Диверсификация арт-портфеля по Марковицу. Часть 4
Влияет ли разнообразие художников в коллекции на ее инвестиционную привлекательность как цельного объекта? AI разбирается в вопросе, сравнивая предметы искусства с другими активами
В предыдущей части мы рассмотрели показатели риска, доходности и времени владения предметами искусства на уровне отдельных художников. Следующий очевидный шаг — перейти к практике и понять, как именно различия в показателях могут быть использованы при формировании коллекции как инвестиционного портфеля. На этом этапе многие арт-инвесторы совершают типичную ошибку, пытаясь «выбрать лучших» художников, вместо того чтобы выстроить устойчивую комбинацию активов. Мы же изначально поставим вопрос иначе: Почему портфель важнее выбора отдельных имен.
Выбор отдельных имен предполагает неявную ставку на точность прогноза: инвестор исходит из того, что способен заранее определить, какой художник покажет наилучший результат в будущем. Однако данные повторных продаж и распределения CAGR (рассмотренные в предыдущей части статьи) показывают, что даже для авторов с высокой художественной значимостью и институциональной поддержкой результаты отдельных сделок могут существенно различаться. Рынок искусства редко вознаграждает владельца за точность выбора — но часто наказывает его за концентрацию риска.
Портфельный подход предлагает иную логику. Его задача — не угадать будущего лидера роста капитализации, а распределить неопределенность между активами с разным рыночным поведением. В таком портфеле неудачная ценовая динамика одного художника не приводит к провалу всей стратегии, а периоды отрицательной доходности становятся частью общей рыночной картины, а не критической ошибкой инвестора. Особенно важно, что арт-портфель формируется не только в пространстве цен, но и во времени: художники с высоким потенциалом роста часто требуют длинного периода владения; тогда как более стабильные авторы (в рамках данного цикла мы называем их «классиками») обеспечивают ликвидность и структурную устойчивость коллекции. Именно сочетание этих характеристик позволяет говорить о коллекции-портфеле как о рациональной системе, тогда как выбор «самых перспективных» имен, по сути, превращает ее в блестящий актив с неопределенным инвестиционным прогнозом.
Для практического применения портфельной логики необходимо отказаться от иерархии «сильных» и «слабых» художников и перейти к функциональной классификации. Художники-классики образуют базовый, стабилизирующий слой портфеля. Для них характерны низкая остаточная дисперсия, относительно узкий диапазон значений CAGR и высокая институциональная поддержка академического мира искусства. Повторные продажи таких авторов редко демонстрируют экстремальные отклонения, а периоды владения, как правило, более предсказуемы. В портфеле они выполняют функцию «якорей», ограничивающих волатильность и обеспечивающих ликвидность в периоды рыночной турбулентности. Художники-новаторы, напротив, являются источником асимметричного риска: высокая остаточная дисперсия и выраженная неравномерность CAGR при повторных продажах делают их поведение трудно прогнозируемым на коротких интервалах. Однако именно в этой группе сосредоточен потенциал долгосрочного роста стоимости. Важно подчеркнуть, что новаторы «работают» только в контексте портфеля: в изоляции они превращаются в спекулятивный актив — тогда как в сочетании с более стабильными авторами становятся контролируемым источником стремительной капитализации вложения..
Между этими полюсами в нашем топ-30 располагаются художники «пограничного типа» — модернисты второго ценового ряда. Для них характерно сочетание умеренной остаточной дисперсии, относительно стабильного CAGR и более коротких периодов владения. Именно такие художники часто демонстрируют превышения эстимейтов и активное участие в международном обороте, что делает их удобными элементами балансировки портфеля. Наконец, отдельную категорию образуют художники с сильной институциональной поддержкой — чье рыночное поведение определяется не только спросом коллекционеров, но и академическими (выставки, каталоги, научные работы) факторами. Их присутствие снижает остаточные риски (от вмешательства событий непреодолимой силы — войн, эпидемий и пр.) и повышает устойчивость портфеля в долгосрочной перспективе; даже если краткосрочная доходность оказывается умеренной.
Прежде чем перейти к примерам, важно зафиксировать принципиальное ограничение. Приведенные ниже конфигурации не являются инвестиционными рекомендациямии не предполагают готовых решений для покупки или продажи произведений искусства. Это — результат аналитического тестирования портфельной логики на ограниченной выборке из топ-30 художников рейтинга AI, использованной в рамках настоящего исследования. Их задача — продемонстрировать, как именно сочетаются разные типы рыночного поведения, а не предложить универсальную стратегию и список художников для инвестиций.
1. Консервативный портфель
Консервативная конфигурация ориентирована на сохранение капитала и снижение волатильности. Ее задача — минимизировать риск ошибки за счет предсказуемого рыночного поведения и высокой институциональной устойчивости художников.
Структура портфеля (условная модель):
• классики и институционально признанные авторы: 60–70 %;
• художники с умеренной ценовой динамикой: 20–30 %;
• новаторы: до 10 % (либо отсутствуют).
Характерные свойства:
• среднее значение CAGR, как правило, находится в умеренном диапазоне;
• остаточная дисперсия — низкая;
• периоды владения — относительно длинные;
• портфель слабо реагирует на рыночные всплески, но редко участвует в фазах резкого роста.
Пример конфигурации (тестовая модель):
• Илья Репин, Иван Айвазовский — стабилизирующий слой;
• Валентин Серов — дополнительный элемент ликвидности с умеренным риском.
2. Сбалансированный портфель
Сбалансированный портфель стремится совместить устойчивость и рост, распределяя риск между разными типами рыночного поведения. Именно здесь портфельная логика начинает работать как инструмент оптимизации, а не только защиты.
Структура портфеля:
• классики: 40–50 %;
• авторы с ускоряющейся ценовой динамикой: 30–40 %;
• новаторы: 15–25 %.
Характерные свойства:
• CAGR формируется за счет сочетания стабильных и растущих сегментов;
• волатильность сглаживается за счет диверсификации ролей;
• данные повторных продаж служат индикатором устойчивости структуры.
Пример конфигурации:
• Илья Репин, Иван Айвазовский — базовая стабилизация;
• Марк Шагал, Юрий Анненков — международная ликвидность и более устойчивый CAGR;
• Александр Архипенко, Илья Кабаков — добавление инновационного риска.
3. Ростовой портфель
Ростовая конфигурация ориентирована на увеличение стоимости на длинном горизонте и допускает повышенную волатильность как осознанный элемент стратегии.
Структура портфеля:
• новаторы: 40–60 %;
• авторы с ускоряющейся ценовой динамикой: 20–30 %;
• классики: 15–25 %.
Характерные свойства:
• высокий разброс значений CAGR;
• более длинные периоды владения;
• отрицательные интервалы доходности рассматриваются инвестором как допустимая фаза рыночного цикла.
Пример конфигурации:
• Наталья Гончарова, Александр Родченко — источники несоразмерного потенциала роста и высокой волатильности;
• Марк Шагал — элемент балансировки между новаторством и рынком;
• Василий Поленов — снижение остаточного риска.
4. Инновационный (высокорисковый) портфель
Инновационная конфигурация представляет собой максимальную концентрацию на новаторстве как структурном факторе рынка (а потому используется преимущественно как исследовательская модель — т. е. в практике арт-рынка применяется редко).
Структура портфеля:
• новаторы: 70–90 %;
• диверсификация внутри группы минимальна.
Характерные свойства:
• высокая остаточная дисперсия;
• выраженная изменчивость доходности;
• сильная чувствительность к институциональным и культурным изменениям в мире искусства;
• существенная вероятность отрицательных периодов CAGR.
Пример конфигурации:
• Казимир Малевич, Василий Кандинский, Марк Ротко;
• Хаим Сутин, Николя де Сталь — усиление инновационного контура.
Эти конфигурации показывают, что портфельная логика в искусстве работает не на уровне «лучших имен», а на уровне сочетаний рыночных ролей. Другими словами, именно комбинации, а не отдельные художники, определяют распределение риска, доходности и времени владения внутри коллекции.
Тем не менее, несмотря на кажущуюся универсальность портфельного подхода, на практике именно неверная интерпретация его принципов чаще всего приводит к разочарованию. Большинство проблем арт-инвестора возникает не из-за «неправильных» художников — а из-за структурных перекосов в самом портфеле. Так, одна из наиболее распространенных ошибок — концентрация на одном типе риска. Скажем, портфель, целиком собранный из художников-новаторов, предполагает неопределенность аукционных результатов в диапазоне от не продано, до продано очень хорошо и демонстрирует чрезмерную чувствительность к институциональным и вкусовым сдвигам. Напротив, портфель, состоящий исключительно из художников-классиков, минимизирует волатильность, но фактически фиксирует низкую доходность и упускает возможности роста капитализации. В обоих случаях нарушается ключевой принцип диверсификации: риск должен быть не устранен (это невозможно), а распределен!
Вторая типичная ошибка связана с игнорированием оптимальных периодов владения. Попытка применять единый инвестиционный горизонт ко всем художникам приводит к искажению результатов: новаторы преждевременно продаются на фазе рыночного роста; тогда как стабильные авторы удерживаются в расчете на ускорение ценовой динамики, чего в общей массе не происходит. Данные повторных продаж ясно показывают, что именно несоответствие горизонта владения типу актива чаще всего лежит в основе отрицательных интервалов CAGR.
Наконец, серьезным источником инвестиционного фиаско является переоценка отдельных удачных сделок с предметами искусства. Единичные высокие значения CAGR, особенно на коротких интервалах, создают иллюзию устойчивой доходности всех работ данного художника и подталкивают к концентрации портфеля вокруг одного или нескольких спекулятивных имен. Однако без подтверждения повторными продажами такие результаты остаются статистическим исключением, а не рыночным правилом, что ведет к инвестиционным разочарованиям.
Важно подчеркнуть, что портфельная модель не устраняет этих рисков автоматически — она лишь делает их видимыми. Портфель «ломается» не тогда, когда отдельный художник показывает отрицательную динамику, а тогда, когда структура коллекции перестает учитывать различия в риске, времени и типах рыночного поведения. Именно в этом состоит главный практический вывод: арт-портфель — это не инструмент оптимизации доходности, а способ управления ошибками коллекционера. Он не гарантирует максимального результата, но снижает вероятность систематических просчетов, возникающих при изолированном (спекулятивном, вкусовом, ситуационном и пр.) выборе активов.
В следующей, заключительной статье серии мы соберем все элементы модели в единую картину, сформируем обобщенную матрицу риска и доходности для топ-30 художников и покажем, какие структурные выводы из этого следуют для российского арт-рынка в целом.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20251219_Markotitz.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20251219_Markotitz.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


