Итоги Deloitte Private Art & Finance 2024: всем инвестировать в «КиКИ»!
ARTinvestment.RU подводит итоги крупнейшей конференции по экономике искусства
22 октября в Люксембурге прошла 16-я конференция Deloitte Private Art & Finance — главный международный форум по инвестициям в искусство, проводимый консалтинговой компанией Deloitte c 2008 года. Редакция AI не могла пропустить это событие (пусть и в режиме онлайн-трансляции) по нескольким причинам. Во-первых, отслеживать последние веяния в арт-инвестициях обязывает тематика нашего ресурса. Во-вторых, мы помним активную деятельность московского офиса Deloitte в 2019–2021 годах, в том числе крайне информативный блок, представленный российскими галеристами и функционерами на конференции в 2020-м; итоги которой, в частности, предопределили образование Ассоциации галерей.
Третья (и основная) причина, по которой нынешний форум в Люксембурге вызывал интерес, — изменившийся вектор Deloitte: в текущем году организаторы вызвались соединить с инвесторами не произведения искусства, а полузагадочный «креативный класс». Другими словами, впервые за 16 лет акцент конференции с ориентированного на инвестиции в материальные активы (искусство) и использования искусства в качестве финансового инструмента (операции с залогами и деривативами) ощутимо сместился в сторону исследования активов нематериальных — т. е. интеллектуальной собственности, создаваемой рабочей силой сектора креативной экономики.
Почему это кажется важным? Да потому, что вместо четко сформулированной за десятилетия и подкрепленной цифрами сферы инвесторам было предложено зайти (естественно, деньгами) на густонаселенную, но совершенно неизведанную территорию, к тому же не особо регулируемую законодательством — в частности, в области криптовалют и искусственного интеллекта. Кто же такой, по мнению Deloitte, этот «креативный класс» и почему на него следует обратить внимание — разберемся вместе по итогам 7-часовой конференции.
Для большего охвата потенциального рынка организаторы конференции выбрали термин «Культурные и креативные индустрии» (с англ. — Culture and Creative Industries, CCI), впервые введенный в обиход культурологом Викки Майер из Тулейнского университета (США) в 2018 году. Этот термин (далее в тексте мы будем использовать сокращение «КиКИ») совмещает в себе два других: «Культурная индустрия» (с англ. — The Culture Industry), впервые упомянутый Теодором Адорно еще в 1944 году, и «Креативные индустрии» (с англ. — Creative Industries), заявленный премьер-министром Великобритании Тони Блером в 1997-м. Обобщив исследования предшественников, Майер отнесла «КиКИ» к тем сферам современной экономики, где «культурный продукт производится и распространяется промышленным путем».
С точки зрения сегментов «КиКИ» более чем понятна — это 13 областей, выделенных Джоном Хокинсом в книге «Креативная экономика» (The Creative Economy), изданной в 2001 году: изобразительное искусство, музыка, мода, кино, литература, архитектура, дизайн, креативная реклама, исполнительское искусство, художественные СМИ, радио и телевидение, видеоигры и организация мероприятий. Но с позиции активов, в которые отныне предлагается вкладываться инвесторам, «КиКИ» очевидно требует более точного определения и совершенствования. К примеру, на конференции Deloitte спикеры обсуждали все — от некоммерческих проектов до ориентированных на прибыль стартапов, от госфинансирования и грантов до прямых инвестиций — но в итоге не пришли к вразумительному ответу на вопрос, во что именно следует вкладываться и почему.
Возможно, поэтому многие выступавшие были весьма сдержаны в своих оценках «КиКИ» — в отсутствие четких определений и конкретики сопутствующих цифр функционеры просто не хотели сказать лишнего или давать рынку невыполнимые обещания. В итоге участники конференции больше апеллировали к собственному опыту и персональным историям успеха — что, признаем, было отчасти оправданным и вдохновляющим. Однако четкой «дорожной карты» будущего креативной экономики никто не предложил.
Тем не менее определенные цифры все же прозвучали и немного нас удивили: так, в речи открытия Кэролин Норбури, глава государственного агентства Creative UK (занимающегося распределением грантов на творческие инициативы), определила годовой оборот «КиКИ» в $4 трлн. Ранее мы были знакомы с цифрами из отчета Всемирной торговой организации, определившими объем рынка креативной экономики в 2023 году в $2,6 трлн — где «креативные услуги» оценивались в $1,7 трлн, а «креативные товары» — в $900 млрд. Откуда взялись «дополнительные» $1,4 трлн и что они означают, загадка великая есть —допускаем, что главный распределитель художественных грантов знаком с ситуацией лучше, чем Всемирная торговая организация (на то они и гранты).
Перейдем к позитивным итогам. Понравилось, что на конференции пояснили различия между креативностью («способностью создавать оригинальные и ценные идеи, процессы или продукты») и инновацией («процессом внедрения новых идей, методов, продуктов, услуг или решений, которые имеют значительное положительное влияние и ценность»). Другими словами, креативность отвечает за генерацию оригинальных и уникальных идей, а инновации — за реализацию этих идей с целью создания ценности. Спасибо Deloitte — отныне все четко и понятно, как с работой законодательной и исполнительной власти.
Проблемы, которые подняла конференция, касались не только реализации конечного продукта (посредством вложений инвесторов) — но прежде всего самих производителей креативных активов: художников, дизайнеров, основателей арт-стартапов. По словам все той же Норнбури, один из трех представителей творческой рабочей силы не имеет финансовой грамотности по части работы с деньгами (целевыми, нецелевыми, возвратными и нет) и отчетностью. Мы бы сказали, что даже эти цифры крайне оптимистичны; впрочем, когда дело доходит до грантов — их требуют все. А нести ответственность дальше — уже как получится. В результате такой предпринимательской безграмотности к инвесторам попадают спонсорские проекты, к спонсорам — инвестиционные; проведение выставок, не моргнув глазом, обзывается стартапом, а стартап — проектом; а уж получив заветный грант, художник исчезает, полагая, что отчитываться за проделанную работу (требование любого грантодателя) — удел неудачников.
Для поднятия боевого духа функционеров и инвесторов конференция родила несколько ярких слоганов, имеющих шансы стать незаменимыми в дальнейшем продвижении продуктов «КиКИ» на рынок: «Креативность в сердце — благосостояние в кармане», «Дорогу креативности — а деньги последуют», «Креативность — средство борьбы с неопределенностью». Очень надеемся, что прежде всего рынок поборет неопределенность в отношении того, что есть сама «креативность» и ее активы — а как на ней заработать, инвестор и сам разберется.
Важное наблюдение: в 2024 году участники конференции Deloitte Private Art & Finance обращались к молодой аудитории, пользуясь общим термином NextGen (буквально — «следующее поколение»), не разбивая ее на привычные ранее составляющие — криптомиллениалов, поколение Z и «Альфа». Кстати, сам термин NextGen ввел в массовый обиход Андерс Петтерсон, глава ArtTactic (и многолетний партнер самой конференции и ее отчетов). Другими словами, теперь на самом высоком уровне объединены не только «культура и креативность», но и молодежь возрастом от 18 до 40. Обобщение сделано явно намеренно: сегодня поколения растут так быстро, что исследователи не успевают не только уследить за изменением их интересов, но и порой присвоить им имя собственное.
Для речи закрытия был приглашен Никколо Савиола — основатель Look Lateral, одной из первых платформ токенизации искусства (подробнее об этой сфере AI недавно писал здесь). Впервые Никколо принял участие в конференции от Deloitte в 2018 году, на волне интереса к долевому владению художественными ценностями, и спустя шесть лет вновь получил приглашение организаторов. Речь закрытия — очень серьезный маркер, который говорит о том, что долевое владение искусством (неважно, физическим или цифровым) все еще актуально для рынка и рано или поздно по-настоящему раскроет свой потенциал.
Очень многообещающе прозвучали цифры от партнера Deloitte в США Вольфа Тона: за последний год количество запросов от семейных офисов (компаний по управлению активами частных инвесторов) относительно перспектив вложений в активы «КиКИ» увеличилось на 71 %! Главное теперь — поддержать ожидания инвесторов цифрами успешности вложений. Deloitte уверен, что за этим дело не станет — поверим ему и мы.
Напоследок выскажем и свое мнение о том, зачем крупнейшая консалтинговая компания посвятила ежегодный форум «креативным единицам» и как планирует лавировать в этом бескрайнем море. Скажем сразу: никакого отхода от прямых и понятных инвестиций в художественные ценности на глобальном рынке не планируется, эти активы хорошо изучены и продолжают работать на благо частного капитала. Но, поскольку отчет Deloitte Art & Finance теперь выпускается реже (раз в два года), а конференция проводится ежегодно, организаторы в отдельном сезоне между отчетами решили посвятить конференцию теме «на пробу». Если тема «КиКИ» будет подхвачена клиентами Deloitte — ей уделят место и в следующем отчете, в 2025 году; нет — забудут.
Важно понимать, что на Западе тема Impact Investments (дословно — «значимые инвестиции»; в вольном переводе — «инвестиции в повестку») сегодня весьма популярна, и искусство хорошо вписывается в эту парадигму. Несколько лет назад классический арт-рынок уже переживал подобное: мы помним массовые закупки африканского искусства на волне движения BLM (равно как и последствия — выброшенные из постоянной экспозиции европейские художники; а за ними — и сами африканские). Сегодняшние предлагаемые вложения в «КиКИ» — это вариант социальной инвестиции, когда через финансирование творческих проектов, персоналий (зачастую — крайне субкультурных) меценат получает лояльность СМИ, властей и общества в целом. Ну и про оптимизацию налогообложения не забываем: на Западе это тоже одна из форм инвестиций.
Главное — чтобы воспетые сегодня (и подогретые деньгами) творческие единицы завтра не оказались на улице; прежде всего из-за разочарования в финансовой отдаче.
В целом конференция на тему «КиКИ» напомнила первые конференции Deloitte Art & Finance. Тогда, в начале 2010-х, на волне тотальной неразберихи в цифрах, инвестиции в искусство тоже подавались как Passion Investment — буквально, эмоциональных вложений. Однако спустя всего пару лет, стараниями того же Deloitte и ArtTactic (в отношении русского искусства — естественно), рынок оброс прозрачными, проверенными и доступными цифрами. Ровно то же, уверены, ждет и «КиКИ»: сегодня о креативности говорят как о социальной инвестиции, а завтра научатся считать волатильность и доход с вложений.
В крайнем случае — послезавтра.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20241029_Deloitte.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20241029_Deloitte.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.