1856–1928
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Живописец, график.
Родился в семье коммерсанта, выходца из Франции. Окончил Одесскую гимназию. В 1865–1877 посещал занятия в Одесской рисовальной школе. В 1876 для продолжения своего художественного образования переехал в Мюнхен, годом позже поступил в Королевскую Баварскую Академию художеств, которую окончил в 1883. Учился в мастерской Й. Брандта.
Ежегодно приезжал в Россию, путешествовал по Кавказу, Закавказью, Средней Азии, Украине. В 1886 получил заказ на создание девятнадцати картин на сюжеты Кавказских войн для Военно-исторического музея «Храм славы» в Тифлисе. В работе пользовался советами военного историка В. А. Потто.
В 1889 в залах Императорского общества поощрения художеств в Петербурге состоялась персональная выставка Рубо, на которой помимо батальных полотен были показаны жанровые композиции — сцены ярмарок, базаров, праздников, охоты. Принимал участие в академических выставках в Петербурге 1896 и 1898.
В 1888 задумал картину «Штурм аула Ахульго», для которой за свой счет построил павильон в Мюнхене, надеясь сборами от демонстрации картины покрыть расходы. Представленная в 1891 публике панорама имела значительный резонанс. За нее Рубо был награжден орденом Св. Михаила, Баварская Академия художеств присвоила ему звание профессора. В 1893 «Штурм Ахульго» выставлялся в Париже, а в 1896 — на Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде. Несмотря на успех, вернуть потраченные средства не удалось. Опасаясь банкротства, художник обратился к Николаю II с просьбой приобрести произведение за 15 тысяч рублей, и в 1897 оно было куплено Военным министерством (сохранилось фрагментарно).
В 1901 Рубо получил правительственный заказ на создание панорамы, посвященной 50-летию обороны Севастополя в период Крымской войны. К работе над ней мастером были привлечены немецкие живописцы А. Шехтен, Ш. Марте, К. Фрош. Панорама, являющаяся наиболее значительной среди всех произведений Рубо (ее размер 14 х 115, 5 м), открылась в 1905 в специально возведенном для нее здании.
В 1903 художник был назначен профессором-руководителем батальной мастерской Высшего художественного училища при ИАХ в Петербурге, занимался реорганизацией учебного процесса. В 1908 удостоен звания академика, в 1910 по предложению В. А. Беклемишева и А. И. Куинджи избран действительным членом ИАХ. Среди его учеников — многие известные мастера-баталисты советского времени: М. Б. Греков, М. И. Авилов, П. И. Котов и другие.
В 1909 Рубо получил заказ на создание панорамы Бородинской битвы. Он неоднократно выезжал на место сражения, где выполнил множество этюдов. В работе ему помогали художник И. Г. Мясоедов, а также профессор Академии Генштаба генерал-лейтенант Б. М. Колюбакин, консультировавший мастера по историческим вопросам. В 1912 «Бородинская панорама» была открыта в павильоне на Чистых прудах в Москве (в настоящее время находится в новом здании на Кутузовском проспекте).
В 1913 отказался от преподавания в Академии, уехал в Мюнхен на лечение и остался там до конца жизни сначала из-за событий Первой мировой войны (в русской прессе против Рубо, как против «немца», была развернута кампания), затем Октябрьской революции 1917. В последние годы не имел значительных заказов, жил почти в полном забвении.
Франц Рубо — крупнейший мастер батальной живописи последней трети XIX — начала ХХ столетия. Биографию художника можно условно разделить на несколько этапов. Первый период (1880-е — 1900) связан с интересом мастера к истории кавказских войн. Второй (1900–1905) — это так называемый «севастопольский период», он отмечен изучением Крымской войны 1853–1856, третий этап творческой деятельности Рубо (конец 1900-х — начало 1910-х) связан с работой над материалами истории Отечественной войны 1812.
Будучи зависимым от требований заказчиков, которыми чаще всего были государственные учреждения, Рубо придерживался в живописи академической традиции: в основе его картин всегда лежит подготовительный рисунок с тщательно продуманным композиционным построением, большое внимание он уделял деталям и исторической достоверности изображения — военной формы, знаков отличия, оружия, ландшафта.
Творческое наследие художника достаточно велико. Известно, что только в кавказский период им было создано более двухсот картин и сотни рисунков.
Главные события международного арт-рынка — 2024. Часть 1
24.12.2024Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе