Бюллетень UBS: в фокусе — арт-рынок. Часть 1
ARTinvestment.RU   02 июня 2020

Банк UBS запустил аудио-цикл из пяти программ о настоящем и будущем рынка искусства

Пока сознательная часть рынка искусства замерла в ожидании новостей о возможном переносе Art Basel с сентября 2020 года на привычный июнь 2021-го, британский журнал Monocle выпустил первый аудио-подкаст от банка UBS, посвященный рынку искусства. В записи приняли участие руководитель аналитического отдела Art Basel, автор отчетов The Art Market Клэр Макэндрю, директор ярмарки по рынкам обеих Америк Ноа Горовиц, президент Christie's по рынкам Европы, Ближнего Востока, России и Индии Дирк Болл, директор гонконгского филиала David Zwirner Gallery Лео Сюй и швейцарский арт-дилер Ева Презенхубер.

AI выбрал наиболее интересные тезисы выпуска от 1 июня, которые не были произнесены и растиражированы в последние месяцы:

1. В который раз повторяем: нынешние сочетание экономической рецессии и пандемии рынок искусства переживает впервые. Прогнозирование будущего сегодня — занятие неблагодарное, поскольку ежедневно появляются новые формы взаимодействия бизнеса и искусства, многие из которых способны изменить рынок. Порой нужно сделать паузу и следить за новостями: они — лучшие прогнозисты.

2. Не слушайте тех, кто говорит, что в 1991 году объем продаж искусства снизился на 65 % и после рынок восстанавливался до показателей конца 1980-х годов в течение 15 лет. Цифры верные, однако в начале 1990-х не было кризиса — просто рынок пересмотрел принципы ценообразования искусства и начал плавный рост. Он не восстанавливался — он формировался в современном виде (о причинах турбулентности 1980-х и становлении рынка искусства мы подробно писали здесь. — AI.). Причем 30 лет назад не было Интернета, международной сети галерей и спроса на современное искусство — а рынок все равно вырос.

3. Набрав разгон с начала 1990-х, рынок искусства сравнительно легко справился с рецессиями 1998–1999 и 2008–2009 годов: объемы продаж снизились лишь на 18 месяцев, а затем снова показали рост. Отсюда возникает следующее предположение: если мы имеем дело с экономическими последствиями пандемии, восстановления следует ожидать в двухлетней перспективе, но в случае, если COVID-19 повлияет на переосмысление подхода к коллекционированию и ценовой политике, процесс может занять десятилетие.

4. То, что галереи в онлайн-режиме стали изначально указывать цены на предметы искусства, а не предлагать обратиться за ними к консультанту, как раньше, в значительной мере делает ценообразование прозрачнее, в особенности на первичном рынке (традиционно непубличном и закрытом. — AI.). При этом результаты продаж, показывающие объем рынка, остаются неизвестными — и сегодня галереи и дилеры не имеют поводов предавать их огласке.

5. Раньше отсутствие цен, как в физических павильонах, так и на интернет-сайтах, отпугивало значительную часть потенциальных покупателей. Зная о громких продажах предметов искусства из новостей, они полагали, что не встретят достойную работу в доступном им ценовом диапазоне. Сегодняшние исследования показывают, что раскрытие ценовой информации облегчает первичный контакт любителя искусства и галереи.

6. В копилку любителей арт-фактов: открывшаяся с 2002 года ярмарка Art Basel Miami Beach должна была быть запущена на американском континенте годом ранее, но была перенесена в связи с событиями 11 сентября 2001 года. В том году «пропажи» ведущего по сборам арт-события года не заметил практически никто — просто потому, что декабрь в Майами еще не стоял в графике международных коллекционеров.

7. Сегодняшние арт-коллаборации показывают то, чего мы не могли представить еще в прошлом, 2019 году, — например, как крупные дилеры объединяют под своим крылом 81 локального продавца (проект Galleryplatform, созданный Джеффри Дейчем), не давая просесть локальным рынкам, или как одна из ведущих мировых галерей предлагает тысяче людей со всего мира стать соавторами инсталляции под ее брендом (Davis Zwirner и проект Fortune Cookies («Печенье с предсказаниями»).

8. Если галереи в последние годы уже начали поиск новых форм продажи взамен стационарных площадок, то аукционные дома столкнулись с изменением правил продаж только сейчас, с наступлением карантина. Торги без предаукционных выставок, живой интриги в зале, телефонных продаж в режиме реального времени, стали максимальной неожиданностью, к которой они были подготовлены слабее всех прочих продавцов арт-рынка (на днях Sotheby’s заявил о пробном запуске торгов из виртуальной студии с физическим аукционистом, в хорошо знакомом с 1980-х телевизионном формате «телемоста». — AI.).

9. С начала 2020 года 75 % покупателей Christie’s возрастом старше 70 лет сделали ставки в онлайн-режиме, а количество частных продаж аукционного дома лишь за первый квартал 2020 года увеличилось на 29 % по сравнению с показателями всего 2019 года у Christie’s. Основная проблема, с которой сталкиваются аукционные дома, — невозможность оперативной доставки приобретенных работ в отдельные страны.

10. Свое будущее аукционные дома связывают с новыми покупателями (точно так же, как и в последние годы. — AI.): в 2019 году 60 % новых клиентов аукционов связались с домами, предварительно увидев рекламу в социальных сетях или интернет-поиске. В 2020 году задачей аукционных домов стало не упустить интернет-канал продвижения, при этом выдерживая конкуренцию с другими крупными частными продавцами, ставшими «виртуальными» с началом карантина;

11. Сегодня онлайн-торги аукционных домов способствуют демократизации процесса приобретения искусства: раньше «физические» площадки не могли вместить всех желающих; кроме того, на особо статусные торги необходимо было получить приглашение. Упрощенный способ регистрации в онлайн-режиме также расширяет круг покупателей. Положительным образом карантин сказался на нишевом искусстве: раньше оно «подмешивалось» к более крупным торгам, поскольку аукционные дома не видели экономической целесообразности в выпуске отдельного печатного каталога. Сегодня это легко сделать в виртуальном формате, и небольшие торги при должной рекламной поддержке оказываются достаточно успешными.

12. Галереи после перехода в онлайн-режим отмечают, что покупатели в возрасте старше 60 лет, до 2019 года отдававшие предпочтение антиквариату и искусству, созданному до 1945 года, стали активнее покупать современное искусство. Молодые онлайн-покупатели сразу начинают с искусства современного, а уже после, становясь более искушенными, смотрят в сторону искусства более ранних периодов. Основную задачу сегодня галереи видят в том, чтобы не упустить сформировавшихся клиентов в погоне за «новой кровью».

13. Главное, в чем сходятся фигуранты приватного рынка, галереи и арт-дилеры: если вчера, чтобы продать искусство, потенциального покупателя нужно было вдохновить, то сегодня его необходимо в первую очередь развлечь. И отмечают отдельно: ни то, ни другое, не работало бы без образованности коллекционера.

Комментарий AI: анонсированный цикл из пяти еженедельных выпусков о рынке искусства от UBS готовился с учетом открытия онлайн-кабинетов галерей Art Basel в конце июня, которое состоится вне зависимости от ярмарки в сентябре. Приглашенные эксперты представляют разные сегменты рынка — фактически это онлайн-дополнение к отчету Art Basel & UBS. В следующих выпусках ожидаемо появятся коллекционеры и технологические адепты. Но есть одно «но»: если сентябрьский Базель таки перенесут на следующий год, тональность выпусков и аргументация гостей изменится. Грубо говоря, начиная со следующей недели это могут быть две совершенно разные программы, каждую из которых было бы очень интересно послушать. Но в итоге мы услышим лишь одну.

В следующий вторник, 9 июня, мы представим второй выпуск «Бюллетеня UBS», а также по случаю поговорим о судьбе Art Basel в Базеле, к тому времени — подтвержденного или перенесенного.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200602_Monocle1.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200602_Monocle1.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх