Art Investment

HISCOX Artist Top 100 2025: От толерантности — к декоративности

Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах

Британский отчет HISCOX Artist Top 100 снова в строю — сухой, как бухгалтерский баланс, и лаконичный, как меню в лондонской галерейной кофейне. Никаких инфографик с прогнозами, минимум контекста — только имена, цифры да стрелочки вверх-вниз. На их фоне вставленная в отчет фотография надувной Яёи Кусамы, нависающей над Парижем, выглядит жутковато — словно японская художница пришла отобрать у коллекционеров последнее.

Однако за этой нарочитой сдержанностью с примесью фарса кроется лакмусовая бумажка реального положения дел на рынке ультрасовременного искусства. Сомневаться в адекватности цифр повода нет: автор исследования, ArtTactic, — один из немногих аналитиков, делающих вразумительные выводы по аукционным следам; а исследование традиционно опирается на объемы продаж трех крупнейших аукционных домов с европейской пропиской — Sotheby’s, Christie’s и Phillips. Словом, дело за малым — за толкованием. Начнем!

Общая картина: продали больше — но за меньшие деньги

Несмотря на общее снижение объема продаж на 27 % по сравнению с 2023 годом, количество лотов на рынке современного искусства продолжило расти и обновило максимум с 2019 года. Доказательство тому — 6,4 тыс. проданных работ (+6 % к прошлому году). Словом, спрос на современное искусство держится — но средний чек снижается. Одни коллекционеры экономят, другие — переориентировались на более доступные форматы и имена.

Объем продаж — $698 млн — откатился на уровень конца 2010-х и оказался на треть ниже, чем в пиковом 2021 году. Это сигнализирует об окончании спекулятивной эйфории и приходе новой реальности арт-рынка, в которой важен не хайп, а стабильность.

Рост доли непроданных лотов (до 17 %) — сигнал тревожный (при том, что 83 % продаж является мечтой любого из отечественных аукционов). Одни скажут: все циклично, на том же уровне рынок находился в последнем «доковидном» 2019 году. Более вдумчивые отметят: количество непроданных работ в 2024-м почти в три раза больше, чем в 2021-м; при этом количество выставленных лотов выросло лишь вдвое. Интересная получается картина: спекулянты уходят, коллекционеры осторожничают — а аукционы по инерции формируют каталоги, выставляя на торги искусство как ни в чем не бывало. Не пришла ли пора чуть ограничить предложение, чтобы не завалить ценовую динамику?

«Свежесть» больше не греет?

Результаты продаж «свежего искусства» (на англ. — Wet Paint) — произведений, попавших на торги в течение трех лет с момента создания, — приоткрывают причины падения интереса к современному искусство в целом. В пандемийные годы увлечение Wet Paint для одних коллекционеров было символом либеральных свобод и мультикультурного погружения, для других — спекулятивного заработка (наживались вторые, вестимо, на первых). Запертые карантином в мастерских, художники рисовали; галереи массово подписывали с ними контракты, формируя очереди на покупку еще не созданных серий; музеи хаотично покупали эти работы, отправляя прямиком в постоянную экспозицию; аукционные дома, минуя вековые традиции, принимали работы напрямую у художников — порой прямо из мастерских. А за процессами с экранов мониторов и смартфонов наблюдали коллекционеры — и покупали, покупали, покупали… Пока в 2024 году этот сегмент не дал трещину: объем продаж упал на 51 % — с $70 млн до $34 млн.

Количество проданных лотов снизилось не так драматично — всего на 24 %, что говорит о продолжающемся интересе, но по гораздо более низким ценам. Однако больше тревожит рост доли непроданных работ — 18,8 %, антирекорд за весь период наблюдений Art Tactic. Впрочем, почему тревожит? Просто «горячее» перестало быть синонимом «желанного»: рассудительные покупатели остыли, а спринтеры из мира быстрого заработка и избыточной толерантности остались с неликвидными активами.

Кусама вне конкуренции, но с меньшим отрывом

Второй сезон кряду Яёи Кусама остается лидером современного арт-рынка: $58,8 млн в 2024 году — это все еще первое место, несмотря на падение объемов продаж на треть по сравнению с предыдущим сезоном. Глядя на эти цифры, одни скажут, что скульптура оказалась устойчивее живописи. Другие — заявят о преимуществе женщин-художниц над авторами-мужчинами. А мы лишь напомним, что чем старше ныне живущий художник — тем чаще коллекционеры тайно запрашивают информацию о его состоянии у личных врачей. Вполне вероятно, что исчезновение из топ-5 Дэвида Хокни, возглавлявшего рейтинг в 2022-м, связано с улучшением его здоровья, что было мигом донесено продажными эскулапами до ушлых игроков арт-рынка.

Тем временем на второе место внезапно ворвался покойный Франсуа-Ксавье Лаланн — французский скульптор с сюрреалистичной биографией и любовью к утилитарным объектам. Его результат ($52,9 млн) — сильнейший сюрприз года и индикатор музейного интереса к декоративному искусству (а для кого-то — очередной сигнал о заигрывании академического арт-рынка с более широкой, но менее искушенной аудиторией).

Следующие три позиции лишь укрепляют подозрения в нетребовательности запросов покупателей: не стесняющийся наследования манеры Фрэнсиса Бэкона Джордж Кондо, взращенный на волне обожания японского аниме Ёситомо Нара и Ричард Принс — человек, сделавший карьеру на открытой апроприации чужих идей (и даже отдельных работ). Интересно, знакомы ли новые владельцы апроприированных работ с эстетическими принципами постмодернизма, вполне приветствующими подобное «цитирование», или они совершили покупки просто потому, что работы «похожи на что-то, ранее увиденное в ленте TikTok»?

Уровень цен упал даже у лидеров: из топа исчезли лоты, проданные по семизначным ценам; зато появилась стилистическая и географическая диверсификация.

Рейтинг молодежи — или рейтинг галерей?

Если год назад арт-рынок еще позволял молодым авторам «пробивать» потолок в $20 млн (вспомним Николаса Парти с $20,2 млн), то в 2024 году планка резко упала. Лидер рейтинга — Люси Булл из David Kordansky Gallery — собрала лишь $8,1 млн. Следом — Янё Фаноютими ($7,1 млн), представленная Gagosian, удерживает интерес публики уже второй год подряд. В топ-3 снова вошел Николас Парти (Hauser & Wirth), но его результат ($5,6 млн) почти вчетверо ниже прошлогоднего. Такая динамика — очередное наглядное подтверждение охлаждения спроса на молодых авторов.

Замыкают пятерку покойный Мэтью Вонг (интересы которого представляет фонд наследия) и Эйвери Сингер — единственный представитель цифрового искусства в топе (правда, с классическим художественным образованием). Интересно, что поверила в молодого автора Hauser & Wirth; а следовать указующему персту мега-галереи коллекционеры пока еще готовы — даже на волне возврата интереса к традиционному искусству.

Другими словами, рынок дает понять: ставки на молодых художников теперь делаются осторожно. Быстрые карьерные всплески возможны, но закрепиться в «топе» становится все сложнее. Даже при наличии топ-галереи за спиной.

Женская стабильность в именах, но не в ценах

Яёи Кусама, как и в прошлом году, остается абсолютной королевой женского арт-рейтинга (а сегодня — и объединенного мужского-женского рейтинга), пусть и с сокращением объема продаж. Сесили Браун сохранила вторую строчку, но также с финансовыми потерями: $13,8 млн в 2024 году против $31,7 млн в 2023-м. Впервые в топ-5 женщин-художниц попала Линетт Йадом-Боакье — символ поддержки художниц, которые действительно умеют рисовать, вне зависимости от исторических национальных корней. К слову, тремя и двумя годами ранее британка Линетт была представлена в других разделах отчета, посвященных молодым талантам.

Клод Лаланн, скульптор и вдова Франсуа-Ксавье, поднимается в рейтинг с $9,8 млн — семейная экспансия Лаллан охватила сразу оба гендерных рейтинга (либо некто с французским паспортом и неограниченными возможностями выкупил наследие четы скульпторов и собирается соединить их творчество с дизайном аксессуаров и дамских сумочек). Замыкает пятерку Жюли Мерету ($9,6 млн) из Marian Goodman Gallery, сохранившая позиции несмотря на общее падение цен.

Итог очевиден: женщины-художницы в рейтинге держатся крепче мужчин — в смысле присутствия. Но даже они не избежали падения цен — здесь у обоих полов гендерное равенство.

«Свежее искусство»: всматриваемся без спешки

Ранее мы уже поняли: в 2024 году в сегменте Wet Paint наблюдалось не только падение выручки, но и смена акцентов. Арт-рынок усмирил волну восхищения генеративным искусством — а значит, Тайлер Хоббс и Дмитрий Черняк, говоря современным сленгом, «покинули чат». Главным по числу проданных лотов становится Янё Фаноютими — художница с крепкой позицией в рейтингах молодого искусства. За ней — Джоэл Меслер, чьи красочные надписи и фигуративные сюжеты на первичном рынке продолжает уверенно продавать David Kordansky Gallery.

Интерес вызывает третий номер — Стивен Вонг Чун Хэй, чей «уличный импрессионизм» в манере Дэвида Хокни нашел отклик у азиатской аудитории. Четвертое и пятое места — Шолто Блиссетта и Тьерри Нуара — очередной намек на то, что коллекционеры переключаются на нестандартную эстетику: от ироничных ландшафтов (объединение пейзажей Томаса Гейнсборо с развалинами Уолтона Форда) до уличного наива.

Итого, вместо шума вокруг NFT и хайпа в соцсетях покупатели возвращаются к живописи. Пусть и самой разношерстной, а местами даже нетребовательной.

Отчет HISCOX 2025 окончательно развеивает иллюзии эпохи постковидного арт-бума. Бешеные доходности и избыточный либерализм, как две основные парадигмы современного западного коллекционирования, остаются в прошлом. Рынок остыл, замедлился и стал избирательнее: покупателей интересует не столько свежесть, сколько стабильность (галерея за спиной), биографии (образование) и музейный контекст. Продажи упали — как в целом, так и в категории «свежего искусства». Но при этом число проданных лотов растет. Это означает: коллекционеры по-прежнему покупают, но готовы платить меньше и чаще проводят глазами вниз по рейтингу — в поисках хорошей цены. Молодые художники удерживают позиции, но уже не звенят деньгами — ни в карманах, ни в крипто-кошельках. Женщины-художницы демонстрируют устойчивость, хотя и теряют в объемах. А истории Кусамы и Лаланн напоминают, что в условиях турбулентности рынок идет туда, где привычно и проверено — не временем, так возрастом авторов.

Интересно, что ситуация на внутрироссийском рынке аналогична мировому тренду: опора на недорогое искусство, с привлечением новых покупателей. Отчет словно подсказывает: эпоха эмоциональных покупок, замешанных на политике и спекулятивной истерии, движимой маркетингом, завершилась. Наступает время вежливого общения на предпросмотрах, аккуратных онлайн-ставок и вдумчивого коллекционирования.

И это, пожалуй, к лучшему.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20250418_hiscox_100.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20250418_hiscox_100.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».