Artnet Intelligence Report 2025: год Магритта, нецифровые миллениалы и ближневосточный офис арт-рынка
Основные цифры и выводы второго по значимости глобального отчета о состоянии публичного рынка искусства
На днях компания Artnet, агрегатор статистики аукционных продаж, выпустила Artnet Intelligence Report — ежегодный отчет о состоянии дел на публичных торгах. В 2024 году мы подробно разбирали наполнение издания, а также странное расположение в календаре — всего за неделю до выхода «главного» отчета, от Art Basel и UBS.
Однако за год, прошедший с той публикации, мы услышали в кулуарах арт-рынка еще одну версию о назначении Artnet Intelligence Report — дескать, он призван служить громоотводом, «прогревая» аудиторию перед публикацией цифр от Art Basel и UBS. Если коллекционеры не всполошатся, испугавшись уровня падения рынка, то «Базель» оставит свои цифры без изменений; если минусовые значения вызовут серьезные опасения арт-сообщества (что может удержать его от покупок) — их оперативно выправят в бóльшую сторону.
Эта версия не лишена оснований и логики: любая негативная информация в первую очередь сказывается на ее распространителе. Логично, что крупнейшей мировой арт-ярмарке негатив лучше разделить с кем-то еще — отчего бы не с ведущей статистической базой и онлайн-аукционом? Тем более, что международному рынку искусства уже второй год кряду нужно чем-то объяснять причины своих неудач: ковид в оправданиях более не помощник, карбоновый след — попугал да простыл, а на геополитической нестабильности сегодня не заработал только ленивый. Словом, снижение рыночных показателей нельзя списать на что-то непредвиденное и неотвратимое. Эту версию подтверждает крайне элегантно сформулированный заголовок основного раздела отчета: «Главные цифры, или Насколько еще может просесть рынок перед новым ростом?»
Так или иначе, главные цифры (по версии Artnet замершие в ожидании то ли проседания, то ли роста — не поймешь) выглядит следующим образом:
• Объем аукционных продаж изобразительного искусства в 2024 году составил $10,2 млрд — на 27,3 % меньше, чем в 2023 году. Эта цифра идентична показателям 2020 года, когда в пандемию объемы продаж также снизились до $10,2 млрд (правда, для этого рынку потребовалось «просесть» вдвое сильнее — на 51 %);
• Продажи на аукционах «большой тройки» — Sotheby’s, Christie’s и Phillips — по сравнению с 2023 годом упали на 27,9 %;
• Онлайн-продажи изобразительного искусства на Sotheby’s, Christie’s, Phillips, Bonhams и Artnet Auctions в 2024 году составили $392,8 млн — на 10,8 % меньше, чем годом ранее;
• Средняя стоимость лотов на онлайн-аукционах снизилась на 17,6 % и составила чуть более $13 тыс. Общее количество онлайн-продаж при этом выросло на 6,6 %;
• Средняя цена предмета изобразительного искусства, проданного на физических и онлайн-аукционах, снизилась на 26 % — до $26 тыс.;
• Самым доходным ценовым диапазоном стал сегмент от $100 тыс. до $1 млн: он принес продавцам $2,9 млрд, несмотря на падение объемов продаж на 22,5 %. Продажи в сегменте $1–10 млн сократились на 30,8 %, а в верхнем диапазоне (более $10 млн) — на 44,2 %;
• Всего три произведения искусства в 2024 году были проданы дороже $50 млн, в то время как в 2023 году таких лотов было шесть, а в 2022-м — более десяти;
• На фоне падения рынка общее количество проданных лотов составило 388 тыс. — это второй по величине показатель за последние 10 лет (после 2023 года с показателем чуть менее 400 тыс.);
• На рынке дебютировали 1 343 художника. Только 3,5 % их работ не нашли покупателя — по версии Artnet, это один из самых высоких уровней успешных дебютов;
• Среди 100 самых продаваемых художников года — только 9 женщин (по сравнению с 11 в 2023 году);
• Лидером по объему продаж среди стран остались США ($4,3 млрд), несмотря на спад на 25,5 % по сравнению с 2023 годом. Китай за год показал наиболее сильное падение — на 46,1 % (до $1,88 млрд), Великобритания — на 20,5 % (до $1,4 млрд);
• По итогам 2024 года первенство среди аукционных домов перешло к Christie’s, заработавшему $3,2 млрд (–18 % к 2023). Sotheby’s уступил конкуренту с результатом $2,5 млрд (–38,1 %), а Phillips замкнул тройку с $455,8 млн (–23,5 %), показав худший результат с 2017 года;
• Категория послевоенного и современного искусства за год не упустила лидерство в объемах продаж, принеся почти $4 млрд (на 20,5 % меньше, чем в 2023 году). Импрессионизм и модернизм принесли продавцам $3,6 млрд (–19,3 %), ультрасовременное искусство — $1,1 млрд (–37,9 %), а старые мастера — менее $1 млрд (–27,8 %);
• Продажи в категории декоративного искусства (мебель, украшения, дизайн, часы) составили $3,3 млрд — показав падение на 42 % по отношению к прошлому году. Средняя цена лота ДПИ упала на 39,5 %, до $13 тыс.
В отличие от The Art Market от Art Basel и UBS, The Intelligence Report от Artnet развлекает читателя списками самых дорогих лотов предыдущего года. Правда, поданы они по категориям искусства в отдельных таблицах — но мы собрали для читателя AI общий рейтинг. Что можно сказать по набору участников?
• 2024 год выдался особенно успешным для Рене Магритта: одна его работа стала абсолютным лидером аукционного сезона с результатом $121,2 млн; другая, проданная за $43,1 млн, укрепила позиции художника в тройке лидеров. Популярность (пусть и локальная) бельгийского сюрреалиста объяснима: его работы максимально отвечают внешнеполитической обстановке. Другое дело, что теперь Магритт официально стал самым дорогим сюрреалистом;
• Комментируя продажи Моне, Ван Гога, Климта и Ротко, арт-консультант Меган Фокс Келли назвала причиной высокого спроса комбинацию из трех факторов: редкость появления работ на торгах, художественное качество и убедительный провенанс. Отчего комбинация из сложившихся факторов в 2024 году не обеспечила ни одному из художников персонального аукционного рекорда, Келли не сообщила;
• Из ныне живущих художников в топ-10 представлен Эд Рушей, отнесенный арт-рынком к сегменту послевоенного искусства (почему к послевоенному, а не к современному — при живом-то художнике? Потому что, по мнению циничного рынка, свой главный вклад в развитие искусства Рушей уже сделал — в поп-арте 1960-х, а теперь пишет малозначимые работы «для души»). Работа Рушея была продана за $68,3 млн — почти вдвое выше результата другого классика поп-арта, Энди Уорхола.
• Непременный участник данного рейтинга в последнее десятилетие, Жан-Мишель Баския, в 2024 году представлен лишь одной работой за $46,5 млн. А вот произведения старых мастеров отсутствуют полностью: ближайший по стоимости лот авторства Жана-Батиста-Симеона Шардена ушел с молотка за $28,9 млн и в первую десятку не попал.
Теперь сравним самых дорогих художников 2024 года со сводкой капитализации за прошедший сезон:
• Рене Магритт не только возглавил рейтинг по цене за отдельное произведение, но и стал лидером по совокупному объему продаж: его работы принесли $312,3 млн при средней цене за лот $3,2 млн (очень достойный показатель);
• На втором месте — Клод Моне, он же лидер по средней стоимости за одну работу ($10,5 млн). Делай патриарх импрессионизма больше эскизов, а не рисуй начисто с натуры — рынок был бы заполнен «водяными лилиями на бумаге» (впрочем, сегодня таковые можно отыскать на eBay — c гарантией возврата «случись чего»); а так рынок Моне на 5/6 состоит из живописи, а графика составляет всего 1/6 — неслыханная для топ-художника расточительность таланта, спросите Пикассо и Шагала;
• В подтверждение тезиса выше Пабло Пикассо занимает третью строчку по капитализации ($222,5 млн), но при этом имеет среднюю цену в $0,1 млн за лот, при количестве продаж, равном 2,6 тыс. (для сравнения: в отдельно взятом году было продано больше работ Пикассо, чем средний художник, по статистике, создает за всю свою жизнь);
• Жан-Мишель Баския, едва удержавшись в предыдущем топ-10, серьезно закрепился в рейтинге по капитализации: 41 работа на сумму $183,4 млн. Средний чек размером в $4,5 млн — второй по значению показатель после Моне;
• Ныне живущие художники в рейтинге представлены Яёи Кусамой, Дэвидом Хокни и Эдом Рушеем. Интересно, что компанию им в этот раз не составил Герхард Рихтер (1932) — впрочем, у него самая дорогая живопись уже раскуплена; оставшаяся из доступных ездит по ярмаркам, все чаще служа фоном для TikTok-стримов молодых посетительниц.
Такими предстали основные цифры публичного рынка 2024 года. Что же, по мнению Artnet, составляет основные рыночные факты? Тем более, что второй раз подряд отчет обзавелся подзаголовком: The Year Ahead, или «Предстоящий год». Статейная часть отчета очень любопытна. Ключевым (а значит — задающим направления развития) материалом является объемный обзор интересов нового поколения коллекционеров, миллениалов и зумеров (в сумме родившихся в тридцатилетний период с 1981 по 2012 год). Главной особенностью текста стало полное отсутствие цифрового искусства, а также его вариаций — генеративного ИИ-сотворчества и NFT. Словно корова языком слизала: нет их среди интересов молодежи, и все тут! А это значит, что следующая ставка глобального рынка — на сближение начинающих коллекционеров с молодыми художниками их возрастной группы. За счет чего — другой вопрос, на решение которого будет очень интересно посмотреть.
Второй очевидный уклон отчета следует из трех интервью с лидерами рынка (интервью у других персон Artnet не берет по определению). В один голос и топ-менеджер Christie’s Антея Пирс, и галерист Лея Хеллер, и функционер Алекси Гласс-Кантор высказались за упрочнение связей мира искусства со странами Ближнего Востока, а также рассказали о преимуществах местной аудитории (забыв при этом упомянуть о количестве эмигрантов, обеспечивающих основную часть объема продаж). Однако вектор более чем очевиден: налицо желание стран БВСА (Ближний Восток и Северная Африка) видеть себя в числе определяющих лицо международного арт-рынка. Только если ранее это выражалось в сверхдорогих покупках искусства и открытии в пустыне международных музейных франшиз — то сегодня инструментарий стал более практичным, пусть и в виде откровенно заказных материалов в ведущих СМИ. Не удивимся, если следующим шагом будет открытие Art Basel Doha в Катаре, или филиала галереи Perrotin в Эр-Рияде.
Третьим интересным, на наш взгляд, новшеством отчета стало появление в нем информации о декоративно-прикладном искусстве и альтернативных сегментах коллекционирования (до 2025 года Artnet Intelligence Report рассматривал исключительно искусство изобразительное) — начиная от обложки с кроссовкой до статистики продаж антикварной мебели. Однозначного ответа о причинах редакторского нововведения у нас нет: объемы продаж ДПИ в 2024 году упали сильнее, чем продажи ИЗО (следовательно, в качестве «спасителей рынка» ретромобили и скелеты стегозавров не рассматриваются), а коллаборации брендов с художниками в итерации начала 2020-х себя исчерпали и требуют идейной перезагрузки.
Итого, если принять за правду, что Artnet Intelligence Report призван «прогреть» нас перед новостями от Art Basel, то какими будут эти новости и к чему нам морально готовиться в последующие 8 месяцев 2025 года? Прежде всего, следует принять неизбежное: рынок искусства второй год подряд находится в рецессии; причем динамика падения показателей между 2023 и 2024 годами оказывается сильнее, чем между 2022 и 2023. Отметим, что составителями отчета найден интересный индикатор — количество лотов, проданных свыше $50 млн (совпадение или нет, но одновременно эта сумма — условный порог, после которого начинаются т. н. «социальные инвестиции» в искусство, продиктованные желанием новых владельцев усилить позиции основного бизнеса). В 2024 году таковых нашлось всего три — крайне низкий показатель даже для кризисных времен. На этом фоне увеличение количества лотов (не только выставленных — но и проданных!) до рекордных в десятилетии значений говорит о продолжающейся поляризации рынка — делении на сверхдорогое и доступное искусство, где новые коллекционеры запускаются «снизу», с небольшими чеками. Другое дело, что между полюсами перекинут мост — в виде искусства стоимостью от $100 тыс. до $1 млн — по которому молодой собиратель может добраться до вершин коллекционирования.
Другое дело, что на этом пути ему будут настойчиво предлагать кроссовки и винтажные кресла. Видимо, потому что первых в свое время нашили в избытке, а вторые — в одночасье лишились прежних хозяев. Одним словом — в 2025-м следуем за искусством, избегая препятствий. А там (в теории), глядишь, и кризис отступит.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20250325_Artnet_Intelligence.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20250325_Artnet_Intelligence.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.