Art Investment

«Перегретый арт-рынок» 2006–2008. Зарубежные торги. Часть 2

ARTinvestment.RU анализирует продажи на международных аукционах в период первого спекулятивного роста в истории российского арт-рынка

Начало здесь: Часть 1

В прошлый раз мы проанализировали основные показатели международных торгов русским искусством в 2006–2008 годах: взглянули на общие цифры, сравнили данные средней и медианной стоимости лотов и завершили представлением топ-20 проданных работ по ценам молотка. Продолжаем анализировать ключевые показатели рынка — и посмотрим на топ-10 художников по капитализации

Топ-10 русских художников по капитализации на зарубежных аукционах в 2006–2008 годах демонстрирует четкое разделение между художниками с высоким количеством продаж и теми, чьи работы оцениваются значительно дороже.

• Лидер по совокупной стоимости продаж — Марк Шагал ($237,9 млн). Однако по средней цене ($193 тыс.) его произведения значительно уступают, например, работам Марка Ротко ($12,7 млн), что объясняется массовым присутствием художника на рынке (1 232 работ Шагала против 18 Ротко).

• Ротко занимает второе место ($228,1 млн), но с 18 проданными работами. Это подчеркивает его статус художника элитного сегмента, где каждая сделка имеет весомое значение для общей капитализации.

• Айвазовский, Гончарова и Коровин — лидеры по количеству проданных работ (119, 153 и 191 соответственно), но их средняя стоимость остается умеренной; это подчеркивает их статус главных художников «русских недель», но не торгов международным искусством.

• Кандинский, Малевич и Сутин входят в число самых дорогих авторов по средней стоимости — явный признак того (без подсказок в виде названий торгов), что эти художники и появлялись на вечерних аукционах международного искусства, и фигурировали в качестве топ-лотов «русских недель».

Таким образом, капитализация художников в 2006–2008 годах отражает не только художественную ценность их произведений, но и глубину спроса на их работы в двух разных сегментах коллекционного рынка — международных покупателей и выездных российских.

Рассматривая топ-10 русских художников по количеству проданных работ на зарубежных аукционах в 2006–2008 годах, мы видим, что, за несколькими исключениями, этот список значительно отличается от рейтингов по капитализации и средней стоимости произведений.

• Главное «исключение» представляет Марк Шагал — формальный лидер обеих таблиц и лидер безусловный — по количеству проданных работ (1 232 лота). Уроженец Витебска оказался единственным художником, чье искусство востребовано сразу на четырех рынках: элитного международного, доступного международного, а также элитного русского и доступного русского искусства.

• Добужинский, Ланской, Бурлюк и Сюрваж — относятся к сегменту т. н. «объемного» предложения, где средняя стоимость работ невысока ($8,9–40,1 тыс.), но большое количество продаж позволяет им уверенно держаться в «топе». Топ, правды ради, относился лишь к «русским неделям».

• Поляков, Яковлев и Гончарова — примеры сочетания высокого спроса и высокой средней стоимости (более $100 тыс. за работу). Это говорит о том, что их произведения получили устойчивый спрос коллекционеров сегмента элитного русского искусства.

• Эрте — единственный представитель декоративного искусства в списке, с наименьшей средней ценой ($3,7 тыс.), но большим объемом продаж (161 работа).

Выводы из данной таблицы лишь подтверждают сказанное ранее: 2006–2008 годы стали периодом активного развития рынка русского искусства за рубежом, но также и его поляризации, т.е. формирования устойчивых сегментов произведений музейного уровня и работ, доступных массовому покупателю.

Анализ деятельности топ-10 зарубежных аукционных домов, участвовавших в продажах русского искусства в 2006–2008 годах,, на первый взгляд приводит к однозначному выводу, не требующему дальнейших разбирательств: на рынке доминируют два глобальных игрока, Sotheby’s и Christie’s, суммарно обеспечившие $1,4 млрд (или 78 %) всех продаж. Тем не менее можно выделить и другие интересные моменты.

• Средняя стоимость проданных работ на Sotheby’s составила $249 тыс., на Christie’s — $222 тыс., что указывает на схожесть аукционной политики двух гигантов по части ценообразования (эстимейтов) и уровня коллекционеров (готовности платить).

• Приз в номинации «Тихой сапой» получил MacDougall’s — ключевой специализированный британский игрок на рынке русского искусства. Хотя объем его продаж ($70,8 млн) уступал лидерам, сосредоточение MacDougall’s на русской живописи обеспечило серьезный оборот (набор предложения) привлеченных и проданных работ.

• Примечательно, что Phillips de Pury, продавший в 2007–2008 годах работы Ильи Кабакова за $4,1 и $5,8 млн (и тем самым максимально накаливший страсти по современному искусству в России), по общей выручке оказался лишь на седьмой строчке, что подтверждает правило многих революций: зачинщики и главные бенефициары — совершенно разные персоны.

• Швейцарские и французские аукционные дома (Kornfeld, Koller, ArtCurial) показали высокие средние цены. Например, Kornfeld продал всего 88 работ, но средняя их стоимость составила $486 тыс. — примерно такую статистику мы наблюдали у него и в 2024 году.

Таким образом, международный рынок русского искусства в 2006–2008 годах сформировался вокруг нескольких крупных центров, где элитные произведения продавались через глобальные аукционные дома (Лондон, Нью-Йорк); они же играли основную информационную роль, обеспечивая узнаваемость бренда «русских торгов» и «русских недель». В то же время специализированные игроки были представлены по всей Европе, предлагая работы как для состоятельных коллекционеров, так и для более массового рынка покупателей русского искусства.

В подтверждение тезиса «не Лондоном единым» — таблица с топ-10 зарубежных стран, участвовавших в продажах русского искусства в 2006–2008 годах.

• Великобритания осталась бесспорным лидером по количеству проданных работ (5 339 лотов) и общему объему продаж ($838,6 млн, или 47,7 %).

• Средняя стоимость работ, проданных в Лондоне ($157 тыс.), уступила нью-йоркским продажам ($232 тыс.). Правда, лидерство в этом вопросе США обеспечили три топ-продажи Ротко и одна — Малевича (представителей международной обоймы художников «русской орбиты», а не авторов «русских недель»).

• Франция, заняв третье место, демонстрирует нам совершенно иную картину. Здесь было продано 3 839 работ на $91,3 млн, однако средняя стоимость составила всего $23 тыс. Это подчеркивает ориентацию французского рынка на массовый сегмент русского искусства в указанном периоде.

• Для тех, кто забыл об активности Украины в вопросе активного представления русского искусства в середине 2000-х, данная таблица должна стать тому полезным напоминанием.

Таким образом, в 2006–2008 годах сформировался международный ландшафт продаж русского искусства, где ведущие рынки четко разделились по ценовым категориям и типам покупателей — и по аукционным домам, и по их географии. Объем продаж русского искусства на зарубежных аукционах с 2006 по 2007 год вырос на 74,5 %, но уже в 2008 году снизился на 17,7 %. Первоначальный рост был связан с рядом факторов, объединивших как коллекционный, так и инвестиционный интерес: торги в 2006–2007 годах, помимо выездных российских коллекционеров, ожидаемо привлекли международную аудиторию — основательно подогретую выставками русского авангарда в Гуггенхайме Бильбао (2006) и анонсированной ретроспективой русского искусства в лондонской Королевской академии искусств (2008). Однако действительно качественных авангардных работ по итогам мощного маркетингового «впрыска» на публичных торгах появилось немного (русские владельцы в основном практиковали частные продажи), затем лучшие художники были отряжены топ-аукционами в международные торги (читай: в удобные и привычные для коллекционеров весенне-осенние сезоны), а «остальной авангард» отправился на «русские недели» (читай: поставленные в аукционном графике в аккурат перед майамским «Базелем», а оттого — не посещаемые значимыми покупателями). Словом, зародившийся было спрос на русское искусство среди иностранцев был убит отсутствием достойного предложения и неудобной логистикой. Выездным российским коллекционерам к 2008 году была предложена практически полноценная (за исключением флера Лондона и Нью-Йорка) замена западных торговых площадок в лице московских аукционов — с тем же ассортиментом по именам, но с экономией средств на транспортировку и торговые пошлины. Сам же западный арт-рынок русского искусства продолжил разделяться на «элитный» (Лондон и Нью-Йорк) и континентальный (Франция, Швеция, Австрия), где коллекционера в первую очередь оценивали по размеру кошелька. А далее, как мы знаем, последовал кризис — из которого международное искусство вынырнуло ожидаемо успешно, а русское — со скрипом.

По всему выходит, что внутри России арт-рынок перегрелся, а за рубежом, наоборот, охладился. В причинах этого мы продолжим разбираться в третьей части материала, где проанализируем изменения основных ценовых категорий и художников в динамике.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20250314_IntSales_2006_2008.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20250314_IntSales_2006_2008.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Загружается...