Как работать с базой аукционных торгов AI? Художник с минимумом продаж
Практическое руководство по использованию главного интеллектуального актива нашего ресурса
В предыдущих материалах мы рассмотрели случаи, когда коллекционер стремится определить ценовой диапазон работ художника, имеющего за плечами либо большое число повторных продаж (на примере Наталии Гончаровой), либо достаточное количество тождественных работ для анализа парной группы (на примере Георгия Нисского). Однако в практике и мирового, и российского арт-рынка куда чаще встречается третий вариант —при котором аукционные события (АС) у художника практически отсутствуют.
При этом автоматически зачислять подобных авторов в разряд «неуспешных» не совсем правильно. Как мы помним, лишь 8 % художников в международном масштабе попадают на публичный вторичный рынок — то есть на аукционные торги. Более того, молодые художники вообще добираются до аукционов ближе к середине карьеры; а все работы, принятые на публичные торги в пределах трех лет с момента их создания, на Западе маркируются в аукционных каталогах словосочетанием Wet Paint (с англ. — Осторожно, окрашено) и пристально проверяются на предмет спекулятивной природы (игры самого художника либо его арт-дилера). Тем не менее в практике арт-рынка существуют механизмы определения косвенных показателей успешности продаж и методики их использования для понимания перспективности вложений в того или иного художника на стадии развития карьеры. О них сегодня и поговорим, взяв для примера российского автора Кирилла Котешова (1983). Выбранное нами имя было взято наугад из пяти наиболее упоминаемых коллекционерами молодых отечественных художников по итогам посещения арт-ярмарок в последние два сезона.
В базе AI у Кирилла значится всего пять аукционных событий 2021 и 2022 годов; во всех случаях аукционный дом результатов торгов не раскрыл; на сайте самого продавца 4 из 5 работ значатся как «проданые». Не сильно помогают в понимании ценообразования художника и аукционные эстимейты: например, живопись на холсте 20 на 20 см была оценена в €3–4 тыс., графика на бумаге 100 на 100 см — в €1–1,5 тыс.; оставшиеся три лота имеют эстимейт в €100, что может запутать — если не знать, что речь идет о начальной ставке торгов, зачем-то указанной в графе «эстимейт». Повторимся: коллекционер, глядя на эти цифры, не знает, состоялись ли сделки и если да, то по каким ценам — в пределах эстимейтов, выше или ниже (насколько и почему).
Что можно понять из сводки пяти продаж без указания результата? Во-первых, с точки зрения арт-рынка перерыв в аукционной истории свыше двух лет свидетельствует о снижении актуальности художника у коллекционеров. Последние две публичные продажи Кирилла датированы 2022 годом — то есть он «балансирует на грани». Второе замечание: работы художника в разной технике и разного размера оцениваются по-разному (а не одинаково-бездумно, как порой бывает); очевидно, его ценообразование обусловлено некой логикой, которую по двум примерам (с актуальным эстимейтом, а не стартовой ценой) в публичном поле, увы, не понять.
Что делать запутавшемуся коллекционеру дальше?
Начнем с самого очевидного шага: узнать, какая галерея представляет художника, и обратиться к ней напрямую. Названные вам цифры, как правило, будут чуть выше сообщаемых постоянным клиентам галереи — но ниже аукционных эстимейтов (поскольку речь идет о первичном рынке). Большинство молодых коллекционеров на этом проверочном шаге и останавливаются — а далее едут в галерею и оформляют сделку. Тем не менее куда более верный шаг — для начала проверить справедливость запрашиваемой цены с прицелом на последующую капитализацию работ автора. Поясним: предложенная (даже с учетом торга) галереей цена работы представляемого ею художника будет представлять собой цену «в моменте»; однако нам важно понять, насколько велика перспективная стоимость художника, которая изменяется с развитием его карьеры.
О теории ценообразования молодых авторов на первичном рынке мы писали в нашем недавнем материале, а сейчас пришло время рассмотреть эти механизмы на практике. У каждого вдумчивого коллекционера должна быть своя матрица оценки молодых художников, которая в целом сводится примерно к следующему перечню:
• академические активы: биография, образование, персональный манифест, количество созданных серий работ, вовлечение в кросс-культурные проекты (на стыке искусства и социально значимых инициатив), участие в конкурсах, резиденциях и грантовых программах;
• маркетинговые активы: персональный сайт, активность в социальных сетях, размещение на платформах интернет-портфолио и агрегаторах академической активности художников;
• сотрудничество с галереями: наличие контракта с галереей, степень эксклюзивности контракта (одна галерея или несколько), статус галерей, их географическая привязка, уровень других художников и частота представления на арт-ярмарках;
• выставочная история: персональные, групповые выставки (сколько из созданных серий работ было в итоге показано публике), имена художников на групповых выставках, уровень площадок (коммерческие или институциональные);
• коллекции: наличие работ художника в музейных или частных коллекциях, страны и уровень владельцев; были ли музейные работы приобретены институцией,или подарены ей, а также размещены ли в постоянной экспозиции — или отправлены в хранилище;
• библиография: упоминания в СМИ, наличие персонального (или группового) каталога, присутствие имени художника в исследовательских работах историков искусства;
• аукционные результаты (не лишне повторить на будущее — когда-то да появятся!): частота продаж, диапазон между эстимейтом и ценой продажи, соотношение проданных и непроданных лотов, наиболее дорогой формат работ, наличие повторных продаж, уровень и география аукционных домов.
Исходя из перечисленного условно поделим активы художника на творческие (академические, выставочную историю, коллекции и библиографию) и рыночные (маркетинговые, сотрудничество с галереями и аукционные результаты) — это пригодится нам чуть позже, при составлении диаграммы потенциала художника. А пока наложим нашу матрицу на активность в мире искусства Кирилла Котешова.
• академические активы: родился в 1983 году в Кемерово. Окончил живописно-педагогическое отделение Кемеровского художественного училища. После окончания училища переехал в Санкт-Петербург, где окончил Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию им. Штиглица. Лауреат премии «Работа года» в категории «Молодые художники» от Кемеровского союза художников. В тандеме с художником Ильей Гапоновым (работают вместе с 2006 года) в статусе номинанта Премии Кандинского в категории «Лучший молодой художник» выставлялся в Лондоне. Персональные выставки Кирилла Котешова за рубежом также проходили в Марселе, Великобритании и Венгрии;
• маркетинговые активы: страница художника в Wikipedia не обновлялась с 2015 года. При этом важным фактом является присутствие Кирилла Котешова на сайте ArtFacts. Очевидно, эта работа была проведена при участии предыдущей галереи, которая работала с художником, — информация устарела и там. В частности, на ArtFacts можно узнать, что Кирилл работает с двумя галереями — «Триумфом» из Москвы и Ural Vision Gallery из Екатеринбурга (при этом сайты обеих галерей Котешова среди резидентов не указывают). Большинство социальных сетей, в которых присутствует художник, запрещены на территории РФ; при этом их наличие является положительным маркетинговым фактором, а присутствующая там информация достаточно разнообразна и интересна;
• сотрудничество с галереями: в настоящее время Кирилл Котешов сотрудничает с московской галереей a-s-t-r-a, на сайте которой представлена наиболее полная информация о художнике, включая его персональный манифест, биографию, перечень персональных и групповых выставок и других проектов, а также ссылки на избранные публикации в различных СМИ;
• выставочная история: в открытых источниках совокупно можно насчитать 10 персональных выставок и 55 фактов участия художника в групповых выставках и художественных проектах, включая участие в арт-ярмарках. Информации о конкретных площадках указанные ресурсы не дают, ограничиваясь страной проведения;
• коллекции: из тех же источников можно узнать, что работы Кирилла Котешова находятся в собрании частного музея «Эрарта» в Санкт-Петербурге (в постоянной ли экспозиции — источники умалчивают), а также в многочисленных частных собраниях, «преимущественно в России». Более подробные данные не раскрывают и интервью художника;
• библиография: более 30 ссылок и интервью за 15 лет активной публичной работы, включая ведущие художественные СМИ («Артгид») и социально-экономическую периодику («Ведомости»). Отметим, что публикации, выходящие приблизительно дважды в год, для сорокалетнего художника — это очень неплохой (и главное — стабильный) показатель, особенно в сравнении с многими другими коллегами по миру российского современного искусства.
Какие промежуточные выводы для себя может сделать коллекционер, знакомый с реалиями российского рынка искусства, но впервые встречающийся в онлайне с работами приглянувшегося автора по имени Кирилл Котешов?
Сотрудничество с a-s-t-r-a отнесем к несомненной удаче на рыночном пути художника: это один из наиболее активных российских акторов, стоявших у истоков создания Ассоциации галерей; с момента создания регулярно принимающая участие во всех значимых арт-ярмарках на территории РФ (а в 2019 году ярко сверкнувшая на SCOPE в Майами-Бич). Политика, которую проводит основатель a-s-t-r-a Алина Крюкова с художниками, очень правильная как с профессиональной (художественной и рыночной), так и человеческой точек зрения. Другими словами, с поддержкой при создании новых серий, их продвижением и «ведением» коллекционера после покупки со стороны галереи у Кирилла Котешова сегодня проблем нет.
Важно, что персональный манифест художника легко передается тремя фразами, например: «Кирилл Котешов создает индустриальные пейзажи, трансформируя их в футуристичные образы города. В работе художник использует каменноугольную смолу, известную как кузбасслак. Это делает работы Котешова узнаваемыми, а также связывает творчество Кирилла с промышленным контекстом своей малой родины». Как должны помнить наши читатели, чем легче запоминается манифест автора — тем с большей вероятностью его купят: коллекционеры современного искусства, при прочих равных, выбирают художников, чьи высказывания легко понять, запомнить и повторить пришедшим посмотреть на покупку друзьям.
Очевидный минус — отсутствие персонального сайта художника, что частично оправдано наличием информативной страницы на сайте галереи a-s-t-r-a. Однако при беглом (а другого в распоряжении коллекционера просто нет) взгляде на эту информацию остается неясным, на каком этапе Кирилл Котешов вышел (и вышел ли) из тандема с Ильей Гапоновым; другими словами, рассматривать ли его как полноценную творческую единицу — или искать на рынке работы творческого союза, номинированного на Премию Кандинского.
От плюсов и минусов — к чуть менее однозначному факту. В допандемийные времена сорокалетний автор относился к категории «художник в середине карьеры» — с соответствующими (повышенными) требованиями к академической, маркетинговой и рыночной активности. Однако после 2021 года международный возрастной ценз «молодых художников» повысился с 35 до 45 лет. Таким образом, Кирилл Котешов снова стал молодым автором — что по мировым, что по российским меркам (у нас с этим вообще проще: есть две аукционные продажи — художник молодой). Другими словами, у Кирилла есть еще 4 года для того, чтобы дополнительно обеспечить себя другими активами, прежде чем перейти на следующую стадию карьерного роста (мы исходим из того, что к тому времени международная среда снова станет для российского искусства досягаемой).
О том, каким образом осуществляется этот переход и чего следует ожидать от Кирилла Котешова коллекционерам, мы поговорим в следующий раз — с прогнозами и красивой визуализацией.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20241129_Database_Koteshov.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20241129_Database_Koteshov.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.