Литература: Дэвид В. Галенсон. Старые мастера и молодые гении
ARTinvestment.RU   27 января 2021

Книга, призывающая разобраться в основных мотивах творчества и их влиянии на рынок художника

Старые мастера и молодые гении: два жизненных цикла художественного творчества

автор: Дэвид В. Галенсон
год издания: 2007
256 страниц
издательство: Princeton University Press, США
ISBN: 9780691133805

«Моя живопись — это поиск», — писал в своем дневнике Поль Сезанн.

«Я не ищу. Я нахожу», — словно отвечал на это Пабло Пикассо.

Два мнения, два подхода, два пути художника. Если верно утверждение, что стремлением к поиску обладают люди с ярко выраженным чувством справедливости, то Сезанн искал справедливости творческой, или правды в искусстве. Пикассо, напротив, создал свою правду и установил для нее свои правила. В стремлении привлечь более широкую аудиторию сегодня выпускаются издания из серии «искусство в кармане», где история художественного творчества поделена между эмоцией и разумом в хронологическом порядке: до начала XX века в основе искусства лежали чувства художника, после — его мысли. Нулевая отметка — Малевич: держите график и пользуйтесь! При этом существует другое, параллельное, измерение — рыночное, в котором и Сезанн и Пикассо могут сосуществовать в пределах одних торгов импрессионистов и модернистов, а их стоимость — определяться набором факторов, имеющих отдаленное отношение к источнику вдохновения художников.

О природе творческого гения написано немало научных трудов. О влиянии художественных факторов на рыночную стоимость — тоже (правда, ввиду ограниченности потенциальной аудитории, подобные исследования не выпускались массово, осев ограниченными тиражами на полках специализированных библиотек). А вот объединить одно с другим, при этом разделив художников на приверженцев «поиска» или «готового употребления», — такая задача долгое время не приходила в голову никому. В начале 2000-х за нее взялся Дэвид В. Галенсон, профессор факультета экономики Чикагского университета и научный сотрудник Национального бюро экономических исследований США. В своей книге «Старые мастера и молодые гении» к мастерам он причислил адептов поиска, к гениям — профессионалов в области арт-мимикрии. И прошелся по этапам карьеры тех и других.

Что сразу бросается в глаза: Галенсон не считает, что художники-экспериментаторы вымерли к началу XX века. К ним он в равной степени относит и Клода Моне, и Поля Сезанна, и Винсента ван Гога — но также Марка Ротко, Виллема де Кунинга и Джексона Поллока. По мнению автора (опирающегося на десятки других искусствоведческих исследований), «чувственные» художники ищут изображение через процесс его создания, считая, что обучение — это более важная цель, чем создание готовых работ. Экспериментаторы развивают свои навыки в течение всей творческой карьеры, постепенно улучшая свои работы. В итоге их перфекционизм приводит к разочарованию и осознанию неспособности достичь своих целей.

В противовес им художники-новаторы мотивированы желанием передать через творчество определенные идеи, сформулированные ими еще до рождения произведения. Они часто делают подробные подготовительные наброски или планы, а художественное исполнение носит систематический характер — в виде повторяющихся мотивов или серий работ. При этом концептуально новое рождается в их головах внезапно и часто воплощается в отдельных «прорывных» работах — которые затем признаются историей искусства и рынком произведениями, сказавшими новое слово в искусстве. К такому типу авторов Галенсон относит Жоржа Брака, Эдварда Мунка и Джованни Де Кирико, а из второй половины XX века — Энди Уорхола, Роберта Раушенберга и Джаспера Джонса.

Признание различий между экспериментальным и концептуальным подходами в первой части книги обеспечивает основу для дальнейших действий, а именно поисков взаимосвязей между возрастом автора и способностью генерировать новаторские идеи, между уровнем признания автора и рыночной стоимостью его работ, между родиной художника и его присутствием в музеях, между объемом печатных изданий (альбомов, каталогов) и аукционными продажами и др. Данные опираются как на исследования предшественников автора книги, так и на самостоятельные расчеты: приведенные в сносках формулы не оставляют сомнений в том, что опыт Дэвида В. Галенсона в экономических расследованиях пригодился и на поприще искусства. Во второй части издания автор попытался провернуть то же самое на примере карьерного роста поэтов и писателей — но, признаемся честно, с художниками вышло куда убедительнее. Поскольку там, наряду с творческими параметрами, присутствовал язык цифр.

В заключение автор ставит следующий вопрос: могут ли художники в течение карьеры меняться, переходя из одного творческого состояния в другое? И приводит несколько фамилий. Каких — мы вам не скажем: пусть это будет одним из дополнительных мотивов в пользу прочтения этой книги.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20210127_literature.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20210127_literature.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх