Art Investment

«Перегретый арт-рынок» 2006–2008. Зарубежные торги. Часть 5

ARTinvestment.RU анализирует продажи на международных аукционах в период первого спекулятивного роста в истории российского арт-рынка

В конце предыдущей части мы пришли к выводу, что «перегрев» рынка русского искусства, вину за который традиционно принято возлагать на отечественных арт-функционеров, на самом деле случился с подачи зарубежных аукционов. Российские же коллеги, увидев лишь верхнюю часть рыночного айсберга — готовность коллекционеров в моменте покупать по избыточным ценам, приняли эстафетную палочку и продолжили спекулятивную торговлю на московских площадках. В сумме это привело к обвалу рынка, усугубившемуся подоспевшим не к месту (а когда он бывает к месту?) экономическим кризисом 2008 года; последствия этих совместных международных арт-отношений экономика искусства исправляет до сих пор.

Что остается делать нам, имея такой негативный, но бесценный опыт? Можно написать монографию, защитить диссертацию или снять отечественный блокбастер с Юрой Борисовым в роли Симона де Пюри. Но все это — в будущем. А пока попробуем найти сходные тренды в 2006–2008 и 2023–2024 годах на зарубежных аукционах и предсказать потенциальные риски для арт-рынка, отталкиваясь от уже воплотившихся в действительность сценариев. Все данные, как водится, предоставлены базой AI (рекомендуем подписку для отслеживания рыночных сигналов в реальном времени). Ниже — 12 индикаторов, отобранных в качестве сигнальных маячков.

1. Количество аукционных домов

• 2006–2008: падение на 65 % (с 266 до 92);

• 2023–2024: рост на 59 % (с 220 до 349).

Промежуточный итог: Резкое сокращение числа аукционных домов в 2006–2008 годах сигнализирует о неготовности мелких аукционов конкурировать с крупными игроками (в том числе за счет своего, оригинального, нишевого предложения). В отличие от этого периода, рост данного показателя в 2023–2024 годах говорит о восстановлении доверия к зарубежным аукционам со стороны продавцов и структурировании рынка вокруг новых площадок, часто цифровых.

2. Количество авторов (уникальных художников)

• 2006–2008: рост на 74 % (с 982 до 1 708);

• 2023–2024: рост на 77 % (с 962 до 1 698).

Промежуточный итог: В обоих случаях мы видим значительное расширение «авторского пула». Однако если в 2006–2008 это было следствием хаотичного роста и включения неподтвержденных временем и рынком имен, то в 2023–2024 рост происходит на фоне ужесточившихся аукционных фильтров (политических и экономических) — что делает его более устойчивым и потенциально более качественным.

3. Количество авторов проданных работ

• 2006–2008: рост на 40 % (с 765 до 1 071);

• 2023–2024: незначительное снижение на 1 % (с 665 до 662).

Промежуточный итог: Если раньше рост количества авторов проданных работ шел вровень с расширением списка авторов аукционных лотов, то в 2023–2024 этот показатель остался практически на прежнем уровне, несмотря на рост числа новых имен в аукционных каталогах. Это говорит о повышенной конкуренции за внимание коллекционеров и усиление аукционного отбора (хочется верить — ибо всюду проверить не можем — качественного).

4. Доля авторов проданных работ от общего числа уникальных авторов

• 2006–2008: падение на 20 % (с 78 % до 63 %);

• 2023–2024: падение на 44 % (с 69,1 % до 39,0 %).

Промежуточный итог: Этот показатель особенно важен: он указывает, насколько широко рынок «впитывает» предложения от художников. В 2023–2024 мы видим его рекордное снижение: почти каждый второй автор не находил покупателя. Сегодня это признак высокой конкуренции, мотивирующий художников совершенствоваться. Однако, если тенденция усилится, узкое «горлышко» аукционной воронки может сработать в минус: по случайности не преуспев на аукционах несколько раз подряд, авторы и их агенты начнут искать другие способы продвижения; главное — чтобы они не пошли по пути Слона-живописца из басни Сергея Михалкова.

5. Объём продаж

• 2006–2008: рост на 44 % (с $424 млн до $609 млн);

• 2023–2024: падение на 39 % (с $317 млн до $193 млн).

Промежуточный итог: В середине 2000-х рост объема продаж отражал оптимизм и глобальный интерес (даже предложим новый термин — «инвестиционное любопытство») к русскому искусству за рубежом. Сегодня этот рынок корректируется: уменьшение объема — следствие снижения средней стоимости и количества проданных лотов, а также коррекции спроса. Это тревожный, но пока не критичный сигнал: на наш взгляд, рынок скорее стабилизируется, чем схлопывается.

6. Количество участвовавших лотов

• 2006–2008: рост на 54 % (с 7 101 до 10 927);

• 2023–2024: незначительное снижение на 3 % (с 5 753 до 5 603).

Промежуточный итог: Резкий рост числа лотов в 2006–2008 — результат «перегретого» интереса и слабого отбора лотов перед торгами. В текущем периоде мы видим стабилизацию и сознательную регуляцию (удержание) предложения — аукционные дома предпочитают не расширять количество лотов без уверенности в покупательском спросе.

7. Количество проданных лотов

• 2006–2008: рост на 14 % (с 4 814 до 5 478);

• 2023–2024: падение на 19 % (с 3 653 до 2 955).

Промежуточный итог: Продажа лотов в 2006–2008 шла вразрез с падающей средней ценой, что указывало на снижение качества предложения (и желание любой ценой продать «на излете» стагнирующего рынка). В 2023–2024 падение количества продаж — естественное следствие общего снижения интереса к сегменту, но также и возможное следствие роста цен на фоне нестабильного спроса (вспоминаем политические факторы).

8. Средняя стоимость проданных лотов

• 2006–2008: рост на 26 % (с $88 164 до $111 227);

• 2023–2024: падение на 25 % (с $87 003 до $65 340).

Промежуточный итог: Если в 2006–2008 повышение средней стоимости было вызвано продажей крупных лотов и общей искусственной переоценкой русского искусства (не потенциала его, а именно возможности быстро раздуть капитализацию русского искусства), то в 2023–2024, напротив, снижение средней цены отражает изменение покупательской стратегии. Интерес смещается к более доступным или редким — но недорогим — работам. Этот сигнал также отнесем к пересмотру ожиданий и приоритетов со стороны коллекционеров.

9. Превышение итоговой ценой среднего эстимейта

• 2006–2008: падение на 67 % (с 139 % до 46 %);

• 2023–2024: рост на 590 % (с 10,5 % до 72,5 %).

Промежуточный итог: В середине 2000-х превышение эстимейтов начало стремительно снижаться, указывая на угасающий интерес коллекционеров к участию в развитии рынка (через покупку по стремительно растущим ценам) и избыточность установленных предварительных оценок. В 2023–2024 ситуация обратная: резкий рост превышения эстимейтов говорит о неготовности аукционных домов своевременно адаптировать оценки к реальной рыночной цене — или, наоборот, об осторожной стратегии с заниженными эстимейтами для гарантированного интереса. В любом случае — перед нами сигнал нестабильности и возможной переоценки ожиданий; впрочем, в перспективе он скорее положительный.

10. Средний эстимейт (разбивка по ценовым категориям)

На рынке с высокой долей прогнозной неопределенности именно рост эстимейтов часто становится предвестником перегрева — особенно в среднем и верхнем сегменте. Чтобы точнее отследить тенденции, разбиваем эстимейты на три ценовые категории:

В категории работ стоимостью <$10 тыс.

• 2006–2008: Рост на 103 % (с $2 980 до $6 055);

• 2023–2024: Рост на 0,5 % (с $1 974 до $1 983).

В категории работ стоимостью >$10 тыс.

• 2006–2008: Рост на 23 % (с $102 681 до $125 732);

• 2023–2024: Рост на 5,0 % (с $200 218 до $210 411).

В категории работ стоимостью >$50 тыс.

• 2006–2008: Рост на 21 % (с $226 502 до $274 807);

• 2023–2024: Рост на 0,1 % (с $474 564 до $474 832).

Промежуточный итог: В отличие от периода 2006–2008, где эстимейты росли стремительно (особенно в нижнем ценовом сегменте) в 2023–2024 мы видим почти полную стагнацию во всех категориях. Это может быть как проявлением трезвости оценок (со стороны коллекционеров), так и свидетельством отсутствия долгосрочной стратегии на рынке в отношении русского искусства (со стороны как коллекционеров, так и аукционных домов). Особое внимание стоит уделить тому, что при росте превышения эстимейта (см. п. 9) сами эстимейты в последние годы почти не растут, а это означает, что покупатели готовы платить больше, чем предлагают аукционные оценки; однако аукционные дома не спешат это фиксировать в прогнозах. Неужто учли опыт 2006–2008 — или просто кардинально сменили штат?

В заключение — суммируем позитивные «антикризисные» сигналы периода 2023–2024:

• Снижение количества лотов и умеренный рост авторского пула говорит о более взвешенной политике аукционных домов: рынок не перегружается предложением, а новые авторы допускаются к торгам постепенно.

• Рекордное превышение эстимейтов (при их стагнации) — сигнал здорового спроса, когда рынок (усилиями аукционных домов, естественно, но дальше включаются коллекционеры) сам корректирует цену, даже если аукционные оценки остаются консервативными.

• Снижение средней стоимости проданных лотов на фоне падения объема продаж должно восприниматься скорее «мягкая посадкой», чем крахом: это может свидетельствовать о смещении внимания коллекционеров в сторону доступных сегментов, что позволяет сохранить ликвидность.

• Рост числа стран-продавцов (+18 %) и аукционных домов (+59 %) говорит о диверсификации и растущей интернационализации русскоязычного арт-сегмента на зарубежных рынках.

А вот за этими потенциальными рисками и тревожными сигналами мы с вами должны отныне пристально следить:

• Падение доли авторов, чьи работы были проданы (–44  %), при общем росте количества авторов — довольно серьезное рыночное напряжение. Это указывает на снижение «доступности» западных аукционов в качестве гарантированной площадки продажи и усиление конкуренции между художниками.

• Снижение количества проданных лотов (–19 %) при относительно стабильном числе выставленных лотов — риск нарастания «неликвидного пула» (то есть такого, который затем сложно продать) на торгах.

• Снижение средней цены продажи (–25  %) может говорить о падении интереса к высокобюджетным покупкам и смещении спроса в сторону эконом-сегмента — с потенциальным риском снижения статуса аукционного рынка в глазах топ-коллекционеров (но здесь на помощь придут Малевич и Ротко — разве что появляются они на торгах не так часто, как нам того хотелось бы).

• Разрыв между аукционными ценами и эстимейтами (см. п. 9–10): рынок движется в своей ценовой динамике, а аукционные эстимейты — в своей. Если это не будет синхронизировано, возможен резкий сбой восприятия рынка и его перспектив у инвесторов и коллекционеров.

Готовы следить за этими показателями, чтобы не допустить нового «перегрева»? Тогда вперед: похоже, что после фальстарта 2006–2008 годов, для русского искусства с 2025 года все только начинается.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20250408_IntSales_2006_2008.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20250408_IntSales_2006_2008.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Загружается...