Главные события международного арт-рынка — 2024. Часть 2
AI выделяет 20 событий, определивших лицо уходящего года на рынке искусства
В продолжении материала мы предлагаем вторую «десятку» самых значимых событий международной экосистемы искусства, которые могут оказать влияние на дальнейшее развитие рынка:
11. Соавтор Mei & Moses Art Index создал индекс для ведущего бизнес-университета Китая
В середине 2024 года Высшая школа бизнеса Cheung Kong (Пекин) опубликовала исследования своего профессора Мэй Цзяньпина в области ценовой динамики искусства, которые легли в основу нового индекса арт-рынка. Нового — поскольку речь идет об известном соратнике Дэвида Мозеса по созданию Mei & Moses Art Index в 2008 году (и позднее выкупленном Sotheby’s). Правда, в 2008-м ученый был гражданином США и в американской (и мировой) научной среде был известен под именем Дэвида Мэя. После сделки по продаже Sotheby’s первого в истории арт-индекса судьба ученых-соавторов оставалась неизвестной (как и данные самого Mei & Moses Art Index, который аукционный дом убрал из публичного доступа, направив на собственные нужды — например, определение оптимального эстимейта или стартовой цены лота для предстоящих торгов). Приятно, что сегодня дело Дэвида Мэя востребовано — школа Cheung Kong известна воспитанием более 20 % топ-менеджеров ведущих китайских компаний (включая давно не появлявшегося на людях Джека Ма, основателя Alibaba), и точно найдет индексу китайского арт-рынка дельное применение, включая работу в интересах государства. Делаем ставки: где объявится второй соавтор индекса 2008 — Майкл Мозес — и под каким именем? Какая у нас страна больше других нуждается в индексе арт-рынка?
12. Бэнкси создал таинственную серию работ, посвященную животным
В августе информационное пространство мира искусства единолично заполнил собой Бэнкси: его граффити появлялись на лондонских стенах аж по несколько раз в неделю. По сравнению с предыдущими работами у новой серии анонимного художника было два отличия: Бэнкси изображал исключительно животных и не сопровождал их традиционными манифестами в социальных сетях (ранее художник либо напрямую называл, либо намекал на определенное общественно-политическое событие, давшее толчок к созданию той или иной работы). «Неподписанные» животные не ассоциировались ни с одним из событий августа — интернет-комментаторы стали гадать, шла ли речь о мигрантах (хотя было бы неполиткорректно изображать их таким образом) либо о чехарде о британском правительстве; в результате большинство СМИ решило, что Бэнкси просто разрекламировал лондонский зоопарк. Однако в беседе с нами бывший главный редактор Artnet News Эндрю Гольдштейн высказал мнение, что Бэнкси в данном случае поступил как… хороший отец. По слухам, сыну художника как раз предстоял первый поход в зоопарк, и подобный «квест» с созданием животных, разбросанных по Лондону, подогревал интерес малыша в течение месяца. Вот такая семейная арт-история.
13. Неожиданности арт-правосудия
Летом 2024 года, когда в американской предвыборной гонке было ровным счетом ничего не ясно, состоялся ряд достаточно громких событий, в которых власти отдельных (но лояльных США) стран повели себя, мягко говоря, странно — не так, как делали это последние четыре года. Например, в Нидерландах бессчетная попытка активистов привлечь общественное внимание путем приклеивания себя к предметам искусства наконец-то увенчалась успехом — любителей природы, клея и порчи музейных стен отправили в тюрьму (а не отпустили домой в статусе героев). В самих США в сексуальном насилии был неожиданно обвинен афроамериканец нетрадиционной ориентации — который, будучи куратором, приставленным к молодому чернокожему художнику, силой добился от того взаимности. И пусть дело не дошло до суда, но многие американские арт-институции отменили запланированные выставки с участием скандального куратора. Третий необычный случай, к сожалению, отражает не победу здравого смысла, а его отсутствие. Фонд прусского культурного наследия (Stiftung Preußischer Kulturbesitz, Берлин, одно из крупнейших учреждений культуры мира) отдал работы Энди Уорхола и Сая Туомбли, полученные по завещанию их владельца, родственникам покойного коллекционера (настаиваем: не «вернул», а именно «отдал» — на том лишь основании, что родственниками был начат процесс оспаривания завещания; дескать, художественные ценности должны храниться в семейном кругу). Получив картины назад, «семейный круг», естественно, занялся их продажей. Осмыслить действия европейской государственной музейной институции сложно: обычно они годами изучают документы в случае реституции искусства странам «третьего мира» (даже бывшим европейским колониям). Возможно, учитывая гражданство США у наследников, оспоривших завещание, музей руководствовался принципом «от греха подальше»?
14. «CCI» — новый фаворит арт-инвестиций по мнению Deloitte Art & Finance
Конференция Deloitte Art & Finance — крупнейший саммит по экономике искусства — проходит раз в год, и ее итоги неизменно попадают в перечень наиболее значимых событий арт-рынка. В 2024 году конференция в информационном смысле не подвела — неожиданно определив в фавориты арт-инвестиций такое направление, как продукты CCI (с англ. — Creative & Cultural Industries, креативная и культурная индустрии). О чем идет речь? По мнению Deloitte, к традиционным материальным активам, каковыми являлись предметы искусства, а также вложения в инфраструктурные стартапы и реальные бизнесы, пришло время «подмешать» продукты сферы культуры — по большей части некоммерческие, дотационные, разовые проекты. Словом — все, что до сего дня вызывало у инвестора справедливое отторжение своей финансовой неопределенностью. Есть подозрение, что «объединение ежа с ужом» было сделано намеренно — и вот почему. В мировом масштабе набирают популярность т.н. «значимые инвестиции» или «инвестиции, имеющие влияние» (англ. Impact Investment). С виду это обычное финансирование некоммерческих проектов, то есть меценатство; на самом деле — мощнейший инструмент оптимизации налогообложения крупными компаниями. А поскольку культурные инициативы сложно сходу разделить на прибыльные и убыточные, крупные компании-меценаты решили максимально запутать след налоговым органам. Таким образом, объединение (под самостоятельным названием CCI) коммерческих и дотационных проектов призвано не навести порядок в креативном сообществе, а увести экосистему в туман. Но мы отныне — предупреждены, а значит — вооружены!
15. Неожиданные результаты отчета Survey of Global Collecting от Art Basel and UBS
Компания Art Economics, создающая главный отчет по рынку искусства для Art Basel и UBS, во второй раз выпустила осеннее к нему «приложение» — Survey of Global Collecting, посвященное коллекционерам и их арт-привычкам. В 2024 году основным шокирующим выводом данного отчета стало отношение различных групп коллекционеров к цифровому искусству. Оказалось, что молодые покупатели — крипто-миллениалы, поколения Z и Альфа, массово приобретая цифровое искусство, включая NFT, в 2021–2022 годах, настолько же быстро расстались с художественными активами с падением интереса и общественным порицанием NFT в 2023-м. Итого, по данным отчета, лишь 3 % молодых покупателей, называющих себя коллекционерами, оставили у себя ранее купленные «веселые картинки». В то же время 85 % возрастных коллекционеров традиционного искусства, которые приобрели искусство цифровое, не поддались изменению рынка (сколько их еще случится — они-то уже приспособлены, закалены) и сохранили NFT в качестве артефакта, отпечатка времени. Что дает это наблюдение арт-рынку? Как минимум понимание того, что интересы и привязанности молодежи непостоянны: они быстро покупают — но еще быстрее продают.
16. Gagosian Galleries выпустила журнал в печатном формате
Неожиданно для многих галерея Gagosian выпустила собственный арт-журнал в печатном формате, сначала для Art Basel в Париже осенью, а затем для ярмарки в Майами-Бич. Издание могло бы показаться анахронизмом: печатные материалы от The Art Newspaper и других партнерских СМИ, бесплатно раздаваемые на «базелях», по большей части остаются в аэропортах — выброшенные коллекционерами, не желающими попасть под перевес багажа. Однако Гагосян-журнал, свободно лежащий как на самой Art Basel, так и в прилегающих к ярмарке кафе и ресторанах, по-видимому, сообщил коллекционерам нечто новое: заведения были заполнены людьми, с интересом его читающими. К слову, помимо ожидаемых галерейных новостей и эксклюзивных интервью с подшефными художниками Ларри Гагосяна в журнале напечатали карту-путеводитель для прилетевших на ярмарку коллекционеров; что не только было удобно, но и напомнило о славных «доковидных» временах, когда деньги на искусство тратились помногу и с удовольствием.
17. Победа Дональда Трампа и изменение гендерной повестки
Ноябрьские результаты президентских выборов в США определили внутреннюю политику страны на ближайшие (как минимум) 4 года, подведя незримую черту под так называемой «повесткой» — прежде всего гендерной и расовой. Помнится, в 2020 году директивы от Демократической партии США — кого выставлять и как отныне вести экскурсии — музеям приходили в письменном виде. После победы Трампа творческим институциям и их коллективам никто не писал. Не сговариваясь, музеи, галереи и художественные СМИ стали незаметно (а кое-где и очень заметно) возвращать картины европейских художников на привычные места, убирая в запасники произведения авторов, попавшие на стены по этническому признаку, и меньше фокусироваться на личной жизни художников, в особенности при проведении экскурсий для детей. Это же было видно и по Art Basel в Майами-Бич: произведений африканских художников было в этом декабре немного; не было заметно и явно провокационных работ, созданных авторами, в творчестве (а зачастую и в психофизическом состоянии) которых вопросы идентичности занимают особое место. То ли еще будет.
18. «Банан» Маурицио Каттелана как самая знаковая продажа года
Самый обсуждаемый лот года — объект «Комедиант» Маурицио Каттелана (проще говоря — банан, прикрепленный скотчем к поверхности стены), проданный за $6 млн при среднем эстимейте в $1,5 млн. На его фоне кто-то ностальгически вспоминает 2017 год и продажу «Спасителя мира» за $450 млн (пусть даже атрибуция там вызывала и до сих пор вызывает большие сомнения): дескать, обмельчал арт-рынок, если сегодня все обсуждают сделку за $6,2 млн, а сам художник не имеет профессионального образования. Тем не менее продажа эта для 2024 года показательна: во-первых, из-за относительно небольшой суммы сделки (весь аукционный сезон был небогат на сверхдорогие покупки, и $6,2 млн — лучшее его отражение); во-вторых, потому, что в очередной раз вещь была куплена с целью саморекламы: покупатель банана, коллекционер Джастин Сан таким приемом привлек внимание к собственной криптовалюте и блокчейну TRON. Джастин проворачивает подобное не в первый раз: в 2021 он был «андербиддером» (участником аукциона, сделавшим предпоследнюю ставку) эпохальной продажи работы Биппла за $ 69 млн — после чего раздал гораздо больше интервью, чем победитель торгов (другой криптомагнат по прозвищу Метакован). Тогда же Джастин Сан раскритиковал цифровое искусство и публично приобрел скульптуру Джакометти за $78 млн. Словом, физическое искусство было в очередной раз использовано для решения бизнес-вопросов в цифровом поле. Дождемся ли мы рекламной кампании в обратном направлении?
19. 300 художников против Sora
«300 художников» в заголовке звучит как «300 спартанцев» — однако в данном случае речь идет не о героизации, а о маргинализации участников процесса. Как мы помним, несколько лет назад, почуяв запах больших денег вокруг ИИ-индустрии, художники массово стали предъявлять претензии к разработчикам, которые обучали свои алгоритмы на работах этих же художников, находящихся в свободном доступе. (Ни одна из регулирующих вопрос международных конвенций, принятых еще в XX веке, не предполагает использования предметов искусства для «обучения машинного алгоритма»; законодательство в области интеллектуальной собственности не требует, чтобы разработчик получал на это особое разрешение автора.) Учтя негативный опыт и желая подружиться с творческими единицами, компания Open AI (создатель ChatGPT) при работе над новым генератором видеопродукции Sora в 2024 году пригласила для тестирования данного продукта 300 художников и бесплатно раздала им аккаунты для полугодичной работы с видео-алгоритмами (подписка в обычном доступе стоит $200 в месяц). Каково же было удивление Open AI, когда по итогу работы художники… составили коллективный иск и подали на разработчика в суд. Согласно претензии художников, Open AI не только бесплатно использовала их труд по тестированию продукта, но также собирала уникальную информацию о природе «творческих озарений» авторов в процессе их работы. Что можно сказать? Деньги сводят людей с ума; а большие деньги — сводят с ума даже творческих людей.
20. Книга Дирка Болла «Искусство и его рынок»
Пожалуй, самым радостным событием 2024 года на арт-рынке стал выход шеститомника Дирка Болла «Искусство и его рынок», на которую мы недавно написали рецензию. Автор — один из ведущих функционеров аукционного дома Christie’s. Это действительно очень полезное издание: в нем нет иронии по отношению к арт-рынку — только факты, факты, и ничего кроме фактов. Редакция AI очень рада, что именно выходом этой работы мы завершаем наш перечень самых значимых событий 2024 года.
С наступающими праздниками, друзья, партнеры и коллеги по рынку!
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20241227_ArtMarket.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20241227_ArtMarket.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.