Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
Практическое руководство по использованию главного интеллектуального актива нашего ресурса
В первой части статьи — «Как работать с базой аукционных торгов AI? Художник с минимумом продаж» — мы рассказали, как правильно оценить творческие и рыночные активы художника, имеющиеся помимо аукционных событий (АС) в базе AI. В продолжении — «Как работать с базой аукционных торгов AI? Этапы карьерного роста» — мы перечислили этапы продвижения художника по карьерной лестнице, которые позволяют понять текущее положение дел выбранного коллекционером автора. Продолжим цикл рассказом о том, как правильно оценить полученную информацию и определить место автора — в нашем случае, художника Кирилла Котешова (1983) — в арт-мире и на рынке искусства.
В конце предыдущей статьи мы показали диаграмму, применяемую в таких случаях порталом ArtPrice; не лишним будет напомнить читателям ее еще раз:
Этот тип визуализации именуется радиальной диаграммой, реже — паучьей диаграммой или звездным графиком. Радиальная диаграмма используется для отображения многомерных данных и позволяет визуально сравнить различные показатели или характеристики отдельного объекта — в нашем случае художника. В версии ArtFacts диаграмма отражает только четыре показателя: академическое признание, глобальное присутствие (на арт-рынке), появление на арт-ярмарках и длительность карьеры художника.
Не будем спорить с влиятельным порталом — они перечислили основные опорные точки карьеры художника, данные по которым ArtFacts собирает последние десятилетия; тем не менее, создавая подобную визуализацию для Кирилла Котешова, внесем несколько качественных изменений. В первой части статьи мы поделили активы художника на творческие и рыночные. Поэтому радиальная диаграмма в нашем исполнении будет больше похожа на бабочку с двумя крыльями — творческим (академическим) и рыночным (просто рыночным).
Творческие активы составят: образование, гранты, резиденции и конкурсы, библиография, музейные выставки, присутствие в частных и музейных коллекциях. «Крыло» рыночных активов будут представлять контракты с галереями и дилерами, наличие коммерческих выставок, участие в арт-ярмарках и аукционах, сотрудничество с брендами (неотъемлемая часть работы сегодняшнего художника), и маркетинговая активность (включающая активность авторов в социальных сетях, а также различные коллаборации — которые нельзя отнести ни к сотрудничеству с брендами, ни к коммерческим выставкам).
Каждому из этих активов мы должны присвоить некий рейтинговый показатель — допустим, от 1 до 5. Если с «нулевым» рейтингом все понятно (скажем, единичный рейтинг образования — его полное отсутствие), то что принять за наивысшую оценку? При сравнительном анализе в статистике исследователи всегда берут в качестве высшей оценки некое эталонное значение, которым обладает схожий носитель данных активов. В нашем случае — некие «эталонные» художники. Здесь мы неминуемо столкнемся с небольшой, но разрешимой проблемой: в нашем случае нельзя ограничиться одним «эталонным» художником: он может иметь много аукционных продаж, но при этом почти не выставляться и не храниться в музеях и/или частных коллекциях. Поэтому, если в общей сложности мы имеем 12 показателей, мы должны выбрать некую эталонную группу признанных рынком художников (в нашем случае — российских авторов со схожими параметрами; сравнение с Ротко или Баскией вызовет интерес у читателей глянцевых изданий, но не AI). Далее мы поделим количество этих показателей на 5 диапазонов и примерим показатели Кирилла Котешова на эту матрицу. Какому из диапазонов будет соответствовать показатель нашего художника — такую оценку он в итоге и получит. Впрочем, есть и исключения в данной методике — о чем речь пойдет ниже.
Вполне может оказаться, что один художник может обладать тремя-четырьмя наивысшими показателями — скажем, по количеству публикаций, грантов или произведений в музейных коллекциях. Вариант, при котором у каждого из 12 художников будет только один наивысший показатель либо он будет превосходить остальных по всем 12 показателям, маловероятен, но также возможен.
Необходимо, чтобы художники, с которыми мы сопоставляем нашего автора, находились с ним в одном многомерном поле, включающем, в частности, период творческой активности, возраст, направление искусства, излюбленный жанр и используемые материалы (в нашем случае — природные или переработанные). Очень важный параметр — география присутствия автора, его галерей, произведений на ярмарках и аукционах. Таким образом, в качестве тождественных Кириллу Котешову мы не возьмем не только западных авторов; но также русских по происхождению художников, которые постоянно (более 10 лет) проживают и представлены галереями исключительно на Западе.
После внимательного изучения рынка в референсную группу художников, тождественных Кириллу Котешову, вошли 12 имен (в алфавитном порядке): Татьяна Ахметгалиева, Илья Гапонов, Иван Горшков, Олег Доу, Алиса Йоффе, Антон Конюхов, Егор Кошелев, Павел Отдельнов, Иван Плющ, Егор Федорычев, Артем Филатов и Recycle Group. Вот что у нас получилось.
«Левое крыло». Творческие активы
• Образование: за эталонный образец примем Павла Отдельнова, окончившего Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова (а далее там же — аспирантуру) и Институт современного искусства Иосифа Бакштейна. Говоря языком азартных игр, налицо full house. Тем не менее последний ВУЗ Кирилла Котешова — Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица — входит вместе с МГАХИ в пятерку лучших художественных высших учебных заведений РФ, а сравнивать мы условились по наивысшему достижению. Итого — та же наивысшая оценка. Рейтинг: 5 из 5.
• Гранты, резиденции, конкурсы: здесь с небольшим отрывом опережают всех Recycle Group, имеющие за плечами как минимум 14 номинаций на различные премии, включая участие в резиденциях. У Кирилла Котешова таковых прецедентов вдвое меньше. Рейтинг: 3 из 5.
• Библиография: вновь берем за эталон работу PR-службы Recycle Group, обеспечившей дуэту авторов 32 общедоступные (то есть легко проверяемые коллекционером) публикации в российских и мировых СМИ (в учет не брались перепечатки пресс-релизов, только оригинальные авторские материалы). Однако 30 публикаций у Котешова, особенно учитывая ограниченный выход на зарубежные СМИ, — это повод также присвоить высокую оценку. Рейтинг: 5 из 5.
• Музейные выставки: грамотная работа, которая в свое время велась сетью «Эрарта» (музеем и несколькими локальными международными галереями) с Павлом Отдельновым, создала серьезный задел — значительная часть из его 164 выставок в некоммерческих пространствах выводят его в лидеры среди референсной группы по этому показателю. Однако далее за Павлом — статистическая пропасть, и следующие цифры других художников начинаются в районе 50 выставок, примерно там же, где находится экспозиционное портфолио Кирилла Котешова. Поэтому в данном случае мы немного подтягиваем наш экспертный коэффициент, «сглаживая» показатели. Рейтинг: 4 из 5.
• Частные коллекции: работы Павла Отдельнова, согласно общедоступной информации, находятся в коллекциях на территории 11 стран (допускаем, что у Recycle Group таковых наберется больше — только вот об этом официальные ресурсы молчат; а мы условились им доверять). Международная карьера Кирилла Котешова пока такими козырями похвастаться не может. Рейтинг: 2 из 5.
• Музейные коллекции: и вновь Павел Отдельнов! 25 институций музейного уровня по всему миру — это много даже для международного художника серьезного уровня (мы не будем принимать во внимание уровень самих музеев, просто отмечаем как факт и радуемся за Павла). К сожалению, данные Кирилла в этом случае аналогичны предыдущему пункту. Рейтинг: 2 из 5.
«Правое крыло». Рыночные активы
• Галереи и дилеры: Recycle Group на сегодня сотрудничает с четырьмя галереями — в США (Richard Tattinger), Франции (Suzanne Tarasieve), Великобритании (Gazelli Art House) и России («Триумф»). Искреннее считаем, что a-s-t-r-a, представляющая Кирилла Котешова, на сегодняшний день сопоставима по уровню с «Триумфом»; в первую очередь — благодаря участию Алины Крюковой в основании Ассоциации галерей и организации ярмарки |catalog|, но на глобальном уровне художника пока никто не «подхватил». Поэтому лучше чуть занизим рейтинг, чтобы было куда стремиться (в том числе и a-s-t-r-a), чем поставить наивысшую оценку — и успокоиться. Рейтинг: 4 из 5.
• Коммерческие выставки: 50 выставок Павла Отдельнова (здесь также постаралась «Эрарта» славных времен Полины Захаровой) снова выводят его в статус эталонного образца. По коммерческим выставкам у Кирилла Котешова результат чуть хуже, чем в институциональной плоскости (даже с учетом активного участия художника в арт-ярмарках в последние годы). Рейтинг: 3 из 5.
• Аукционы: единоличное лидерство здесь имеет самый старший из референсной группы — Егор Кошелев, на счету которого 98 аукционных событий (АС). Остальные участники существенно отстают от Егора в плане публичных продаж (около 20 АС), поэтому снова применим «сглаживающий» коэффициент. Однако 5 АС Кирилла Котешова — один из самых низких показателей в группе. Рейтинг: 2 из 5.
• Арт-ярмарки: посетители международных ярмарок непременно сталкиваются с «большими глазами» японских подростков в исполнении Ёсимото Нары — аналогично российские (и не только) посетители арт-ярмарок как минимум 32 раза пересекались с детскими глазами в исполнении Олега Доу (кстати сказать, сегодня Доу также представляет a-s-t-r-a). Интересно, как будет выглядеть внутригалерейная конкуренция за места на стенах павильонов между ним и Кириллом Котешовым — но пока показатели последнего отстают примерно на треть. Рейтинг: 3 из 5.
• Сотрудничество с брендами: участие в параллельном проекте Венецианской биеннале Glasstress, посвященном работам из муранского стекла, во многом предопределило будущую судьбу Recycle Group — там художников заметили скауты Бернара Арно, что вылилось (пусть и спустя годы) в коллаборацию между творческим дуэтом и Dior (принадлежащим холдингу LVMH). До того в России Recycle Group успела создать арт-проект для Yandex — словом, и «тут», и «там» налицо коллаборации с двумя ведущими брендами своих стран. Достижений у Кирилла Котешова в данном случае нет: — в сотрудничество с крупными компаниями художник пока не вступал. Рейтинг: 1 из 5.
• Маркетинговая активность: а здесь победителем становится не космополитичная Recycle Group, а интернет-активный Доу, чье суммарное количество подписчиков, комментариев и реакций на публикации во всех возможных (включая запрещенные) социальных сетях вдвое превышает аналогичные показатели следующих за ним членов референсной группы. У Кирилла Котешова, как мы писали в первой части материала, хорошо развитые соцсети, однако отсутствие официального сайта и требующая обновления информация в Wikipedia затрудняет процесс их развития. Рейтинг: 3 из 5.
Вот такой получилась наша «бабочка»: левое (творческое) крыло у Кирилла Котешова развито сильнее, правое (рыночное) пока только раскрывается. Подобный дисбаланс — далеко не редкость, причем в нашем случае Кириллу очень повезло: «творческие» крылья требуют куда больших (и зачастую безвозвратно упущенных во времени) усилий, нежели их коммерческие визави. В качестве тренировки читатели AI могут попробовать создать подобные диаграммы самостоятельно — даже в случае общепризнанных художников размер и форма их «крыльев» могут таить неожиданные открытия (а вслед за ними — и вполне очевидные, но скрытые ранее выводы). Главное — теперь вы знаете, как подбирать и работать с тождественными группами, основным условием построения радиальных диаграмм.
В заключительной части материала мы придем к выводам — как правильно оценить перспективы художника. Для этого мы расскажем об основных научных работах по данной тематике, и подходах к оценке творческого потенциала.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20241210_Database_Koteshov_3.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20241210_Database_Koteshov_3.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.