Art Investment

Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов

Подробные и практичные мемуары об эпохе зарождения современного арт-рынка

Portrait of the Art Dealer as a Young Man: New York in the Sixties (Портрет молодого арт-дилера: Нью-Йорк шестидесятых годов)

автор: Майкл Финдли

год издания: 2024

288 страниц

издательство: PrestelPublishing, Мюнхен

ISBN:9783791377261

В недавней рецензии на шеститомник Дирка Болла мы с уверенностью предположили, что монография эта станет главным учебником по экономике искусства в последующие пять лет. А сами тем временем с ностальгией вспомнили предыдущую знаковую книгу с претензией на структурированную учебную литературу — «Ценность искусства» Майкла Финдли 2012 года, написанную с куда меньшим объемом цифр на квадратный сантиметр страницы, но увлекательно и при этом максимально приближенно к практике. И — надо же! — оказалось, что нынешней осенью Финдли, спустя годы литературного молчания, выпустил очередной шедевр. Причем сделал это как всегда изящно (поэтическое прошлое автора дает о себе знать): не имея возможности переиграть Болла на поле современного искусства, Майкл ушел в воспоминания о самом любопытном периоде арт-рынка второй половины XX века — 1960-х годах, легендарном десятилетии взращивания «золотого поколения» коллекционеров.

Об этом периоде с придыханием говорят многие, но доподлинно известно мало. Кратко напомним, о чем идет речь. В результате Второй мировой войны США не только вобрали в себя лучшие европейские коллекции (прибывшие с дилерами-эмигрантами), но и получили толчок к развитию собственного среднего класса (будущих коллекционеров). Добавим к этому эмигрировавших художников, которых грамотно перемешали с местными авторами (для творческого роста последних) в арт-резиденциях — и рынок США получил собственную плеяду художников, готовых к всенародной любви и продажам. Одновременно в американских средних школах упразднили рисование, но ввели историю искусства — в результате будущие коллекционеры стали уважать создателей художественных произведений (а не твердить наше любимое: «И я так могу!»), и параллельно начали полноценно разбираться в теории предмета. Чуть позже, в 1960-е, несколько крупных семей коллекционеров (в частности, Рокфеллеры и Гуггенхаймы) совместно с большой группой арт-критиков и галеристов открыли при музеях и галереях подобие вечерних образовательных курсов для коллекционеров — где одновременно с теорией и историей искусства слушатели изучали практику создания и управления коллекцией. Но в какой именно момент арт-рынок США из трех галерей в Сан-Франциско разросся до сотен дилеров в Нью-Йорке под предводительством Лео Кастелли — это долгое время оставалось для непосвященных тайной.

История самого Майкла Финдли, изложенная от первого лица, нетипична для арт-рынка. Мы привыкли к тому, что успешные галеристы для начала должны с десяток дет проработать в аукционных домах — чтобы обрасти клиентской базой и непременным доверием. Свой путь Финдли прошел с точностью до наоборот: сначала открыл первую галерею современного искусства в нью-йоркском районе Сохо, а уже потом получил приглашение в Christie’s (правда, оттуда перешел в топ-галерею Aqcuavella, где трудится до сих пор, совмещая работу с членством в различных наблюдательных советах на коммерческих и общественных началах). Смелости юному арт-дилеру было не занимать: в начале 1960-х классическим искусством в Нью-Йорке принято было торговать в Верхнем Ист-Сайде, а кварталы Челси только начинали очищать от паровозных рельс и запаха мяса — словом, современному искусству предстояло найти не только своего покупателя, но и выбрать привязку на карте города. Финдли сделал ставку на Сохо — район между итальянской и китайской кухней (и мафией), поблизости от Бродвея. Первая открытая с партнером галерея быстро привлекла внимание и в считаные годы обросла соседями, сформировав галерейный арт-квартал.

А дальше — первые выставки с участием Джона Балдессари, Роберта Раушенберга и Роберта Индианы, первые эксклюзивные контракты с Шоном Скалли и Йозефом Бойсом (задолго до появления в жизни последнего Ларри Гагосяна), первые финансовые и репутационные потери. Значительную часть книги составляют иллюстрации — атмосферные черно-белые фотографии, идеально дополняющие сюжет и, по сути, превращающие печатное издание в мультимедийное. Разрядкой же внутренней драматургии монографии служит сократовская фраза автора о том, что об арт-рынке он не знает ровным счетом ничего. Остается неясно, кто в действительности произносит эти слова — то ли 30-летний галерист, то ли 80-летний гуру арт-рынка. Однако это не только сближает обоих с читателем, но и придает их ореолу еще больше волшебного света. Пусть и в черно-белых тонах середины 1960-х.

Чем «Портрет молодого арт-дилера» может быть интересен сегодня, кроме детально воссозданной исторической картины? В первую очередь тем, что сегодня в РФ происходят ровно такие же события (речь не об отставании на 70 лет, а о становлении рынка искусства в новых реалиях), с какими столкнулся юный неопытный автор. Вроде и деньги есть, и покупатели готовы с ними расставаться, и игроков хоть отбавляй (а художников, как водится, и того больше), и творческие идеи свежи, как никогда раньше (что характерно для любого сложного периода). На этом фоне главную задачу рынка — сделать из покупателей коллекционеров — можно с легкостью упустить, поддавшись сиюминутной возможности заработка. Американцам этого удалось избежать; нам — предстоит свои силы попробовать.

Да, без могущественных семей коллекционеров Рокфеллеров-Гуггенхаймов за спиной арт-рынка. Да, без ярко выраженного Лео Кастелли, поставленного этими семьями для регуляции. Но ведь и Sotheby’s с Christie’s в 1960-х в Нью-Йорке еще не наблюдалось — а в Москве с аукционами все хорошо. Так почему бы не сыграть?

Единственный «шероховатый» момент: при всей реалистичности (а местами — нарочитой реалистичности, с подробностями) новая книга Майкла Финдли не дает прямых советов: поступайте так-то или избегайте этого. В частности, и функционерам российского арт-рынка, и тем, кто только еще делает первые шаги на пути к собственной коллекции, было бы интересно прочитать, как создавались те самые «школы коллекционеров», плодами которых арт-рынок пользуется до сих пор, чему именно и как в них учили. Видимо, счастливые владельцы книги должны будут принимать решения сами, проживая вместе с молодым арт-дилером судьбоносные шестидесятые (и начало семидесятых).

А тем, кому уже сегодня предстоит строить отечественную арт-вертикаль, не привыкать — прочтем между строк. Вперемешку с архивными фотографиями.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20241220_Literature_Findlay.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20241220_Literature_Findlay.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».