Литература: Michael Findlay: The Value of Art
Книга-прогулка по истории и современности рынка искусства от искусствоведа, дилера, аукциониста и поэта в одном лице
Ценность искусства: деньги, власть и красота
Автор: Майкл Финдли
год издания: 2012
208 страниц
Издательство: Prestel, США
ISBN: 9783791349138
Во вчерашнем материале AI с основными тезисами, прозвучавшими в подкасте от UBS, мы упоминали о формировании арт-рынка в современном виде, начавшемся в 1980-е годы. «Венцом» того периода стала продажа картины Винсента Ван Гога «Портрет доктора Гаше» (1890) японскому владельцу бумажной мануфактуры Рёэю Саито за рекордные на тот момент $82,5 млн (сегодня, с учетом инфляции, эта сумма равнялась бы $161 млн). Аукционный рекорд, установленный на Christie’s, продержался более 15 лет, и столько же приходил в себя рынок искусства, взбудораженный экспрессивными покупками японскими коллекционеров 1980-х. Сегодня мало кто помнит, что за той продажей со стороны аукционного дома стоял нынешний директор сети галерей Aquavella Майкл Финдли — автор книги «Ценность искусства».
Путь автора можно обозначить тремя вехами: галерея — аукцион — галерея. Родившись в Шотландии и получив искусствоведческое образование в Канаде, Майкл Финдли переехал в Нью-Йорк и в 1970-х открыл одну из первых галерей современного искусства в Сохо. Именно ему обязаны своим открытием широкому рынку искусства такие художники, как Джон Балдессари и Йозеф Бойс. Успех молодого дилера не остался незамеченным: в 1984 году Финдли пригласил аукционный дом Christie’s, однако поручил ему не современных авторов, а импрессионистов и модернистов, на творчество которых шотландец был «заточен» своим образованием. Спустя шесть лет вершиной его аукционной карьеры и стала рекордная продажа Ван Гога — после чего Майкл Финдли отдал Christie’s еще 10 лет и перешел в галерею Aсquavella, где возглавил один из самых влиятельных семейных дилерских бизнесов XX века.
Почему мы подробно остановились на биографии автора? Потому что знание (а не только понимание) механизмов публичного и приватного рынков позволило Майклу Финдли написать очень хорошую книгу — как для 2012 года, так и для сегодняшнего читателя. Добавим сюда, что, подобно Роберту Бернсу, шотландец Финдли еще и поэт: материал в оригинале не только драматически структурирован, но и написан живым, приятным языком. Поэтическая натура автора дала ему пошалить в том числе с разделами книги: они названы именами трех греческих харит: Аглаи (красота), Евфросины (здравомыслие) и Талии (изобилие), что созвучно трем основным мотивациям коллекционера — эмоциональной, финансовой и социальной. Книга «Ценность искусства», написанная искусствоведом, всю жизнь продававшим предметы своего изучения, — это баланс между цифрами и объяснением, попытка показать, как художественная ценность стоит в основе рыночной стоимости. Издание структурировано в виде путеводителя, читатель путешествует по Нью-Йорку с Майклом Финдли в качестве гида: хронология событий будет перескакивать из одного десятилетия в другое, от аукционного дома к музею, равно как меняются архитектурные стили и хозяйственное назначение здания на Пятой Авеню во время прогулки.
В 2017 году академизм Майкла Финли проявился в его новой книге Seeing Slowly: Looking at Modern Art («Наблюдай неспешно: взгляд на искусство модернизма») — самостоятельном издании, которое отлично дополняет «Ценность искусства»: наш читатель помнит, что формирование вкуса коллекционера начинается с музея.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20200603_literature_15_findlay.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20200603_literature_15_findlay.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.