Artnet Intelligence Report 2024: ностальгия по Полу Аллену и самый дорогой Ленин
За шесть лет с момента первого выпуска отчет ведущей аналитической компании прошел путь от формата «не пришей кобыле хвост» до незаменимого спутника современного коллекционера
Когда в 2018 году компания Artnet выпустила первый цифровой буклет под названием Intelligence Report, большинство восприняло его как красивую рекламу собственных услуг — аналитики аукционных продаж и новостных материалов. Серьезным соперником главному отчету арт-индустрии, издаваемому Art Basel & UBS, его никто не счел. К тому же «Базель» для подсчета аукционных продаж пользовался именно базой Artnet, естественно на льготных партнерских условиях. А затем все изменилось: следуя новым тенденциям и давним знакомствам, Art Basel & UBS заключили соглашение с компанией Artory, обязавшейся предоставлять аналогичные данные продаж физического искусства, плюс сводки продаж NFT (которых Artnet не вел).
Недолго думая, Artnet сделала ход конем. Компания добавила схожей с «Базелем» аналитики и гроссмейстерски переставила свой отчет в начало марта — за месяц до проведения Art Basel в Гонконге и выхода привязанного к нему отчета Art Basel & UBS. Это сделало «базелевские» цифры более предсказуемыми, а значит — менее ожидаемыми. И пусть Artnet не занимается подсчетом галерейных продаж, зато владеет набором собственных секретов: она знает, например, каких художников чаще всего ищут коллекционеры и как они ведут себя во время онлайн-аукционов. По сути, формат Artnet Intelligence Report — это доверительный разговор аналитического портала с коллекционером: с цифрами, разбавленными полезными интервью, фактами и инсайдами от редакции, простыми и полезными таблицами и диаграммами. А еще, учитывая «мартовский» выход, это некий посыл официального арт-рынка, формирующий у всех заинтересованных лиц восприятие нового аукционного сезона и актуализирующий правила поведения на рынке.
Свежий отчет — Intelligence Report 2024 — Artnet выпустила в первый день весны. Редакция AI накинулась на него с двойным интересом: выпуск этого года имеет подзаголовок «Аукционы как высшая форма развития арт-рынка», обещая вдохновенное чтиво с массой полезной информации. Что из этого подтвердилось — читайте ниже.
Начнем с официальных цифр по версии Artnet:
• Объем аукционных продаж изобразительного искусства (без учета частных продаж аукционных домов, а также декоративного искусства и антиквариата) в 2023 году составил чуть менее $14 млрд — на 12,7 % меньше, чем в 2022 году.
Падение объяснимо и предрекалось новому сезону сразу после оглашения цифр 2022 года, ставшего вторым по объемам совокупных продаж ($67,8 млрд). Сложился идеальный набор негативных факторов: повышение процентных ставок ведущих аукционных домов, геополитическая неопределенность, волатильный фондовый рынок. Кроме того, был прикручен вентиль «отложенного спроса»: обильное предложение шедевров, накопившихся во время пандемии и в сезонах 2021–2022 разом выставленных на продажу, превратилось из бурного потока в тонкий ручеек.
• Объем продаж изобразительного искусства на аукционах «большой тройки» — Sotheby’s, Christie’s и Phillips — оказался меньше на целых 23 %. Другими словами, покупатели стали чаще ориентироваться на предложения менее крупных продавцов, в том числе на онлайн-аукционы.
• Объем онлайн-продаж изобразительного искусства на Sotheby’s, Christie’s, Phillips, Bonhams и Artnet Auctions в 2023 году составил 440,3 млн, на 12 % меньше, чем в предыдущем сезоне.
Здесь также не обойтись без пояснения. Являются ли 440,3 млн свидетельством возвращения к прочному «офлайну»? Нет, это возвращение из тотального онлайна на твердую землю, которая представляет собой симбиоз физических и виртуальных продаж. Если сравнивать цифры с 2021 годом, мы увидим еще большее падение — на целых 69 %. Однако при этом объем онлайн-продаж в 2023 году более чем втрое превысил доковидные показатели, а количество проданных через интернет-аукционы работ в минувшем сезоне стало рекордным в истории.
• Средняя стоимость предметов изобразительного искусства на онлайн-аукционах продолжила снижаться, зафиксировав в 2023 году 25 % падения по сравнению с сезоном-2022.
На «физических» аукционах, к слову, наблюдался аналогичный спад в средней стоимости лотов — правда, «всего» на 16 %.
• На очередном отрезке 257-летнего противостояния Sotheby’s взял верх над Christie’s, выручив от продаж на $160 млн больше (чему во многом способствовала продажа коллекции Эмили Фишер Ландау за $426,7 млн). Радость Sotheby’s от победы подпортил спад в 4 % по сравнению с выручкой 2022 года. Правда, потери Christie’s в процентном выражении куда больше: их оборот за последний год снизился на 36 %.
• Самым крупным по объему продаж в 2023 году стал ценовой диапазон от $1 млн до $10 млн — в последние 10 лет ситуация здесь не менялась. При этом объем продаж в данном сегменте снизился на 5 %. А вот в диапазоне предметов дороже $10 млн зафиксировано падение объемов продаж на целых 40 %.
• Тем временем в нижней части аукционного рынка наблюдался скромный рост: сегмент от $10 тыс. до $100 тыс. увеличился в объемах на 3,1 %, а следующий ценовой сегмент, от $100 тыс. до $1 млн, подрос на 2,2 %.
• Из интересного, относящегося к молодым художникам: среди 1 666 дебютантов 2023 года на аукционах Sotheby’s, Christie’s и Phillips лишь 2,2 % не смогли найти покупателей на дебютных публичных торгах.
• Среди 100 самых продаваемых авторов на аукционах в 2023 году было 11 женщин-художниц — эта цифра повторяет результат 2022 года и вполне созвучна международной повестке (напомним новым читателям AI, что дремучие в гендерном смысле 2010-е допустили в этот список вдвое меньше представительниц прекрасного пола).
• В отчете Artnet Intelligence Report семь раз упомянута продажа коллекции со-основателя Microsoft Пола Аллена ($1,6 млрд, крупнейшая аукционная сделка в истории), совершенная Christie’s в… 2022 году. Пока просто отметим этот факт и вернемся к его оценке в конце материала.
Перед просмотром следующих таблиц проверьте себя, ответив на вопрос: сколько предметов искусства из ТОП-10 продаж 2023 года вы можете назвать? Хорошо, упростим: какой предмет искусства стал в минувшем сезоне самым дорогим? Все равно сложно? Понимаем вас.
Таблица 1. Топ-10 публичных продаж ИЗО, 2023
№ | Имя художника | Категория искусства | Название работы, год | Аукционный дом, город | Цена с учетом комиссии покупателя, $ млн |
1 | Пабло Пикассо (1881–1973) | Импрессионизм и модернизм | Femme à la montre, 1932 | Sotheby's, Нью-Йорк | 139,4 |
2 | Густав Климт (1862–1918) | Импрессионизм и модернизм | Dame mit Fächer (Lady With a Fan), 1917–1918 | Sotheby's, Лондон | 108,8 |
3 | Клод Моне (1840–1926) | Импрессионизм и модернизм | Le bassin aux nymphéas, 1917–1919 | Christie's, Нью-Йорк | 74,0 |
4 | Жан-Мишель Баския (1960–88) | Современное искусство | El Gran Espectaculo (The Nile), 1983 | Christie's, Нью-Йорк | 67,1 |
5 | Густав Климт (1862–1918) | Импрессионизм и модернизм | Insel im Attersee (Island in the Attersee), 1901–1902 | Sotheby's, Нью-Йорк | 53,2 |
6 | Фрэнсис Бэкон (1909–1992) | Импрессионизм и модернизм | Figure in Movement, 1976 | Christie's, Нью-Йорк | 52,2 |
7 | Марк Ротко (1903–1970) | Импрессионизм и модернизм | Untitled (Yellow, Orange, Yellow, Light Orange), 1955 | Christie's, Нью-Йорк | 46,4 |
8 | Ричард Дибенкорн (1922–1993) | Послевоенное искусство | Recollections of a Visit 1965 to Leningrad, 1965 | Christie's, Нью-Йорк | 46,4 |
9 | Василий Кандинский (1866–1944) | Импрессионизм и модернизм | Murnau mit Kirche II (Murnau With Church II), 1910 | Sotheby's, Лондон | 44,8 |
10 | Анри Руссо (1844–1910) | Импрессионизм и модернизм | Les Flamants, 1910 | Christie's, Нью-Йорк | 43,5 |
Итого: из 10 самых дорогих лотов 2023 года — 8 представляют объединенные торги «импрессионистов и модернистов». Лидер года — вторая по исторической стоимости работа Пабло Пикассо. Из необычного — целых два Густава Климта (будь выставлен третий — и рынок бы обвалился). И хотя персональный публичный рекорд Климта на момент продажи в 2023 году зафиксирован на цифре $108,8 млн, однако в пересчете на сегодняшний курс тот же Пол Аллен покупал его работу дороже, а Christie’s — дороже продавал через отдел частных продаж. Ни одного представителя старых мастеров (Питер Пауль Рубенс остановился на $27 млн), не говоря уже про ультрасовременных художников (безвременно ушедший Мэтью Вонг едва не дотянул до $7 млн).
(Кстати, мы давно подозревали, что термином «ультрасовременные художники» глобальный рынок хочет заменить художников «молодых», — но не ожидали, что это произойдет так быстро. А вслед за этой заменой художникам еще и (в очередной раз) поднимут возрастную планку. Встречайте: с этого года, с легкой руки Artnet, все молодые художники теперь либо ультрасовременные, либо никому не известные — а их возрастной охват теперь начинается с 1974 года рождения!)
Персональные рекорды из первой десятки в 2023 году установили лишь двое художников: Василий Кандинский и Ричард Дибенкорн. Случайно или нет, но один из них — русский по происхождению, второй — сюжетом, названием и историей создания работы отсылает к России.
Поиграем в «неслучайно». Тот факт, что мы имеем самую дорогую проданную работу, в названии которой есть слово «Ленин», отнесем к сокровищнице Общества любителей фонетических каламбуров. Занятнее другое. Цена картины «Воспоминания о посещении Ленинграда» (1965) установила не только персональный рекорд художника (предыдущая планка была взята на высоте в $27 млн), но и стала знаком своеобразного, едва заметного, но все же разворота интереса западных элит к теме России. Когда Дибенкорн приезжал в Ленинград, чтобы увидеть Анри Матисса в Эрмитаже, ситуация была ровно такая же, но с точностью до наоборот: это мы вожделенно смотрели на железный занавес, в надежде ухватить — кто стиль, кто обещанный ветер свободы, кто джинсы или жевательную резинку. «Ну, как там у них?» — спрашивает сегодня анонимный (еще бы!) западный покупатель, заплатив за любопытство $46,4 млн.
Таблица 2. Топ-10 художников по капитализации публичных продаж, 2023
№ | Имя художника | Лотов выставлено, шт. | Лотов продано, | Объем продаж, $ млн | Средняя стоимость проданной работы, $ млн | |
шт. | % | |||||
1 | Пабло Пикассо (1881–1973) | 3 198 | 2 707 | 85 | 594,4 | 0,2 |
2 | Жан-Мишель Баския (1960–1988) | 83 | 76 | 92 | 238,2 | 3,1 |
3 | Герхард Рихтер (1932) | 315 | 259 | 82 | 214,7 | 0,8 |
4 | Энди Уорхол (1928–1987) | 1 525 | 1 229 | 81 | 197,4 | 0,2 |
5 | Клод Моне (1840–1926) | 24 | 20 | 83 | 197,2 | 9,9 |
6 | Рене Магритт (1898–1967) | 126 | 90 | 71 | 192,6 | 2,1 |
7 | Яёи Кусама (1929) | 785 | 699 | 89 | 190,5 | 0,3 |
8 | Густав Климт (1862–1918) | 92 | 66 | 72 | 169,2 | 2,6 |
9 | Эд Руша (1937) | 290 | 247 | 85 | 115,3 | 0,5 |
10 | Джоан Митчелл (1925–1992) | 50 | 48 | 96 | 112,3 | 2,3 |
В таблице с капитализацией (совокупной суммой всех продаж работ) чуть больше живости. Как минимум, потому что трое из десяти художников — ныне здравствующие и весьма активные. Правда, попадание в 2023 году Эда Руша в компанию Кусамы и Рихтера (которых по довольно циничной причине каждый год скупают, как в последний) — не самый приятный рыночный звоночек, прежде всего для самого художника. Таким образом официальный арт-рынок провожает на пенсию.
Но мы-то молоды — и переходим к выводам.
Давайте признаемся: для глобального рынка искусства 2023 год выдался на редкость унылым. В нем были отдельные аукционные рекорды и вполне скандальные продажи — но не было легкости. Как может успешным считаться год, главным достоянием которого становится продажа второй по стоимости работы восьмого по стоимости (если считать публичные и частные продажи) художника? Пусть даже художник этот — Пикассо.
Другое дело, Artnet постаралась выжать из положения максимум, снабдив отчет The Intelligence Report качественными интервью, разместив роскошную статью о кухне аукционных торгов (отдельно рекомендуем к прочтению!), и даже составила дорожную карту коллекционера по значимым событиям 2024 года. Скрепя сердце, Artnet убрала из отчета любые упоминания про NFT, которыми пестрили прошлые выпуски, — но, как говорится, осадок остался.
И основная причина в следующем. Как может взывать к оптимизму отчет, в котором 7 (семь!) раз упоминаются сверхуспешные торги позапрошлого сезона? По поводу и без такового: «своим успехом 2022 год обязан коллекции Пола Аллена», «повторить успех Пола Аллена 2023 год не сумел», «когда еще представится такая возможность, ведь коллекции такого уровня можно пересчитать по пальцам», «США вновь обошли Китай, но на этот раз — без помощи Аллена», «Christie’s, известный своей рекордной продажей коллекции сооснователя Microsoft…»
Словом, пока Artnet ностальгирует по 2022 году, AI побудет адвокатом года 2023-го. Недовольные люди нам абсолютно непонятны. В 2022-м арт-рынок выбрался из сложнейшей пропасти пандемии, не просто вернувшись к прежним показателям, но выдав на-гора второй результат в своей истории. Следом за ним в 2023-м пришла ожидаемая стагнация рынка (напомним, стагнация — это когда все нормально, а не плохо). Однако теперь экосистема гораздо крепче: у нас есть техническая база, способность переключаться из офлайна в онлайн и обратно, умение говорить с разными возрастными аудиториями, растущее количество проданных лотов и просматривающееся укрепление среднего класса — который в гонке последнего десятилетия регуляторы неутомимо разрушали. Ах да, еще есть Пол Аллен, который скоро сформирует новую коллекцию. А уж тогда…
…Тем временем сам Пол Аллен за 2023 год через семейный венчурный фонд раздал более $20 млн по 467 некоммерческим организациям, большинство из которых представляют сферу искусства. А порядка $250 млн за тот же период вложил в стартапы, связанные с ИИ в креативной сфере. Иначе говоря, закон сохранения массы веществ в мире искусства работает! Правда, на операционной системе от Microsoft.
Вот об этом бы следовало написать Artnet. И тогда это стало бы идеальным ответом «Базелю».
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20240305_artnet_intelligence.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20240305_artnet_intelligence.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.