Литература: Брейнард Кэрри. Как добиться успеха в мире искусства / Ширли-Энн О'Нил и Лора О'Хара. Хорошее искусство само себя не продаст
Сравнение двух изданий о развитии художественных карьер
Параллельно развитию арт-рынка по части продаж, маркетинговых стратегий и неожиданных партнерств, эволюционируют и инструменты карьерного продвижения художников. Читатели со стажем хорошо помнят, как Эд Винкельман в своей книге 2017 года «Продажа современного искусства» напророчил скорое падение т. н. «модели Кастелли» — предполагающей карьерный рост художника, подобно альпинисту, от меньшей галереи к бóльшей. В 2020-м модель действительно сломалась — правда, благодаря не пророчеству Винкельмана, а пандемии (сам автор, кстати сказать, за время карантина переключился с продажи искусства на реализацию букинистических книг). Тем не менее 18 месяцев изоляции COVID-19 если прямо не указали, то обозначили пунктиром новые направления развития творческих единиц. И сегодня, когда международный арт-рынок третий год вволю дышит после снятия масок, что-то из найденного привилось и осталось, другое — было отметено напрочь. Разобраться бы!
В 2021 году мы сделали рецензию на дополненное издание еще не вышедшей книги Брейнарда Кэрри о развитии карьер художников — естественно, предварительно прочитав первое (доковидное) издание, а также пообщавшись с автором относительно нововведений. Сегодня, когда живая книга Кэрри наконец попала к нам в руки, мы решили вернуться к ее разбору — но одновременно с разбором другого издания, вышедшего после пандемии. Дело в том, что обе книги представляют подходы к методам карьерного роста творческих персоналий — но подходы совершенно разные, возможно потому, что написаны людьми с противоположных полюсов арт-рынка. Встречайте:
КНИГА 1:
Making It in the Art World (Как добиться успеха в мире искусства)
автор: Брейнард Кэрри
год издания: 2021 (2-е издание, дополненное)
264 страницы
издательство: AllworthPress, США
ISBN: 9781621537663
КНИГА 2:
Good Art Does Not Sell It self (Хорошее искусство само себя не продаст)
авторы: Ширли-Энн О'Нил и Лора О'Хара
год издания: 2022
172 страницы
издательство: VAA Books, Лондон
ISBN: 9781739171209
Начнем с авторских биографий. Брейнард Кэрри — художник, писатель, преподаватель, сооснователь Praxis Center — образовательной школы для креативных людей. В качестве художника единожды участвовал в биеннале Уитни (Нью-Йорк), организовывал международные выставки. Для поддержания маркетинговой активности ведет собственное радиошоу, где беседует с представителями арт-мира. Говоря проще: звезд с неба не хватал (разве что приглашал их в свои радиоэфиры), однако на рынок искусства не обозлился; его биография отражает личный опыт самостоятельного продвижения в искусстве. Кэрри — практик, прошедший путь независимого художника.
В противовес ему Ширли-Энн О'Нил и Лора О'Хара — институциональные арт-менеджеры, представляющие британские субсидированные государством организации. В качестве куратора и арт-консультанта Ширли-Энн работала с международными арт-ярмарками, конкурсами, галереей Тейт и BBC. Лора — формальный директор некоммерческой Visual Artists Association — занималась юридической и стратегической поддержкой художников, и также курировала крупные выставки. Другими словами, соавторы второй книги — не художники, но профессионалы, помогающие художникам выстраивать карьеру через официальные каналы (галереи, музеи, арт-центры — везде на основе контрактной системы и четкого регулирования отношений).
Откроем обе книги. Язык Making It in the Art World живой, мотивационный, экспрессивный, с элементами художественной речи («Мир ждет твоих идей») и частыми обращениями напрямую к читателю, побуждая его задуматься и действовать («Пришло твое время. Твои идеи способны на многое»). В своей книге Брайнард Кэрри использует нарративный подход, приводя много примеров из опыта других художников и своего собственного — вместе вдохновляющих на самостоятельные шаги. Подход автора напоминает наставничество и коучинг, с акцентом на внутреннюю мотивацию; часто используются риторические вопросы и мотивирующие утверждения, как в книгах по саморазвитию.
Стиль изложения Good Art Does Not Sell Itself — строго формальный, аналитический, лишенный эмоциональной окраски, с акцентом на юридические и коммерческие аспекты. Структура повествования логична и системна: поэтапно рассматриваются все стадии карьеры художника через призму работы с агентами, галереями, менеджерами; часто используется сопоставление плюсов и минусов. Ширли-Энн и Лора оперируют фактами, предоставляя взвешенные аргументы без давления на читателя («Решение о том, нужны ли художникам агенты или им нужно заняться самопродвижением, остается на усмотрение самого художника»). Книга содержит много интервью с экспертами, а не только упоминания персоналий арт-рынка в контексте пересказанных личных историй.
Углубимся в чтение и сопоставим главное: подход авторов к механизмам карьерного роста. Начнем с того, что объединяет обе книги:
• Фокус на карьере художника. Обе книги рассматривают стратегии профессионального роста художника как серьезной, планомерной и ежедневной работы. Общие темы, включая названия глав, посвящены взаимодействию с рынком и постоянному поиску дополнительных возможностей для продвижения.
• Практичность материала. Издания выстроены как пошаговые руководства и включают конкретные инструменты и рекомендации (например, относительно документооборота, проведения переговоров, и нетворкинга).
• Важность финансирования развития и стабильного дохода. Авторы сходятся в одном: для продвижения художнику максимально необходимо сосредоточиться на карьере, не отвлекаясь на сторонние раздражители (первейший из которых — бедность). При этом Кэрри рассматривает различные, в том числе альтернативные, модели дохода художников, а коллектив женщин-авторов фокусируется на приземленных и опробованных рынком источниках заработка (прежде всего — комиссионных с продаж работ).
• Взаимодействие с галереями и институциями. Брейнард Кэрри посвящает отдельные главы особенностям работы с кураторами и галереями — что в сумме (по убеждению автора) ведет к международному признанию. О'Нил и О'Хара с Кэрри согласны — при этом чуть глубже разбирают систему представительства (агенты, галереи, менеджеры) и процесс подачи грантовых заявок. Другими словами, по их мнению, грамотно оформленное портфолио — порой лучше маститого куратора.
• Роль портфолио и позиционирования художника. Обе книги подчеркивают важность портфолио, творческого манифеста художника и пресс-материалов. И материалам самопрезентации, и отношениям со СМИ и арт-критикам в обоих изданиях посвящены отдельные главы.
Перейдем к различиям:
• Подход к продвижению. Брейнард Кэрри — ярый сторонник стратегии самостоятельного продвижения через связи, менталитет успеха и публичность художника. О'Нил и О'Хара же делают упор на систему официального (консервативного) представительства — через галереи, агентов и менеджеров. Пожалуй, это отличие в подходах мы выделим как главное.
• Юридические и коммерческие вопросы. Логично, что автор-художник будет обсуждать гранты, спонсорство и работу с прессой — но не углубляться в юридические тонкости. В то время как автор-менеджер и автор-юрист подробно рассмотрят контракты, переговоры и эксклюзивные соглашения.
• Упор на нетворкинг. В деле развития творческой карьеры Брейнард делает акцент на развитии дружеских и деловых связей («Заводите друзей»), видя их ключом к успеху (в том числе — через неожиданные источники финансирования посредством тех самых заведенных друзей). Ширли-Энн и Лора на первое место ставят формальные механизмы построения отношений — через арт-фестивали, творческие резиденции и социальные сети.
Итого, в книге Making It in the Art World (Как добиться успеха в мире искусства) художнику предлагается индивидуальный, эмоциональный и самостоятельный путь, ориентированный на творческую свободу и личное продвижение. Это издание больше подойдет независимым художникам, желающим выстроить карьеру самостоятельно. В противовес ему,Good Art Does Not Sell Itself (Хорошее искусство само себя не продаст) предлагает структурированный, институциональный и профессиональный взгляд, основанный на опыте работы в структуре арт-рынка (пусть большей частью и некоммерческого). Эта книга — идеальное руководство для тех, кто считает, что «модель Кастелли» не умерла, и добивается официального представительства в галереях и агентствах.
Впрочем, найдутся и те, кто раскритикует оба издания — дескать, их авторы ничего выдающегося в профессиональном смысле не добились. Здесь мы с ними не согласимся: лучшие тренеры всегда происходили из несостоявшихся спортсменов. А вообще — чего гадать? — прочитайте обе книги и найдите собственный путь к успеху.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20250321_Literature_Artists.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20250321_Literature_Artists.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.