Как работать с базой аукционных торгов AI? Ценовой диапазон
Практическое руководство по использованию главного интеллектуального актива нашего ресурса
В предыдущем материале мы научились определять влияние доступных в базе AI факторов-переменных на итоговый результат продажи, поочередно применяя методы корреляционного и регрессивного анализа. В завершение работы с аукционными результатами Георгия Нисского предлагаем рассмотреть конкретный пример: в распоряжении коллекционера находится работа, обладающая определенными характеристиками, и задача владельца — определить ее ценовой диапазон для прогнозирования успешности будущей продажи.
Предположим, что коллекционер располагает живописью Георгия Нисского 1961 года создания — индустриальным пейзажем с изображением летящего самолета, размером 50 × 80 см. Работа была приобретена через Союз художников СССР в середине 1960-х, с тех пор находилась на территории текущего владельца (проще говоря, не была во владении, хранении или пользовании Международной конфедерации союзов художников на момент законодательных разбирательств 2016 года). По условиям нашего примера, к текущему моменту коллекционер нашел договор купли-продажи, общее фото с художником в мастерской, удостоверился в наличии подписи на лицевой и оборотной сторонах работ, а также озаботился проведением искусствоведческой и технологической экспертизы. Словом, окружил себя всеми возможными документами для выведения работы на аукционные торги. (Мы нарисовали идеальную картину, чтобы показать начинающим коллекционерам, что, просто сдав картину без документов в аукционный дом, наивно ожидать 1) продажи вообще и 2) больших денег.)
Напомнив, что аукционным событием (АС) мы условились называть каждое появление работы на аукционе, с любым результатом, начинаем. Итак, первое, что владелец должен сделать для самостоятельного определения цены работы (после подписки на базу аукционных торгов AI), — собрать данные о художнике в таблицу и найти основные цифры по интересующим его категориям. Такими категориями в данном случае будут:
• общее количество аукционных событий (АС): 253;
• количество сделок (работа продана): 134 (53 %);
• количество неудачных АС (работа не продана): 119 (47 %);
• количество АС с живописью: 124 (49 % всех АС);
• сделок: 69 (56 %);
• неудачных АС: 55 (44 %);
• количество АС с индустриальным пейзажем (живопись): 47 (38 % всех АС с живописью);
• сделок: 30 (64 %);
• неудачных АС: 17 (36 %);
• количество АС с индустриальным пейзажем (живопись) с 2019 по 2024 год: 19 (40 % всех АС с индустриальными пейзажами);
• сделок: 15 (79 %);
• неудачных АС: 4 (21 %).
Как мы помним из первого материала о Георгии Нисском, количество повторных продаж художника равняется 4, поэтому в сегодняшний расчет данный пункт мы включать не стали.
Мы видим, как индустриальный пейзаж (наиболее часто встречающийся жанр художника и одновременно — наиболее значимый для арт-рынка в его художественном наследии), по мере отсева других переменных показывает все бóльший процент проданных работ, включая последние 5 аукционных сезонов. Из прошлых материалов мы помним, что наибольшую положительную корреляцию (0,88) с итоговой ценой продажи имеет предаукционная оценка — но ее-то нам и нужно найти! Поэтому ориентируемся на следующую по значимости переменную — площадь работ (0,46). Далее сортируем нашу таблицу, выбирая работы, наиболее близкие по площади. Вот что у нас получилось:
Следующий шаг: для прогнозирования диапазона цен, на которые можно рассчитывать при продаже новой работы, сравниваем эстимейты и цены продаж отобранных пяти работ. В идеале уточнить прогнозы могли бы инфляционные данные, однако мы намеренно публикуем все аукционные результаты в долларах США — основной валюте расчета коллекционера, претендующей на условное эталонное значение. Другими словами, расчет в долларах США в значительной степени сглаживает инфляционные колебания. К тому же мы имеем дело с рынком русского искусства, основные колебания которого нам хорошо известны: «перегрев» рынка в 2006–2007, санкционная рецессия в 2013–2015, и формирование нового внутреннего рынка после 2022 года. Проще говоря, коррекцию каждый опытный коллекционер может сделать если не вслепую, то «на глаз». И не особо ошибется.
На основе нашей парной группы, т.е. отобранных пяти работ, формируем следующий график (отдельной функции для его создания в Microsoft Excel нет; каждый исследователь делает его на свой вкус — прежде всего для визуализации данных анализа):
Условные обозначения:
• закрашенные области — аукционные эстимейты, где по оси Y нижнее значение— нижний эстимейт, верхнее значение — соответственно, эстимейт верхний;
• полые области — диапазоны, которые лоты преодолели от эстимейтов к итоговой сумме продажи в ходе торгов;
• черные точки — итоговые цены продаж лотов;
• номера в закрашенных областях — обозначения лотов, соответствующие данным из таблицы парной группы.
На графике наглядно показано, как в нашей парной группе варьировались значения аукционных эстимейтов и суммы продажи (шкала Y) и итогового превышения среднего эстимейта (шкала X). Как мы видим, отрицательную разницу между суммой продажи и средним эстимейтом (дословно: работа продалась в пределах оценки) имеет лишь одна (работа № 5) из пяти работ в нашей группе, что говорит о высоких шансах на реализацию с превышением эстимейта для нашей воображаемой работы.
Самое время построить для нее отдельный график!
Итак, на основе всех доступных нам публичных данных мы создали графическое отображение предсказанной стоимости работы, где выделяется диапазон цен между нижним, средним и верхним эстимейтами, а также отображается фактическая или предполагаемая цена продажи. Сиреневая линия, очерчивающая диапазон между ними, создаёт своего рода «окно» возможной цены продажи.
То же самое в цифрах: для нашей виртуальной работы площадью 400 000 мм² цена аукционной продажи в 2024 году может варьироваться в диапазоне от $60 тыс. до $150 тыс. Двойное превышение эстимейта (на 100 %) является следствием следующего допущения: в нашей парной группе среднее превышение итоговой цены над средним эстимейтом равно 66 %, тогда как в случае наличия самолетов как элемента сюжета (вне зависимости от площади или категории работ) данная величина составляет 135 %. Среднее между ними — как раз 100 %.
Читатель обратит внимание и на вторую — красную — линию, очерчивающую второй диапазон — «рыночную стоимость». Все верно, она для данной воображаемой работы составляет от $80 тыс. до $120 тыс. Как правило (согласно статистике), рыночная стоимость предмета искусства, проданного на аукционных торгах с превышением эстимейта, всегда меньше стоимости продажи — но чуть выше оценки аукционного дома. Совершая построения аналогичных графиков, всегда проверяйте себя — «рыночный» прямоугольник должен всегда оставаться в пределах аукционного и по геометрической форме стремиться к квадрату.
Так или примерно так ведут свои расчеты и аукционные дома, и коллекционеры — при этом находясь по разные стороны баррикад и зачастую споря о предаукционных оценках. Нам в AI скрывать нечего — пользуйтесь во благо рынка. Если после прочтения данного материала у читателя останутся сомнения, всем ли мы с ним поделились из собственного опыта — признаемся не менее честно: не всем! У каждого аналитика есть свои небольшие секреты, методики и формулы, применяемые годами, а мы представили вам основу методологии. Оставленные же про запас секреты позволят нам и дальше радовать продавцов и покупателей итоговыми результатами — из которых и складывается доверие.
В следующем материале мы зададимся вопросом: как быть с молодым художником, у которого аукционные события (АС) практически отсутствуют? Тогда и поговорим о роли косвенных показателей успешности продаж и методиках их использования.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20241018_baza_ai_7.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20241018_baza_ai_7.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.