«Christie’s и новая реальность»: итоги вебинара
ARTinvestment.RU   22 января 2021

Главный исполнительный директор одного из крупнейших аукционных домов рассказал о показателях компании в 2020 году и планах на будущий сезон

20 декабря новостной портал об искусстве ArtNews в лице редактора отдела арт-рынка Мариона Манекера провел интерактивную встречу с главным исполнительным директором Christie’s Гийомом Черутти. Предметом вебинара ожидаемо стали итоги работы аукционного дома в 2020 году и перспективы на 2021-й. Как помнят регулярные читатели AI, в минувшем сезоне Christie’s впервые за последнее десятилетие пропустил вперед Sohteby’s по объему торгов — $3,03 млрд против $3,74 млрд. Причину тому мы назвали в одном из последних материалов прошлого сезона: медленная адаптация к переходу на новый формат работы существенно уменьшила выручку Christie’s в первом полугодии 2020-го (на 60 % по сравнению с аналогичным периодом 2019 года), зато летом топ-аукцион исправил ситуацию, приняв интернет-торги как неизбежность, а объединение скелетов динозавров и предметов искусства на одних торгах — как данность нового времени.

Сформируем сказанное Гийомом Черутти в виде основных тезисов с нашими комментариями:

• Начало 2020 года совпало по времени с давно запланированной реструктуризацией Christie’s — в частности, массовые увольнения явились следствием не пандемии (а мы-то думали! — AI.), а оптимизации штата. Так, объединение отделов XX века и современного искусства произошли на фоне 10-летних наблюдений аукционного дома за коллекционерами и их готовностью диверсифицировать собрания, совмещая различные периоды и направления искусства.

• В апреле 2020 года, когда Christie’s осознал необходимость переноса майских вечерних торгов в Нью-Йорке, аукционный дом принял решение перейти на онлайн-формат, но обязательно с аукционистами в каждой студии. Так появились торги серии ONE — совмещение нескольких студий в формате одного телемоста, с переключениями между Гонконгом, Парижем, Лондоном и Нью-Йорком.

• Формат ONE зарекомендовал себя очень хорошо, позволив Christie’s за лето подтянуть упущенную выручку, однако на осенних торгах ONE в прямом эфире совместили только две студии — Гонконг и Нью-Йорк. По словам Черутти, дело здесь не в технической сложности (хотя летний эксперимент местами приводил к несогласованности аукционистов в четырех городах. — AI.), а в желании аукционного дома усилить конкуренцию между странами, сведя их число к двум. Это привело к увеличению продаж.

• От лета к осени произошло и другое изменение: на 20 % выросло число покупателей, которые не видели лот живьем накануне торгов — и это на фоне ослабления карантинных мер в крупнейших городах продаж! Другими словами, доверие покупателей к предлагаемому онлайн-ассортименту аукциона выросло.

• Параллельно подготовке к онлайн-торгам, с началом пандемии Сhristie’s активно развивал направление частных продаж. Итог — выручка около $1,4 млрд на частных сделках составила 25 % от общего заработка аукционного дома в 2020 году, лучший результат за последнее десятилетие и по объему продаж, и по соотношению публичных и частных транзакций.

• Впервые в истории Christie’s количество частных сделок на сумму свыше $25 млн (12 работ) превзошло количество работ, проданных сверх указанной суммы на публичных торгах (этот итог мы выносим в отдельный пункт с пометкой «не от хорошей жизни». Однако для карантинного года результат все равно значительный. — AI.).

• В продолжение рубрики «впервые в истории Christie’s»: количество покупателей из Гонконга превысило число американских коллекционеров. Причем их интерес неожиданно проявился к авторам моложе 45 лет: топ-20 результатов молодых художников в основном обеспечили покупатели с гонконгской пропиской. Причем это касалось не только работ азиатских художников, но и американских, а также европейских авторов, базирующихся в США. Одной из причин такого роста интереса к молодежи со стороны азиатской арт-столицы Christie’s видит методичную работу мировых топ-галерей, филиалы которых прочно обосновались в Гонконге — и подготовили местную публику.

• С использованием современных технологий (мы-то помним, что исторически технологически все лучше подкован Sotheby’s. — AI.) у аукционного дома с все хорошо. Гийом Черутти привел в пример продажу «Спасителя мира» в 2017 году, которая транслировалась в Facebook, — в прямом эфире ее посмотрело 9 тыс. человек. В 2019-м Christie’s запустил собственный мини-сайт на платформе WeChat, стремясь к привлечению азиатских пользователей соцсети. В целом же, по мнению главного исполнительного директора Christie’s, основная задача технологий — развитие и поддержка личных отношений между аукционным домом и коллекционером, а не замена таковым.

• В продолжение темы персональных контактов: для Christie’s в паре «продавец / покупатель» главным всегда будет продавец (признаться, мы этого не знали. Век живи — век учись. — AI.). Именно продавцу аукционный дом будет давать рекомендации относительно лучшего времени продажи его работы, но советовать совершить сделку покупателю — Черутти считает в корне неверным шагом. «Мы — агент продавца», — безапелляционно заявил он. Впрочем тут же смягчился в оценках: конечно, Christie’s «ведет» и покупателей, но делает все для того, чтобы положительное решение о приобретении тот принимал самостоятельно. «Мы продаем покупателю желание», — отметил глава аукционного дома (вот сейчас с практикой арт-рынка все сходится. — AI).

• В 2021 году Christie’s сократит тиражи каталогов на 50 %, и вызвано это решение не только пандемией. Исследования аукционного дома за последние несколько лет показали, что из коллекционеров, получивших на руки каталог торгов, ставки делали менее 10 %! Черутти связывает это с тем, что печатный аукционный каталог в большей степени нужен продавцу (в особенности — продавцу непроданного предмета, чтобы иметь напечатанный эстимейт в качестве обоснования цены для последующей частной продажи. Christie’s этого не сказал, а мы вам — говорим. — AI.), нежели покупателю, которому сегодня достаточно просмотреть работу онлайн либо отдать анализ предложения на откуп своему арт-консультанту. Сокращение тиражей каталогов имеет и другую причину: внутреннее расследование Christie’s показало, что часто отправка каталога была предлогом для менеджера не звонить клиентам перед торгами — это значительно уменьшало покупательскую активность. «Персональный разговор с клиентом гораздо важнее каталога, онлайн-кабинета и виртуальной презентации лота вмести взятых, — заявил Гийом Черутти. — 300-летний аукционный рынок держится только на личных связях».

• Сhristie’s ожидает возвращения на аукционный рынок модели Supply Driven — превосходства предложения над спросом (мы помним, что в кризисные периоды аукционные дома уменьшают предложение, чтобы удержать спрос, а также сохранить высокий процент успешно проданных лотов. Вероятно, Черутти ожидает роста рынка уже в нынешнем году. «Вероятно» — поскольку на этот вопрос AI он не успел ответить. — AI.). В числе приоритетных задач аукционного дома — развитие отношений с новой аудиторией, обратившейся к миру искусства в пандемию, и, в частности, с молодежной ее частью.

• Среди задач аукционного дома на ближайший год Черутти назвал информирование потенциальных покупателей о принципах работы публичного рынка. Так, многие покупатели, впервые пришедшие в Christie’s в карантин, ранее были уверены, что предаукционные выставки имеют закрытый формат или посещаются по билетам, и потому обходили аукционный дом стороной.

• Продолжится практика проведения торгов Say It Loud («Скажи это громко») — кураторских аукционов молодого искусства, где покупателям по контракту запрещается продавать купленное искусство в течение трех лет (чтобы не обвалить цены на рынке молодых художников. Если бы подобную практику изначально ввели отечественные facebook-группы, цены бы им не было. — AI.).

• В заключение Гийом Черутти напомнил аудитории, что аукционные торги — это в первую очередь коллективное удовольствие, когда в общем действе заводится зал, азартно растут ставки и стучит молоток, и высказал пожелание, чтобы в 2021 году мы смогли это снова ощутить.

В качестве продавцов или покупателей — глава Christie’s не добавил. Стало быть — решать нам.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210122_christies_webinar.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210122_christies_webinar.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх