1859–1939
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Гинзбург Элиаш
Скульптор, график
Родился в семье писателя, автора работ по иудейскому богословию. Детство провел в Вильно, где самостоятельно начал заниматься резьбой по точильному камню. С 1870 работал в мастерской М. М. Антокольского в Петербурге. По рисункам Ф. Г. Солнцева выполнил орнаменты на троне статуи «Царь Иоанн Васильевич Грозный». Осенью 1871 вместе с Антокольским уехал в Италию.
По возвращении в Петербург летом 1872 учился в частном пансионе англичанина Гирса, затем — во Втором реальном училище. В 1878 поступил в ИАХ; занимался в скульптурном классе у А. Р. фон Бока, Н. А. Лаверецкого, И. И. Подозерова. Одновременно посещал Рисовальную школу Общества поощрения художников.
Весной 1880 получил годичный отпуск по болезни и уехал во Францию. Зимой 1880–1881 занимался в парижской мастерской Антокольского, несколько недель — в частной художественной школе Ф. Коларосси. Весной 1881 возвратился в Петербург и возобновил занятия в ИАХ. За период учебы получил все существовавшие академические награды: в 1883 — малую серебряную медаль, в 1884 — большую серебряную медаль, в 1885 — малую золотую медаль за программу «Носильщик, несущий на плече убитого зверя», в 1886 — большую золотую медаль за программу «Плач пророка Иеремии на развалинах Иерусалима» (барельеф). В том же году выпущен из Академии со званием классного художника 1-й степени.
Жил в Петербурге (Петрограде — Ленинграде). Много путешествовал. В 1884 посетил Францию и Германию, в 1887 — Рим и Флоренцию, в 1889, 1902, 1908 — Париж, в 1909 побывал на острове Капри у А. М. Горького. В 1892 совершил поездку по Западной Европе, в 1897 — по Италии (Верона, Падуя, Пиза, Сиена, Венеция, Триест).
Работал в области монументальной и станковой скульптуры; создавал портреты, жанровые композиции. Выполнил ряд портретных бюстов современников — крупнейших русских художников, писателей, ученых, артистов, музыкантов и общественных деятелей. Создал памятники Н. В. Гоголю в Сорочинцах (1911), И. К. Айвазовскому в Феодосии (1915); участвовал в конкурсах на памятники М. И. Глинке (1903), А. Н. Островскому (1916). Автор надгробий В. В. Стасова в Александро-Невской лавре (1908), М. М. Антокольского на Преображенском кладбище (1909), Д. Н. Мамина-Сибиряка на Волковом кладбище (1915) в Петербурге и других.
С 1882 — участник выставок (2-я выставка Общества выставок художественных произведений). Экспонировал свои работы на академических выставках (1884–1918, с перерывами), ТПХВ (1895–1896), Санкт-Петербургского общества художников (1898), Товарищества южнорусских художников (1912). В 1889 получил медаль третьего разряда, в 1900 — Первую золотую медаль на Всемирных выставках в Париже, в 1904 — золотую медаль на Всемирной выставке в Сент-Луисе (1900). Участвовал также в международных художественных выставках в Мюнхене (1893, 1895, 1901, 1909, 1913), Берлине (1896), Венеции (1897, 1914), Льеже (1905), Всемирных выставках в Чикаго (1893) и Риме (1911).
В 1911 был удостоен звания академика. С 1912 состоял действительным членом Общества архитекторов-художников.
После Октябрьской революции участвовал в осуществлении плана монументальной пропаганды; выполнил памятники Г. В. Плеханову (1921–1925) и Д. И. Менделееву (1932) для Ленинграда, а также скульптурные группы «Февраль 1917 год», «Майские торжества», «В дни Октября» (1926).
В 1918–1925 преподавал в Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских — Вхутемасе; в 1921–1923 — декан скульптурного факультета Вхутемаса, профессор.
Провел персональные выставки в Петрограде — Ленинграде (1918, 1934). Участвовал в выставках Общества художников им. А. И. Куинджи (1929, 1930), выставке «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде и Москве и других.
Автор многочисленных литературных работ, воспоминаний о встречах с художниками, писателями и общественными деятелями (Скульптор Илья Гинзбург: Воспоминания, статьи, письма / Сост. Е. Н. Маслова. Л., 1964).
Гинцбург — один из наиболее значительных мастеров отечественной скульптуры последней трети XIX — первой трети XX века. В своем творчестве органично сочетал традиции академизма и реалистического искусства. Произведения отличаются непосредственностью наблюдений и тщательной трактовкой деталей. Известны поздние отливки с форм мастера, выполненные в 1950–60-х.
Творчество Гинцбурга представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Историческом музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств и других.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе