руке святителя, которым он бережно держит Евангелие. Похожие произведения создавались в Поочье, например в Муроме, и Поволжье.
Икона «Мученица Параскева Иконийская, с житием» происходит из Ростовского района Ярославской области и была создана во второй половине XVII века провинциальным художником, подражавшим ведущим художественным приемам своего времени. Мученица Параскева Иконийская необыкновенно почиталась на Руси, с XV века известны ее многочисленные житийные иконы. Ее почитание прочно укоренилось в народной среде, где создавались наивно-выразительные произведения, такие как представленная икона. Как горячая исповедница христианства, святая изображена с крестом и текстом Символа веры на свитке в поднятых руках. В XVII веке, в том числе в Ярославле, любили изображать коронование мученицы двумя ангелами в знак небесной награды от Бога за ее стойкость. Иконописец изменил пропорции фигуры, увеличив руки святой и корону над ее головой. Ноги мученицы поставлены не на позем, а на рамку средника иконы, что приближает образ к молящемуся. Скованные движения фигуры напоминают широко распространенные на Руси резные деревянные статуи мученицы. Среди сцен жития есть как традиционные, так и оригинальные. В первом клейме родители приводят Параскеву в храм, чтобы поклониться образу Спаса Нерукотворного, что отражает трепетное отношение русской культуры XVII века к иконопочитанию. В левом нижнем углу сцена, где царь повелевает перед народом казнить мученицу. Стоящий перед ним старец почтительно снимает шапку. Сама Параскева в этом клейме не изображена. Традиционны представленные справа сцены низвержения идолов в языческом храме и гибели на охоте игемона, упавшего с коня в пропасть. На темно-охристом фоне звучно выделяются темно-синий, розовый, белый, желтый и более скромные красно-коричневые цвета. Корона и поля иконы украшены орнаментами, написанными по золоту и серебру с имитацией живописи цветными лаками. Орнамент полей образован крупными стилизованными листьями аканта. Икона представляет интересное, наполненное яркими деталями произведение народной иконописи XVII века, в которой переосмыслены мотивы икон Москвы и Ярославля.
Ко второй половине XVII века относится образ «Спас в силах», написанный на почти квадратной доске, ширина которой даже немного превышает высоту, что встречается в иконописи этого времени. В XV–XVI веках такие иконы имели вертикальные пропорции. Образ предназначался для деисусного чина средних размеров и мог стоять в центре небольшого иконостаса. При этом на обороте имеется надпись, где указана вкладчица иконы — Александра Остафева, дочь Константинова, жена Сурова. Это редкая деталь для чиновой иконы, хотя такие надписи изредка встречаются — например, на деисусе из собора Спасского монастыря в Ярославле есть надписи об украшении икон окладами. Иконография представляет второе пришествие Христа. Спаситель восседает на престоле в сине-зеленой «славе» с херувимами. По углам от нее располагаются символы евангелистов. Согласно принятому на Руси в XVI–XVII веках толкованию, здесь орел — символ евангелиста Марка, а лев — Иоанна Богослова. Это отличается от современной традиции, но опирается на текст толкования святителя Иринея Лионского. В иконе присутствуют и другие редкие особенности. Лев представлен раскрывшим пасть, рычащим. Это можно объяснить тем, что небесные существа, сопровождающие явление Господа, также воспевают ему песнь «Свят, Свят, Свят». Не изображен огненный красный ромб внутри синей «славы» вокруг фигуры Христа, что иногда встречается в XVII веке. Трон написан не прозрачным, небесным, а более материальным — позолоченным с орнаментом, что характерно для второй половины XVII века. Подножие окружают огненные колеса — «престолы», еще один ангельский чин. Объемная моделировка личного письма выдает влияние стиля живоподобие, сформировавшегося в Москве в 1660-е годы. Исполнивший икону мастер работал в одном из окружающих столицу городов, что показывает его хорошая профессиональная выучка.
В конце XVIII века в Ярославле был исполнен очень красивый образ «Иоанн Предтеча, со сценами жития», представленными в нижней части иконы на фоне пейзажа и архитектуры. Такой композиционный прием был придуман в XVII веке и широко применялся в XVIII столетии. Стройная аскетичная фигура пророка написана согласно старой иконописной традиции. Иоанн одновременно держит свиток со словами своей проповеди и чашу со своей отсеченной головой. Такое удвоение лика святого на одной иконе встречается уже в византийской иконописи XII–XIII веков и было связано с почитанием его честной главы, хранившейся в Константинополе. Крылья символизируют равноангельскую жизнь Иоанна в пустыне и его роль как посланника, подготовившего приход Христа. Вокруг фигуры святого расположены другие образы, придающие иконе вселенский масштаб. Сверху в небесах представлен благословляющий Господь Саваоф. У ног Иоанна — сцены его жития: Рождество с эпизодом наречения имени его отцом священником Захарией, Ведение мальчика Иоанна ангелом в пустыню, Крещение народа на Иордане, Усекновение главы Иоанна и передача ее Саломее. Усложненная архитектура с портиками и многоярусной ротондой повторяет европейские гравюры. К ним добавлено изображение деревянного острога — темницы, в которую Иоанна заключил царь Ирод. Эти особенности продолжают развитие ярославского искусства последней четверти XVII века. Живопись иконы отражает новшества середины XVIII века с обилием ярких бирюзовых и голубых тонов. Бирюзовым цветом написан плащ Предтечи, прописанный сверху мерцающим золотом. Пейзаж на заднем плане написан в голубых и синих тонах, согласно законам воздушной перспективы. Гора на переднем плане, на которой стоит святой, — в более теплых тонах с контрастными тенями. На колорит иконы повлияло искусство стиля рококо. Одежды и лики исполнены более традиционно, а пейзаж и архитектура более живописно.
В конце XVIII века в Санкт-Петербурге был написан небольшой образ «Димитрий Ростовский». Прославленный в лике святых в 1757 году святитель Димитрий Ростовский был необычайно популярен благодаря написанным им Житиям святых в 12 томах. Икона повторяет широко распространенную иконографию святого в его келье, опирающуюся на портреты, созданные на Украине и изображающие Киевский период жизни святого. Слева на столе стоит Распятие католического типа и лежат тома, написанные святителем. На стене висит образ Богоматери. Справа в окне открывается вид на храм. Святитель представлен в пышных богослужебных облачениях с архиерейским посохом в левой руке. Правой рукой он перелистывает открытую книгу. Сцена родственна парадным портретам XVIII века. Икона отличается тонкой живописной техникой с дрожащей, взволнованной фактурой тканей, переданной мелкими мазками. Цветовые оттенки яркие, нарядные, но вместе с тем слегка разбеленные и высветленные. Розовые, голубые, желтые, кораллово-красные и серовато-перламутровые цвета играют на темно-коричневом фоне. В этом произведении более точно воспроизведены приемы светской живописи рококо.
В XVIII веке продолжали создаваться списки чудотворных икон Богоматери, повторяющие не только иконографию образцов, но и старые приемы письма. К ним относится «Богоматерь Толгская». Снизу на иконе написана история чудесного явления образа в 1314 году на реке Толге близ Ярославля. Список можно отнести к середине XVIII века по аналогии с очень похожей иконой в собрании Государственного Исторического музея, имеющей точную дату создания — 1744 год. Младенец прильнул к щеке Богородицы. Его ножки показаны в движении, как если бы Он не сидел, а бежал, устремляясь к Матери. Лики с крупными выразительными чертами повторяют особенности образца: у Христа высокий прямой лоб, у Девы Марии крупные миндалевидные глаза и вилочка на переносице. Эта деталь отсылает к древней Владимирской иконе Богоматери, придавая образу схожее скорбное выражение: Мария предчувствует жертвенное предназначение Сына. Список исполнен более ровно и тщательно, чем древний оригинал, написанный резкими экспрессивными движениями кисти. Стиль XVIII века проявился в гладко отполированном золоте фона и нимбов. Темно-синяя одежда Младенца на фоне бордового мафория с красными пробелами повторяет колорит чудотворной иконы, с учетом покрывавших образ поздних поновлений.
Огромное распространение в XVIII–XIX веках получили деревянные статуи и статуэтки преподобного Нила Столобенского, основателя Нило-Столобенской пустыни на острове Столобный на озере Селигер. Такие резные фигуры небольшого размера раздавались паломникам в качестве икон преподобного, более крупные создавались для церквей и часовен. Они изображают монашеский подвиг Нила: преподобный никогда не ложился и отдыхал стоя, опершись на вбитые в стену деревянные костыли. Святого изображали со склоненной на грудь головой, погруженным в молитву и созерцание. Такие лаконичные фигуры имеют строгую раскраску в черный цвет монашеского облачения. Здесь светлыми красками были прописаны только лик и руки преподобного, выделяющиеся на темном фоне одежд. Представленная статуэтка — выразительный образец этого необычного явления русской церковной культуры того времени.
К первой половине XIX века относится икона «Богоматерь Казанская» в окладе с позолоченными венцами и другими деталями. Образ исполнен мелким тщательным письмом с суховатой графикой, характерной для иконописи XIX века. Точность исполнения, обильное использование позолоты на одеждах и фоне указывают на создание иконы в Москве. Лики написаны ровно положенным сильно разбеленным тоном. Их гладкая поверхность характерна для первой половины XIX века. На вторую четверть столетия — время императора Николая I — указывает стиль чеканного оклада, отличающийся от иконы бурным движением складок и сочным орнаментом с рокайльными мотивами. В этот период существовало особое ретроспективное направление искусства — второе рококо, возникшее в период эклектики. Растительный орнамент покрывает на окладе мафорий Богоматери. Звезды приснодевства, символизирующие девственность Марии до, во время и после Рождества Христа, выделены позолотой. По контуру композиции идет пышная орнаментальная рама, свободно заходящая на фон иконы. В ней преобладают причудливые рокайльные элементы. Надписи в криволинейных картушах также позолочены.
Во второй половине XIX века в Москве, возможно приглашенным палехским иконописцем, написана икона «Спас Смоленский». На ней перед стоящим в рост Христом молятся на коленях русские преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, святой из Великого Новгорода. Эта иконография сформировалась в XVI веке. Образ Христа был поставлен над Фроловскими (Спасскими) воротами Кремля в ознаменование победы над литовцами и взятия Смоленска в 1514 году. Изображения преподобных Сергия и Варлаама вошли в композицию под влиянием рассказа о чудесном спасении Москвы по их молитвам при нашествии Махмет Гирея в 1521 году. В настоящее время на Спасских воротах сохранилась более поздняя роспись XVII века. Фигура Спасителя близко повторяет эту роспись, хотя его одежды показаны более ровно лежащими на плечах. Изменены и фигуры преподобных, приподнявших головы и смотрящих на Христа. В росписи на башне Кремля и иконах XVI–XVII веков их изображали павшими ниц к ногам Господа. На полях иконы представлен знаменитый московский святой — Василий Блаженный, чьи мощи хранятся напротив Спасской башни в приделе Покровского собора на Красной площади, получившего свое народное название в честь святого Василия. Таким образом, в иконе совмещены две значимые московские святыни. На другом поле изображена святая Анна Пророчица, присутствовавшая при Сретении Господнем. Ее образ скорее всего носит патрональный характер и добавлен по желанию заказчика. Живопись иконы отличается точностью рисунка и тщательностью исполнения. Особенно тонко выписаны лики, не лишенные живого выражения. При сохранении традиционных иконописных приемов, в движениях фигур и смягченных складках одежд ощущается влияние реализма XIX века. Это напоминает роспись Грановитой палаты Московского Кремля, выполненную в 1881 году палехскими мастерами.
В начале XX века в Палехе написан образ «Глава Святого Пророка и Предтечи Иоанна». Согласно Евангелию, пророк был посажен в темницу царем Иродом, но обезглавлен по наущению его жены Иродиады, ранее бывшей замужем за братом Ирода. Иоанн обличал царя за этот незаконный брак. Однажды на пиру дочь Иродиады Саломея танцевала и угодила царю. В награду, по наущению матери, она попросила принести на блюде голову Иоанна. Честная глава пророка почиталась как святыня. В церковном календаре есть три праздника Обретения главы Иоанна Предтечи. Со временем ее перенесли в Константинополь, где она находилась в Студийском монастыре. Во время Четвертого крестового похода 1204 года рыцари-крестоносцы вывезли святыню во Францию, где она была помещена в Амьенский собор. Отдельное изображение отсеченной главы пророка на блюде было распространено в западной иконографии, но в Россию она проникла значительно позже. Известны некоторые ее примеры XVII века. Представленная икона с натуралистичным изображением мертвой отсеченной главы на блюде следует западным образцам живописи и скульптуры, распространившимся в России в XVIII–XIX веках. Тонкое, деликатное письмо с моделировкой объема мелкими мазками, спокойная композиция, умиротворенное выражение лика без нарочитой экспрессии указывают на работу палехского мастера.
Искусство Центральной России рубежа XIX–XX веков представляет икона «Спас Нерукотворный». Образ воспроизводит древнюю христианскую реликвию — полотенце с чудесно отпечатавшимся ликом Христа, хранившуюся в Константинополе и утраченную после 1204 года. Образ повторяет один из типов древнерусской иконографии, получивший распространение в XVII веке. Первоначально узлы на верхних углах плата показывали, что он подвешен к доске, и придавали большую убедительность изображению реликвии. Позднее стали популярны фигуры ангелов, поддерживающих крупный плат с большим ликом Христа. Их фигуры масштабно уменьшены. В данном случае стоящие по сторонам на облаках ангелы скорее указывают на образ Господа, чем поддерживают плат. Лик Спасителя написан мягкими переходами красноватой охры. Этот прием воспроизводит образцы XVI века, но в рисунке глаз, бровей и выражении лика проявилась натуралистичность, свойственная искусству начала XX века. Исполненный по золоту орнамент фона и полей иконы с разноцветными окрашенными деталями говорит о влиянии модерна.
Исключительно тонкую московскую работу начала XX века представляет небольшая многофигурная икона «Неделя Всех святых». Образ посвящен празднику Всех святых, отмечаемому в православии на следующее воскресенье после Троицы. Слово «неделя» в названии иконы обозначает воскресный день. Композиция опирается на иконографию XVI века, но вносит в нее ряд изменений. В центре верхнего ряда изображен «Спас в силах» — Христос Вседержитель во славе, в момент второго пришествия. На это указывает и расположенный ниже Престол уготованный (приготовленный для Господа) с Крестом и Евангелием. Ему поклоняются ангелы. Христу на небесах предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча с текстами их молитв, за ними ангелы в белых одеждах. Ниже, на земле, предстоят святые, собранные двумя группами и обращенные к центру. В XVI веке святых на таких иконах чаще писали в белых одеждах в знак их преображения в Царстве Христовом. Однако известны и иконы, где они изображены в обычных одеждах. Как правило, их представляли группами по чинам святости. Здесь в силу небольшого размера иконы художник предпочел не разделять их. Слева изображены вселенские святители, апостол Пётр и ветхозаветный царь Давид. Справа — апостол Павел, один из праотцев (Адам?), мученик (Георгий?) и мученица, за которыми стоит множество других святых. Образ исполнен в начале XX века, возможно в последние предреволюционные годы. Колорит с плотным темно-оливковым фоном и играющим на нем золотом нимбов, надписей и ассиста аналогичен работам мастерской известного иконописца Н. С. Емельянова. Памятник показывает интерес к древнему иконописному наследию, возросший в начале XX века. Это сказалось как в выборе темы, так и в приемах исполнения живописи.
***
Одновременно открыт аукцион AI № 561. Среди топ-лотов — произведения Константина Маковского, Юлия Клевера, Гавриила Кондратенко, Руфина Судковского и других художников.
Третий аукцион недели — 242-й кураторский аукцион «21-й век. Современное российское искусство». В каталоге — работы Адиля Алиева, Сергея Борисова, Евгения Верещагина, Михаила Ермолова, Андрея Ипатова, Виктора Крапошина, Рубена Монахова, Юлии Назар, Фёдора Петрика, Саши Бома, Анны Селиной, Константина Сутягина, Константина Худякова.
Окончание аукционов в пятницу, 20 декабря, в 12:00.
Комиссионный сбор с покупателей составляет 18 %.
Желаем удачи на аукционах AI!
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/aiauction/20241216_icons.html
https://artinvestment.ru/en/invest/aiauction/20241216_icons.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.