Как работать с базой аукционных торгов AI? Этапы карьерного роста
Практическое руководство по использованию главного интеллектуального актива нашего ресурса
В предыдущей статье мы рассмотрели вариант, когда у художника в базе AI значится небольшое количество аукционных событий (АС); зачастую — с нераскрытыми результатами продаж. Выбранный нами автор — Кирилл Котешов (1983) — по международным меркам художник молодой (до 45 лет), при этом сформировавший творческий стиль и язык высказывания. С таким бэкграундом Кирилл готов ворваться в экосистему «взрослого» арт-рынка, будь то локального, будь то международного. И задача коллекционера, который собрал информацию о художнике по материалам, находящимся в свободном доступе, — понять, насколько данный автор готов к переходу на следующий этап: чего ожидать от художника, его менеджмента и лоббирующих автора сил.
Для того чтобы правильно оценить художника по творческим и рыночным показателям, для начала напомним, из чего состоит экосистема творческой карьеры в международном поле. Специалисты выделяют четыре этапа развития художника в области изобразительного искусства: художественное образование, творческое формирование, рыночную экспансию и академическое признание. Рассмотрим, что означает каждый из этих этапов, то и дело подсматривая в созданную нами инфографику.
Этап I. Художественное образование
В глазах международного коллекционера профильное образование художника является неотъемлемой частью его базовых активов. «Виной» тому — статистика, по которой из 10 художников, которые добрались до этапа признания, 9 имели законченное художественное образование. Таким образом, коллекционер не хочет, чтобы его ставка на молодого художника сработала лишь в одном случае из десяти — если перед ним автор-самоучка. Понимают это и галереи, поэтому отказывают в сотрудничестве многим художникам без диплома, пусть даже авторы эти нашли уникальный творческий почерк и имеют врожденный талант к рисованию. Если же галерея рискнет и подпишет договор с автором без диплома, ей придется приложить немало усилий, чтобы убедить коллекционера: перед ним — тот самый «один из десяти» самоучек, который добьется успеха. При этом оставившие след в истории искусства непрофессиональные художники — от Анри Руссо и Фриды Кало до Маурицио Каттелана — не только не скрывали, но всячески подчеркивали отсутствие образования.
Образование подразумевает обучение в профильном учебном заведении — художественной школе, институте или академии. Какие активы получает художник на момент завершения обучения? Прежде всего (помимо знаний) — выпускную выставку, на которую в серьезных вузах приглашаются и кураторы, и галеристы, и коллекционеры — наглядно видящие, с каким уровнем технического мастерства и творческо-интеллектуальным потенциалом выпускается художник. Отдельно упомянем, что в западных художественных вузах все чаще в программу вводится такой предмет, как «Самопродвижение художника / вхождение в рыночную среду». Именуется он по-разному, но смысл сводится к обучению художника основам работы рынка искусства и закономерностям собственного карьерного роста. Эти знания даются не для того, чтобы художник отныне работал и за себя, и за агента (галерею, куратора, менеджера соцсетей и пр.). Художник должен владеть теми знаниями (пусть даже начальными), которыми обладают люди, которых он наймет на первом этапе своей самостоятельной работы, понимать логику их поступков и решений и знать, что именно требовать от своего окружения, которому он платит деньги.
На этапе выпуска из художественной школы у художника уже должно быть сформировано собственное портфолио — а именно пакет документов, фотографии работ, их описаний, перечисление карьерных шагов, которые он успел сделать, пока учился. На основе этих материалов формируется веб-сайт, который работает в нескольких плоскостях. Во-первых, сайт сообщает о присутствии художника в мире искусства, пусть и на уровне интернет-среды. Во-вторых, галереи, в которые обращается художник, на сайте смогут посмотреть портфолио, прочесть биографию и интервью — словом, составить первое впечатление до личного знакомства с автором. Третья функция сайта — познакомив посетителей с произведениями автора и снабдив первоначальной информацией, перенаправить их в социальные сети, где и новости публикуются более регулярно, и раскрываются некие подробности творческого процесса, и где сам автор вступает в общение с аудиторией.
Этап II. Творческое формирование
Окончив учебу (а иногда и ранее), художник запускает три главных механизма карьерного роста: на этапе творческого формирования таковыми являются участие в конкурсах, резиденциях и грантовых программах. Ежедневно отправлять свои материалы и заявки на участие — работа не из легких, однако в этом может помочь нанятый художником менеджер или агент. На Западе первыми агентами художников часто становятся их коллеги — студенты с параллельных факультетов (допустим, менеджмента искусства); причем эти связки формируются еще в самих вузах — скажем, будущий художник, будущий агент и будущий куратор. Вместе инициативная группа создает промо-материалы на основе портфолио, фотосессии и сайта; далее усилиями агента художник заключает контракт с небольшой локальной галереей, работающей с коллекционерами данного города либо страны. Как правило, первый контракт заключается на не эксклюзивной основе (либо на эксклюзивной — но на непродолжительное время, около двух лет; либо контракт предусматривает работу на территории, например, одной страны — с правом художника заключать контракты с галереями, которые представляют другие страны). Тогда же, на этапе творческого формирования, состоится и первая коммерческая выставка художника, где он получит первых коллекционеров — то есть полноценно выйдет на первичный рынок.
«Мостиком» перехода от этапа творческого формирования к следующему этапу — рыночной экспансии — обычно служат ярмарки. Небольшая галерея, представляющая художника, показывает его в числе других своих подопечных на локальной ярмарке. Там на художника обращают внимание коллекционеры других галерей, а также другие галереи — но более крупные. И те и другие могут обратиться к галерее, представляющей художника, и подробнее расспросить их о сроках действия контракта, после чего предложить более перспективные условия.
Этап III. Рыночная экспансия
Итак, художник заключил контракт со средней по статусу галереей — которая также работает в данной стране, но уже выезжает на международные ярмарки. Галерея делает художнику коммерческие выставки — вначале групповые, с другими своими художниками, а затем и персональную. В конце первого календарного года контракта галерея готова представить художника на международной ярмарке. Средние по статусу галереи имеют бюджет, чтобы нанимать для художников кураторов, лоббировать публикации в художественных СМИ, приглашать арт-критиков для написания статей и первых академических работ, посвященных творчеству художников. Находясь в орбите авторов такой галереи, художник может попасть на биеннале, а там — в поле зрения более серьезных кураторов, особенно после участия в международной ярмарке. У художника впервые выпускаются альбомы или каталоги его работ, посвященные персональной выставке или некому значимому рубежу его творчества. Сигналом к скорому завершению третьего этапа (рыночной экспансии) служит международная групповая академическая выставка, организованная кем-то из признанных международных кураторов — в музейном или другом некоммерческом выставочном пространстве. «Мостиком» же к следующему этапу — академическому признанию — принято считать появление работ художника (но не его самого!) на аукционных торгах. Буквально это означает следующее: коллекционеры, которые несколько лет назад купили его работы, теперь выводят их на вторичный рынок, подтверждая спрос на данного автора и наличие за ним «рынка». Однако, как помнят регулярные читатели AI, до вторичного рынка добирается всего 7 % художников — следовательно, именно на переходе от «рыночной экспансии» к «академическому признанию» ломается более всего творческих судеб; такова жестокая статистика отбора имен в ковчег истории искусства при участии Цербера в лице арт-рынка.
Этап IV. Академическое признание
На этапе академического признания художник получает внимание со стороны топ-галерей, которые перекупают его контракт. Одновременно топ-галерея вывозит художника на топ-ярмарки, обеспечивает его топ-кураторами — в результате чего работы автора покупают топ-коллекционеры. Следом эти топ-коллекционеры выводят его работы на топ-аукционы. Этап академического признания можно считать завершенным со знаком «плюс», если работы художника при его жизни приобретает музей (в этот момент слово «академическое» в названии этапа обретает смысл). После этого с подачи галереи (и при участии музея) издается большой каталог его работ. Если на этапе академического признания художник уходит из жизни, то следующими шагами его карьерного роста (без его участия) является организация фонда наследия и публикация полноценного каталога-резоне. Ведущие коллекционеры, которые покупали данного художника при жизни, входят в фонд в качестве членов наблюдательного совета — а далее лоббируют продвижение имени автора через публикацию монографий, научных работ, приобретение его работ музеями, а также организации этими музеями выставок данного художника. В задачи фондов наследия входит и борьба с подделками, которые неизменно появляются со смертью художника.
Следует сказать, что каждый из этих четырех этапов можно поделить на несколько под-этапов — но в рамках данного обзора мы заниматься этим не будем. Гораздо важнее упомянуть, что выход на этап признания совершенно не гарантирует, что достигший его художник останется на нем навсегда. Потому что существует еще пятый этап — переосмысление вклада художника в историю искусства. Он наступает уже после смерти художника, причем часто спустя несколько десятилетий; несложно догадаться, что переосмыслению подлежит творчество максимально созвучных своему времени авторов (сегодня в «группе риска» — и упомянутый Маурисио Каттелан, и Джордж Кондо; неуютно себя чувствуют даже Дэмьен Херст с Джеффом Кунсом). Тем не менее при грамотной работе фонда наследия и заинтересованных коллекционеров (вложивших в работы авторов немалые деньги) большинство художников, обеспечивших себе прижизненное признание, имеют шанс сохранить его и перед лицом истории искусства. Пусть даже владельцам их работ это будет стоить чуть дороже.
Важное замечание: представленная экосистема этапов развития творческой карьеры художника одинаково применима как для глобального рынка искусства, так и для рынков локальных — естественно, желающих играть по достаточно простым, понятным, установленным и проверенным правилам, то есть не изобретающим от нечего делать велосипед. Возможную читательскую реакцию из разряда «Зачем нам международная практика — у нас ведь все по-другому?» считаем некорректной, и вот почему. Во-первых, достаточное количество регулярных читателей AI составляют наши художники, давно проживающие и строящие карьеру за рубежом. Они приняли правила местного рынка и с разной степенью упорства им следуют; данный материал — лишнее подтверждение того, что они находятся на верном пути. Во-вторых, слово «Запад» в статье можно без потери актуальности заменить на «Восток»: в сегодняшнем Китае работает точно такая же лестница карьерного роста. Допускаем, что некоторые художники — идеологические противника Запада — не менее изящно найдут аргументы и для отказа от покорения рынка Поднебесной; для остальных статья послужит рабочей дорожной картой российско-китайских (и не только) арт-отношений. В-третьих, политическая изоляция не будет продолжаться вечно — а художникам, живущим дома, в России, и находящимся на этапе художественного образования (кстати, очень ценимого и на Западе, и на Востоке), международного арт-рынка достанется с лихвой. И в-четвертых, российским художникам, работающим на всех этапах карьерного роста, совершенно не нужно топать по зимнику с обозом в столицы, чтобы пробить себе путь, — современные средства связи дают им прекрасную возможность заявить о себе, не выходя из мастерской. У нас есть региональные вузы, галереи, ярмарки, аукционы — которые, кстати сказать, относятся к своим землякам куда более бережно, чем столичные арт-институции, и помогают активнее и с искренним интересом. А некоторые московские и питерские музеи и коллекционеры давно и по праву существуют в статусе «международных» и готовы помочь талантливому и деятельному автору в покорении описанных этапов рыночной экспансии и академического признания. Поэтому нежелание художников работать в этой экосистеме сегодня, вместе с бесконечным поиском оправданий — удел слабых. Следует помнить, что великие «Песняры» не ждали появления в СССР 16-канального магнитофона для записи своего роскошного многоголосья — а пользовались всего двумя магнитными дорожками. Хитрили, изворачивались, подстраивались — но качественно делали свою работу. Зато, когда в Минск привезли 16-канальный TASCAM — оказались максимально готовыми к стремительному карьерному рывку, всесоюзному и даже международному (США, Франция, ГДР, Финляндия) успеху.
Прочитав все это, любознательный коллекционер первым делом отправится на агрегационный ресурс ArtFacts и его дочернюю платформу Limna, где собрана информация об академических заслугах художников. Там он обнаружит аналитику, визуализированную в виде достаточно любопытной диаграммы карьерных достижений:
Перейдя на страницу Кирилла Котешова и запросив подобную аналитику по художнику, коллекционер столкнется с тем, что подобной диаграммы для искомого автора ArtFacts и Limna составить не могут — ввиду недостаточного объема данных (как мы помним, страничка Кирилла не обновлялась с 2015 года). Ждать у моря погоды коллекционер не хочет — и резонно спросит: а можно ли создать подобную визуализацию самостоятельно? И лишь потом задастся вопросом: а зачем такая диаграмма в принципе нужна?
На оба эти вопроса мы ответим в следующей (и последней) части нашего материала, построив за западных коллег радиальную диаграмму (правильное название данной конструкции) достижений Кирилла Котешова.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20241203_Database_Koteshov_2.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20241203_Database_Koteshov_2.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.