Общество выставок художественных произведений
1874–1884, Санкт-Петербург
Действительные члены и экпоненты: А. Р. фон Бок, Л. А. Бернштам, В. А. Бобров, К. Б. Вениг, В. П. Верещагин, П. П. Верещагин, Б. П. Виллевальде, Н. Н. Ге, Р. А. Гедике, И. Я. Гинцбург, А. Г. Горавский, А. К. Горбунов, Д. И. Гримм, П. Н. Грузинский, Л. Е. Дмитриев-Кавказский, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, Е. Э. Дюккер, Л. Ф. Жодейко, Ф. С. Журавлёв, И. П. Келлер-Вилианди, А. Д. Кившенко, Ю. Ю. Клевер, М. К. Клодт фон Юргенсбург, П. О. Ковалевский, А. И. Корзухин, И. Е. Крачковский, К. Я. Крыжицкий, Н. А. Лаверецкий, Г. А. Ладыженский, Е. А. Лансере, М. С. Маевский, Е. К. Макаров, И. К. Макаров, К. Е. Маковский, А. И. Мещерский, А. И. Морозов, Т. А. Нефф, В. Д. Орловский, Н. П. Петров, А. А. Писемский, И. И. Подозеров, М. П. Попов, К. К. Рахау, И. Е. Репин, Ф. А. Рубо, В. В. Самойлов, А. А. Сведомский, П. А. Сведомский, Н. Е. Сверчков, Г. И. Семирадский, Р. Г. Судковский, П. А. Суходольский, В. Т. Тимофеев, К. А. Трутовский, Е. Ф. Урлауб, П. П. Чистяков, М. А. Чижов, П. М. Шамшин, А. И. Шарлемань, А. Н. Шильдер, В. П. Шрейбер, А.-Г. Эдельфельт, В. Е. Экгорст, В. И. Якоби.
Почетные члены: И. К. Айвазовский, Ф. И. Иордан, А. И. Резанов, К. Т. Солдатенков.
Выставки: 1-я (1876, Санкт-Петербург) — 7-я (1883, Санкт-Петербург).
Общество академического направления; создано по инициативе ИАХ после безрезультатных переговоров между руководством Академии художеств и правлением ТПХВ о слиянии академических и передвижных выставок. Общество призвано было составить конкуренцию передвижникам, выставки которых приобретали популярность и привлекали лучшие художественные силы.
20 декабря 1874 был принят Советом ИАХ, а 21 сентября 1875 утвержден Министерством внутренних дел устав общества, согласно которому целями были провозглашены «расширение средств к сбыту художественных произведений; поддержание в материальном отношении исполнения художественных работ; соединение художественных произведений на одной общей выставке; распространение произведений русского искусства изданием гравюр, литографий, фотографий…». Устав предусматривал право проведения передвижных и постоянных выставок, а также право на создание материального фонда для распределения в соответствии с нуждами его членов. Действительными членами могли стать русские художники, обладающие дипломами академической степени (профессора, академики, классные художники всех степеней, неклассные художники) и представившие свои работы на годичную выставку.
Во главе общества стояло правление из шести человек. На первом собрании членов в него были избраны В. П. Верещагин, Ф. С. Журавлёв, П. А. Крестоносцев, Л. Ф. Лагорио, А. И. Мещерский, В. И. Якоби; председателем — Л. Ф. Лагорио. В дальнейшем пост председателя занимали А. И. Мещерский (1876–1878, 1879–1880), Ю. Ю. Клевер (1878–1879), Н. Ф. Добровольский (1880), Л. Ф. Лагорио (1881–1884).
Устройством выставок, отбором и покупкой произведений ведал специальный комитет из десяти избираемых депутатов и одного представителя ИАХ. В первый состав комитета вошли А. Р. фон Бок, В. А. Бобров, А. Г. Горавский, П. Н. Грузинский, И. П. Келлер-Вилианди, Е. А. Лансере, И. И. Подозеров, М. А. Чижов, П. М. Шамшин, А. И. Шарлемань. Депутатом от ИАХ стал конференц-секретарь П. Ф. Исаев. Августейшее покровительство над обществом принял великий князь Владимир Александрович. Помимо произведений русских мастеров, на выставках экспонировались работы европейских живописцев.
Несмотря на участие в обществе ряда известных художников и даже части передвижников, общий уровень выставок был невысоким, во многом из-за обилия второстепенных работ. Художественный критик В. М. Гаршин писал в обзоре второй выставки общества, состоявшейся в 1877: «Что ж в итоге? Три хорошие картины, несколько сносных — и только. Остальное печальное донельзя. Грустная выставка, бедное Общество, питающее себя подогретыми картинами и новыми произведениями стряпни гг. Ясинских, Красовских, Самойловых и прочих…»
Тем не менее на выставках ОВХП впервые были представлены на общественное обозрение такие работы как «Светочи христианства (Факелы Нерона)» Г. И. Семирадского, «Праздник перенесения священного ковра из Каира в Мекку» К. Е. Маковского, «Боярин» П. П. Чистякова (2-я выставка, 1877), «Девственный лес» Ю. Ю. Клевера, «Базар в провинции» К. А. Трутовского (4-я выставка, 1880), «В монастырской гостинице» А. И. Корзухина (6-я выставка, 1882).
В общей сложности участие в выставках общества приняли более 60 художников. Для того чтобы поднять художественный уровень выставок, в 1882 был утвержден новый устав, предусматривающий более жесткие правила приема в общество. Деятельность объединения прекратилась в 1884 в связи с постановлением о прекращении в академических залах всяких общественных выставок. Последнее собрание членов состоялось 23 ноября 1884.