Свободная фигуративность (libres figurations). Проект «Азбука андеграунда» на аукционе AI
Открыт 258-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство» — вторые торги в серии «Азбука андеграунда: 1990-е»
Каталог аукциона ARTinvestment.RU № 578 и кураторского аукциона № 258 «Азбука андеграунда: 1990-е».
Окончание аукциона в пятницу, 2 мая, в 12:00.
Комиссионный сбор с покупателей составляет 18 %.
В каталоге аукциона «Азбука андеграунда: 1990-е» собраны произведения художников, чьи работы формировали облик арт-сцены периода Перестройки и последовавшего за ним периода постсоветского искусства — когда искусство было очень тесно связано с политическими событиями и контекстом существования художников, а полюса искусства (официального и неофициального) стали смещаться.
В коллекции представлены 26 лотов: 8 живописных полотен, 1 коллаж, 7 работ в смешанной технике, 6 фотографий, созданных с использованием современных, старых и старинных способов фотопечати, 3 объекта и одна работа, выполненная цифровой печатью. Аукцион объединяет знаковые имена, в работах которых отразилось многообразие художественных практик конца XX – начала XXI века.
В 2024 году ARTinvestment.RU провел первые торги «Азбука андеграунда: 1990-е», включив в каталог собрание работ российского современного искусства. Уже в 1980-е годы появились новые художественные практики и получили новое звучание и новые техники хорошо известные виды искусства (акционизм, объект, симуляционизм, фотография и видео-арт), возникли новые арт-институции, выходил самиздат, проводились коллективные художественные, музыкальные и поэтические акции, готовились авангардные театральные постановки. По мере накопления свидетельств (воспоминаний участников процесса, самих работ, статей и документальных фотографий и фильмов) о художественном процессе последних 30 лет, структура анализа стала усложняться, а некоторые свидетельства оказались уникальными для классификации и использования. В ряде случаев такие материалы обладали двойственными статусами исторического документа и художественного произведения, в других — теряли художественное значение в архивном контексте. Поэтому постоянно выкристализовываются новые грани и аспекты внутри творческого потока истории. Вырисовываются на карте постсоветского пространства оазисы и точки притяжения искусства. Такими точками были, например, мастерские художников: например, мастерская Кабакова и другие, сквот «Фурманный переулок», сквот «Детский сад», а также Новая Академия в Ленинграде, Харьковская школа фотографии и многие другие.
Наш аукцион, собравший работы этого периода спустя несколько десятилетий, предлагает по-новому взглянуть и, возможно, в чем-то переосмыслить для себя искусство 1990-х.
На аукционе представлены произведения Ильи Кабакова, чьи концептуальные инсталляции и живопись исследуют советскую и постсоветскую идентичность, и коллаж Геннадия Гущина, сумевшего, ювелирно соединив фрагменты известных изображений, создать некую новую реальность, окрашенную новыми чувствами.
КАБАКОВ Илья Иосифович (1933–2023) [Вот эти парни. С авторскими комментариями]. 1983. По оригиналу 1971
Бумага на бумаге, офсетная печать, тушь, коллаж. 58,5 × 37,7 (лист-основа), 38,9 × 21,9 (лист с репродукцией)КАБАКОВ Илья Иосифович (1933–2023) [Рогачев. С авторскими комментариями]. По оригиналу 1971
Бумага на бумаге, офсетная печать, тушь, коллаж. 58,5 × 37,8 (лист-основа), 18,1 × 24,9 (репродукция)
Илья Кабаков — фигура мирового масштаба, чьё творчество объединяет локальный (советский) и универсальный (общечеловеческий) контексты. Его «тотальные инсталляции» и серия «Десять персонажей» демонстрируют уникальное умение анализировать сложные психологические и социальные феномены через доступные, но глубокие художественные формы. Ограничения советской эпохи не только повлияли на выбор формата его работ, но и усилили их интимность и эмоциональную насыщенность, что делает его творчество особенно значимым.
Серия альбомов, созданных в 1970–1975 годах, представляет собой притчи о персонажах, каждый из которых воплощает определённое навязчивое состояние (например, стремление к полёту как освобождению, желание спрятаться или склонность к абсурдному юмору).
Авторские композиции, в которых работы из знаменитых серий 1970-х дополнены авторскими комментариями, представлены на нашем аукционе. Эти листы — яркий пример авторского метода художника, который стал пионером московского концептуализма. Например, в работе «Вот такие ребята» Кабаков исследует феномен советской повседневности, превращая обыденные объекты в символы коллективной памяти. Композиция, выполненная с минималистичным изяществом, представляет собой визуальный рассказ о личных и общественных ценностях, скрытых за «любимыми вещами». Редкость и историческая значимость этого объекта делают его жемчужиной каталога, привлекающей внимание как знатоков, так и новых коллекционеров.
Геннадий Гущин в начале 1970-х годов начинал разрабатывать композиции коллажей. Что его привело к этому можно только догадываться. Известно, что его мастерскую затопило и все его работы были утрачены, а художественные материалы уничтожены (свободно приобрести их было невозможно). Возможности для нового эксперимента и творчества художник увидел в использовании журналов «Огонёк». Коллажи из репродукций журнала художник явно делал легко. Можно сказать, что, вырезая и сопоставляя «осколки» репродукций — словно собирая фрагменты витража, — Гущин вернулся к истокам своей художнической карьеры: он окончил Строгановку, кафедру стекла. В соединении фрагментов репродукций наиболее популярных произведений классического русского и западного искусства, а иногда и фотографий ХХ века, мастерски подбирая масштаб и пропорциональные соотношения, Гущин обнаруживал новые смыслы и чувства, созвучные произведениям прежних мастеров (sammlung.ru). Всего он создал около 50 коллажей с синтетическими композициями, назвав этот проект «Альтернативный музей».
Творчество и имя Геннадия Гущина известно скорее в исследовательской среде. В нашей базе его произведений не оказалось, и коллекционерам, по-видимому, он очень мало знаком. Долгое время его работы оставались неизвестны широкой публике, вплоть до начала 1990-х годов, когда несколько коллажей приобрели супруги Нортон и Нэнси Додж для своей коллекции (показав их за океаном, они, увы, ничуть не приблизили автора к российской публике). Появление его работ на аукционе большая удача для коллекционеров.
Обитатели сквота в Фурманном переулке сыграли одну из ключевых ролей в формировании постсоветского искусства, а многие из них позже вошли в историю искусства как участники Sotheby’s 1988 года, а после — международных биеннале.
Творчество Юрия Альберта представлено работой «Я не Джаспер Джойс» в сложной технике, которую автор охарактеризовал как энкаустика. Работа Игоря Меглицкого «Бежин луг» является частью проекта, в котором художник обращается к стилистике знаменитой Федоскинской лаковой миниатюры. Этот интерес у художника возник, вероятно, еще в студенческие годы. По воспоминаниям Алексея Таранина (с которым они делили мастерскую на Фурманном), «Когда я с трепетом вошел под своды альмы матер, Игорь уже год расписывал там матрёшек. Его обучали так называемой миниатюрной живописи. Всякие там народные промыслы: Жостово, Хохлома, Палех и прочее. Вся эта пестренькая полусказочная дребедень, похоже, сделала из него безнадежного фантазера» (achive.zverevcenter.ru). Название работы «Бежин луг» отсылает к сюжету одноименного рассказа из «Записок охотника» Ивана Сергеевича Тургенева. Художник изображает мальчишек, отправившихся стеречь табун лошадей, которые до рассвета рассказывали друг другу страшные истории о русалках, домовых и прочей сказочной нечисти. Меглицкий привносит в композицию яркий цветовой акцент в виде красного геометризированного трактора, стоящего на фоне пасторальной по своему характеру сцены. Темный силуэт мужчины в плаще, стоящего поодаль от группы оживленно беседующих ребят, намекает на трагическую судьбу одного из героев рассказа.
Пока в Москве новое искусство создавалось в стихийных сквотах, в Санкт-Петербурге многие представители ленинградского андеграунда объединились вокруг идейного лидера — культового художника Тимура Новикова и его знаменитой Новой академии Изящных Искусств.
«В 1988 году мы начали организовывать нашу Новую академию. Тогда появилась первая волна консерватизма», — писал Новиков в свой «Автобиографии». Критикуя любые проявления художественного экстремизма, «неоакадемисты» стремились вернуть в искусство чистую красоту, само понятие академизма, корни которого, как они считали, были практически утрачены самой Академией художеств. Однако собственно академизмом творчество «новых академиков» не ограничивалось. Были среди них и «новый дикие» (фовисты). Главным же критерием была ирония и легкость в обращении с изобразительным материалом. Их работы обычно гораздо веселее, лишены серьезного социального подтекста, свойственного московским коллегам.
Яркий пример этому — композиция «Русские космонавты Белка и Стрелка» (1988) творческого соратника Тимура Новикова, знаменитого «Мальчика Бананана», Сергея Бугаева-Африки. И невозможно не упомянуть Алексея Хлобыстина — художника, искусствоведа и куратора, одного из ключевых участников Новой академии. Он присоединился к кругу Тимура Новикова в 1980-х, сначала через движение «Новые художники», а затем стал активным сторонником неоакадемизма. Хлобыстин был учёным секретарём академии, участвовал в её выставках и интеллектуальной деятельности, включая издание газеты «Художественная воля» вместе с Новиковым, писал о петербургской культуре, выпустил книгу «Шизореволюция» (2017) о неофициальном искусстве. На аукционе он представлен работой «Нет Веры. Нет Надежды. Нет Любви».
МАКАРОВ Станислав Владимирович (1972) Ангел. Из серии «Ангелы Петербурга». 2003
Бумага, фотография, гумбихроматная печать. 47,7 × 70,5 (лист в свету), 45,7 × 69,5 (отпечаток)МАМЫШЕВ-МОНРО Владислав Юрьевич (1969–2013) , КАЦУБА Валерий (1965) Елизавета. Из серии «Метаморфозы монарха». 2005
Бумага, фотопечать. 100 × 100
В Новой Академии Стас Макаров был одним из основателей отдела научных исследований (1994), где вместе с Новиковым, Егельским, Андреем Медведевым и Егором Островым изучает старинные фотографические техники (гуммиарабик, бромойль, методы ван Эйка). Его работы в этой области сочетают фотографию и живопись. Квинтессенцией самой идеи новой академии можно назвать творчество Влада Мамышева-Монро, опиравшегося в своих работах на известные образы прошлого. В своих сериях работ звезда отечественного акционизма перевоплощался в узнаваемых персонажей прошлого – от Мерилин Монро до исторических личностей.
Вопросы массовой среды и культуры, которая ее воспитывает, ее значение и аттрактивные функции исследуют в своих работах авторы фотографий Анатолий Журавлев и Борис Михайлов.
Искусство 1990-х в России — это зеркало эпохи перемен, в котором отразились как эйфория свободы, так и драма распада. Художники этого времени экспериментировали с формами и идеями, пытаясь найти ответы на вопросы о национальной идентичности, глобализации и роли искусства в обществе. Акционизм, ирония, интеграция в международный контекст и создание новых институций стали ключевыми стратегиями, определившими развитие российского искусства на десятилетия вперед. Несмотря на экономические трудности и социальную нестабильность, 1990-е годы заложили основу для современного российского искусства во многих его проявлениях.
Каталог дополняют работы Евгения Гороховского, Дениса Егельского, Олега Котельникова, Олега Кулика, Константина Латышева, Игоря Макаревича, Дианы Мачулиной, Ильи Овсянникова, Георгия Пузенкова, Айдан Салаховой, группы «Синие носы», Александра Флоренского, Константина Худякова, Юрия Шабельникова.
Одновременно открыт аукцион AI № 578. Среди топ-лотов — работы Бориса Кустодиева, Алексея Боголюбова, Семёна Фёдорова, Василия Переплетчикова и других художников.
Желаем удачи на аукционах AI!
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20250428_auctionAI_XXI.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20250428_auctionAI_XXI.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.