Art Investment

Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы

Практическое руководство по использованию главного интеллектуального актива нашего ресурса

В первой части статьи — «Как работать с базой аукционных торгов AI? Художник с минимумом продаж» — мы рассказали, как правильно оценить творческие и рыночные активы художника, имеющиеся помимо аукционных событий (АС) в базе AI. В продолжении — «Как работать с базой аукционных торгов AI? Этапы карьерного роста» — мы перечислили этапы продвижения художника по карьерной лестнице, которые позволяют понять текущее положение дел выбранного коллекционером автора. В третьей части статьи — «Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма» — мы рассказали о том, как правильно оценить полученную информацию и определить место автора в арт-мире и на рынке искусства. Настало время подвести итоги всего цикла, завершив его информацией об оценке перспектив художника — в нашем случае художника Кирилла Котешова (1983).

Для начала кратко расскажем об основных научных работах, посвященных оценке творческого потенциала художника, — собственно, на них будет и опираться наш рассказ, и строиться дальнейшая самостоятельная работа читателя AI. В отличие от исследований, посвященных экономико-финансовым вопросам умерших художников (инвестиции, финансовые инструменты, индексы ценовой динамики и пр.), научных работ по карьерному продвижению ныне живущих авторов крайне мало. Под научными работами мы понимаем исследования, которые не только рассматривают принципы карьерного роста (на полках книжных магазинов одновременно можно встретить более 30 книг по продвижению художника — с пошаговыми практическими рецептами), но прежде всего показывают закономерности процессов, позволяющих делать прогнозы такого роста. С начала 2000-х годов таких работ было чуть более десяти, и причина тому — в трудоемкости (а до недавнего времени — и технической невозможности) подобного анализа.

Основным полем исследования перспектив произведений умерших художников является вторичный рынок — аукционные продажи, более точно — повторные продажи одних и тех же работ. С момента появления Artprice и Artnet в конце 1980 годов исследователи получили в распоряжение вполне полные и максимально объективные (торги-то публичные) базы для статистического анализа. В то же время карьера ныне живущих художников базируется на ценообразовании первичного рынка (галерейного, то есть непубличного и относительно закрытого: всю информацию нужно запрашивать), а далее развивается благодаря маркетинговой активности, а не аукционной успешности. Другими словами — включает в себя большое число переменных, часть которых до недавнего времени было сложно собрать, обработать и оценить (например, активность в социальных сетях и массив публикаций). Более того, на момент написания любой академической работы карьера современного автора развивается в реальном времени — следовательно, вероятность ошибиться в прогнозах у исследователя, предложившего для оценки некий инструмент, намного выше. Именно поэтому заходить на поле современных авторов арт-экономисты не спешили; да и сегодня не особо стремятся.

Назовем три самые важные научные работы. Две из них — «Говорящие цены» Олава Вельтуса и «Старые мастера и молодые гении» Дэвида Галенсона — упомянем вскользь, поскольку в свое время AI снабдил каждую из монографий отдельной рецензией. На третьей остановимся чуть подробнее, поскольку она послужит в качестве «зарядки для хвоста» и пищи для размышлений коллекционеров. В 2018 году группа исследователей из Германии, в числе которых был небезызвестный автор книг об арт-рынке Магнус Реш, взялась найти корреляцию между выставочной активностью на старте арт-карьеры и последующей рыночной успешностью художников. Проанализировав выставки молодых авторов в 16 тыс. галерей и 7,5 тыс. музеев, а затем сопоставив результаты с аукционными показателями художников в следующие 10 лет, ученые выявили следующую закономерность: если одна из первых пяти выставок молодого художника прошла на одной из 300 ведущих площадок (около 100 крупных музеев и 200 галерей), то в 59 % случаев его академическая и рыночная карьеры будут развиваться параллельно и идти строго «вверх» (см. илл.).

Любители интерактивной инфографики также могут наведаться на сайт BarabasiLab, где инфографически представлена экосистема тех самых исследованных выставочных площадок, а также показаны связи между ними (не всегда заметные в реальном мире). Это не только полезный, но и визуально приятный инструмент! Вы спросите: какое отношение этот ресурс имеет к российским художникам? Самое непосредственное: 34 ныне живущих российских автора были отобраны для исследования, а среди 100 ведущих музеев, давших толчок художественным карьерам, есть 3 российских — Государственный Эрмитаж, Московский музей современного искусства и Мультимедиа Арт Музей. Другое дело, что почивать на лаврах и сидеть сложа руки художник, получивший на старте карьеры выставку на одной из этих площадок, не должен — таким счастливчикам следует регулярно напоминать о высокой вероятности оказаться среди 0,2 %, бездарно растративших уникальный карьерный аванс.

В заключение теоретического обзора — о единственной на данный момент платформе, которая (с оговоркой) позволяет следить за карьерным ростом современных художников, получая автоматические обновления, и даже делать некоторые прогнозы. Мы ее неоднократно упоминали — это ArtFacts (раздел платной подписки) и дочернее приложение Limna. После 20 лет сбора информации об академической и маркетинговой активности художников ArtFacts заключил партнерское соглашение с Artnet и проанализировал совместно художественный «багаж» (т. е. образование, выставочную историю и перечень академических наград)авторов и их аукционные продажи — другими словами, выявил зависимость между карьерным ростом (процессом) и ценовыми показателями (итогом). Упомянутая оговорка состоит в том, что для всестороннего анализа художнику необходимо быть внесенным как в базу ArtFacts (руками галериста), так и в базу Artnet (покупками коллекционера). А это, даже при большом желании автора, не всегда удается совместить.

Если же данных недостаточно, то для самостоятельного анализа перспектив художника в теории рекомендуется:

• понять статус галереи, представляющей художника;

• посмотреть на итоги работы галереи с другими художниками;

• отследить инструментарий, который использует галерея в работе с художниками (арт-ярмарки, персональные и групповые выставки, выдвижение на премии, поощрение участия в резиденциях и пр.);

• проследить изменения в ценообразовании «вашего» художника с момента заключения контакта с данной галереей;

• составить объективную радиальную диаграмму художника на данный момент (с учетом знаний, полученных из предыдущей статьи);

• понять, какие из «лучей» диаграммы объективно более достижимы, а какие требуют сложной работы;

• сделать покупку, сложить руки и ждать.

Ничего не напоминает? Конечно, это очень похоже на описанного выше художника, который получил выставку в престижном месте — и считает дело сделанным. Коллекционер, ориентирующийся лишь на цифры, не сильно от него отличается. Именно поэтому выше мы говорили о теории — а на практике действия владельца предмета современного искусства требуют гораздо большей вовлеченности в процесс. Возвращаемся к примеру Кирилла Котешова, у которого страничка на ArtFacts не обновлялась с 2018 года, а аукционных событий (АС) всего пять (да и у них результаты недоступны). Нетерпеливый коллекционер выберет другого художника, по которому платформа-алгоритм покажет желанный график; однако коллекционер, нацелившийся на работы Кирилла и не желающий ждать у моря погоды, обнаружит, что может (1) получать информацию из первоисточника и (2) самостоятельно влиять на карьерный рост, включая ценообразование, художника. Что интереснее и надежнее — каждый решает сам.

Как это выглядит на практике? Перспективы художника — лишь на 1/3 его собственные усилия, но на 2/3 — усилия представляющей его галереи. Поэтому для начала коллекционер лично отправляется в эту галерею (предварительно прочитав о достижениях дилера и других именах, с которыми тот работает) и подробно расспрашивает об авторе, а также о планах галереи по его развитию. Необходимо настаивать на приглашении в мастерскую художника и личном с ним знакомстве в присутствии галериста (не дай Бог в этот момент попробовать купить у автора работу напрямую!). Целью этого этапа должна стать абсолютная уверенность в том, что взгляды художника и его умение говорить о своем искусстве если и не совпадают с вашей трактовкой его творчества, то понятны и разумны (точно так же он будет говорить и с другими коллекционерами — следовательно, вы поймете, насколько харизма художника помогает или мешает продажам). Зная о планах галереи по продвижению автора (включая не только количество персональных и групповых выставок в ближайшей перспективе, но и участие в арт-ярмарках, публикации и будущие альбомы и каталоги), коллекционер укрепляется в решении (или, увы, отказывается от него) приобрести работу.

Вторая возможность, которую коллекционер получает, приобретая работу современного художника, — возможность влиять на его карьеру. По сути, владелец предмета искусства ныне живущего автора становится совладельцем «акций» его карьеры, но, что более важно, даже с миноритарной долей входит в условный «наблюдательный совет» компании, принимающий решения. Каким образом? Снова-таки через общение с галереей. Покажите галерее нарисованную вами «звездочку» радиальной диаграммы данного художника (пусть даже галерист с ней не согласится, но увидит уровень вашего внимания в художнику — далее вы сможете перерисовать ее сообща), уточните, какое из «крыльев» галерея планирует развивать и каким образом (поверьте, порой глаза человека открываются на очевидные вещи именно после таких визуальных подсказок). На этом этапе следует осторожно, не нанеся вреда самолюбию галериста, обратить его внимание на важность публичности и регулярного обновления всей информации о художнике — начиная от страниц автора в соцсетях, и заканчивая (но не ограничиваясь) проверками данных у всех коллег по рынку, время от времени публикующих материалы о данном авторе, — аукционных домов, музеев, блогеров и СМИ.

Далее, и это должен четко понимать коллекционер, каждое его действие (от совета до покупки) будет влиять на карьеру художника. Больше покупок — больше влияния; однако круг таких действий очень широк и не обязательно влечет за собой материальные затраты — скажем, можно познакомить галерею с известным журналистом или арт-критиком или обратить на художника внимание знакомого вам музейного куратора. В инвестиционной среде есть такое понятие — смарт-инвестор (от англ. Smart — сообразительный, умный). Подобный инвестор, помимо финансового вливания, дает объекту вложений неизмеримо больше — свое имя, свои связи и свою активность в продвижении этого имени всеми доступными способами. Вы должны стать именно таким смарт-коллекционером, использующим собственные возможности во благо карьерного роста художника.

Простое сидение перед экраном и наблюдение за меняющимися цифрами и параболами графиков работают только, если вы не имеете доступа к активу. А в случае современного (тем более — молодого) художника часть этого актива — сам коллекционер. Действуйте!


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20241213_Database_Koteshov_4.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20241213_Database_Koteshov_4.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».