Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
На аукционе представлены произведения русского церковного искусства XVII — начала XX века: иконы и два примера православной деревянной скульптуры
Представленные иконы и деревянная церковная скульптура демонстрируют различные направления русской иконописи XVII — начала XX века, как высокого искусства Санкт-Петербурга и центральных регионов России, так и яркой самобытной провинции. Одно из произведений было создано греческим мастером в Палестине.
В конце XVII — начале XVIII века на Русском Севере была создана икона «Святая Троица (Гостеприимство Авраама)», опирающаяся на выдающиеся образцы поволжской живописи второй половины XVII века. Праотцы Авраам и Сарра встречают гостей, в которых Авраам узнал пришедшего к нему Господа. Слуга, закалывающий тельца, символизирует будущую искупительную жертву Христа Спасителя. Похожая композиция широкого формата известна на иконе конца XVII века из собрания Музея имени Андрея Рублёва, написанной поволжским мастером в Москве. Но представленный памятник выделяется более динамичной композицией с изгибом стола и легким наклоном фигуры центрального Ангела. Вместе с тем северное произведение отличается большей традиционностью деталей, таких как плоскостно трактованные палаты Авраама, напоминающие иконы первой половины — середины XVII века. Рисунок склонов гор и одежд Ангелов имеет причудливый условный характер, выдающий руку северного иконописца. Мягко написанные красноватые лики подражают колориту костромских мастеров. В них еще нет характерного для Москвы живоподобия. Контрастное сопоставление темно-зеленого с ярко-красным, написанные твореным (растертым в краску) золотом складки одежд также повторяют приемы костромской живописи. Исполненные по золочению (выполненному «двойником» — двуслойными листами серебра с золотом) эффектные орнаменты на столе и чашах, рисунок перьев на крыльях следуют декоративным приемам своего времени.
К иконам эпохи барокко относится небольшая выразительная икона Богоматери «Всем скорбящим радость», исполненная в середине — третьей четверти XVIII века. Широко почитавшийся чудотворный образ конца XVII века в московской церкви на Большой Ордынке получил здесь новую трактовку в соответствии с приемами барочной живописи. Вокруг фигур стоящей Богоматери с Младенцем нет традиционной мандорлы. Богородица склонилась к болящим и страждущим, которым от Ее имени подают помощь ангелы. На Деве Марии императорская корона, в правой руке — скипетр. Красная драпировка покрывает нижнюю часть Ее фигуры, свободно ниспадая с пояса и рук. Складки драпировок дрожащие, с манерно изогнутыми, подчас молниевидными линиями. Образ приближен к типологии парадных портретов XVIII века. Фигуры святых, ангелов и нуждающихся в помощи людей представлены на живописном пейзажном фоне. В небольших гротескно трактованных фигурах страждущих передано чувство искренней веры в чудо, которое для них готова совершить Царица Небесная. Для икон стиля барокко в особенности характерен интенсивный колорит с синим небом с розовой полосой вдоль горизонта и серовато-голубыми облаками под ногами Богоматери и святых. Изображенные на иконе святые Акилина, князь Борис и Марфа включены в композицию как тезоименитые покровители заказчиков.
В Вологде во второй половине XVIII века была создана икона евангелиста Луки, предназначенная для створки Царских врат иконостаса и имеющая форму вертикального овала. Икона вставлялась в резное обрамление врат. Образ исполнен высокопрофессиональным мастером, продолжавшим и развивавшим старые иконописные традиции в контексте барочной живописи XVIII столетия. Евангелист представлен на абстрактном серо-голубом фоне. Его одежды с беспокойными складками прописаны золотыми пробелами, напряженный рисунок которых отражает стиль барокко. Вместе с тем в благообразном выражении мягко и более натуралистично написанного лика святого сказывается образность портретной живописи эпохи Просвещения. Святой Лука представлен как сочинитель евангельского текста, погруженный в созерцание божественных истин, которые открываются ему свыше. Особенно характерная легкая улыбка, сочетающаяся с острохарактерным носом и крупными выразительными глазами, слегка поднятым вверх взглядом. Живопись лика светлая, оживленная красными румянами и рефлексами на кончике носа, веках, ушах и устах. Символ евангелиста — телец, жертвенное животное, прообразовавшее Христа, — дополняет композицию. Морде тельца, внимательно смотрящего на текст в книге, придано человекообразное выражение.
В конце XVIII века в Поволжье, возможно в Тверских землях, была создана достаточно крупная икона «Страшный суд». Такие образы в деревянных, а также не расписанных каменных храмах заменяли композицию на западной стене, где традиционно располагался этот эсхатологический сюжет. На представленной иконе изображение сопровождают многочисленные надписи, поясняющие ее содержание. Образ последнего суда Христова над всеми людьми, который христиане ожидают в конце земной истории, всегда имел острое назидательное значение. С этим связаны многочисленные сцены наказаний за разные грехи. Длинной цепью скованы ведомые в ад разнообразные грешники и еретики, среди которых есть неправедные патриархи и нечестивые цари. Вдоль правого края композиции изображены падающие с небес бывшие ангелы — бесы. Извивающийся змей кусает в пятку человека — Адама, в молитве обращающегося к Христу Судье. Слева от зрителя (по правую руку от Христа) изображены праведники, входящие в рай. Апостол Петр открывает ключом золотые двери рая. На небесах представлены сцены блаженства святых в небесных чертогах. В центре восседает Бог Отец. Справа изображена сцена послания Им в мир Своего Сына. Икона во многом сохраняет трактовку сюжета, сложившуюся в русской иконописи XV–XVI веков. Колорит произведения с яркими синими, красными и белыми тонами следует провинциальной барочной живописи XVIII века. Но более статичная спокойная композиция и высветленный колорит указывают на влияние в конце XVIII века культуры классицизма.
К небольшим домашним иконам относится образ святителя Николая Чудотворца с изображением так называемого Никейского чуда: Николай был лишен епископского сана за то, что в порыве горячности ударил еретика Ария на Первом Вселенском соборе. Но Христос и Богоматерь явились святителю, вернув ему знаки его епископского сана. В более общем плане этот образ показывает высоту архиерейского служения, которому в полной мере соответствовал святой Николай. Икона украшена изготовленными из белого металла окладом на полях и венцом с ампирными лучами 1810 года. Образ мог быть написан в это же время, хотя в нем еще сохраняются некоторые черты прошлой эпохи. Объемный лик святителя с бугристыми складками на лбу и округлыми кудрями волос еще напоминает иконы XVIII века. Некоторые черты барокко остались и в ломком рисунке складок. Однако нейтральный фон иконы и смягченный высветленный колорит облачений святителя говорит о создании ее в эпоху классицизма. Этому соответствует общий умиротворенный настрой образа.
Для иконостаса раннего XIX века в Санкт-Петербурге или Москве была написана превосходная по исполнению икона ветхозаветного святого — священника Мелхиседека. Этот таинственный персонаж, благословивший праотца Авраама, символизирует в христианском богословии истинное священство Иисуса Христа. Благородный старец представлен на иконе, как на портрете. Он внимательно смотрит на молящегося. Лицо и белоснежная борода исполнены с высоким профессионализмом и показывают академическую выучку, которую прошел художник. На голове Мелхиседека тиара ветхозаветного первосвященника, форма которой заимствована из западноевропейского искусства. Святой изображен на темном фоне, по краям которого угадывается интерьер классического храма с карнизами и кессонированными арками. Вместо нимба его голова окружена золотой надписью. Икона явно предназначалась для одной из церквей, построенных в конце XVIII — начале XIX века в стиле классицизма. Композиция иконостасов этого времени могла сильно отличаться от их традиционной структуры. Ветхозаветные прообразы священства и евхаристии играли видную роль в их содержании.
К произведениям Москвы или Центральной России высокого уровня первой половины XIX века относится икона «Нерукотворный образ Спасителя». На ней плат с ликом Христа держит стоящий позади ангел, фигура которого масштабно уменьшена по сравнению с ликом Христа. В древнерусской иконографии существовал вариант изображения нерукотворного образа с двумя ангелами, держащими реликвию за верхние углы. В искусстве Нового времени возник вариант с одним ангелом. Для живописи XIX века характерна свободная композиция с неясным затененным фоном, на котором выхвачены светом клубящиеся облака и стоящая на них фигура ангела с платом. Образ Христа написан тонкими мазками, передающими мягкость волос и свет, лежащий на лике. Нимбы не имеют обводки и переданы мягко струящимися лучами золотого света. Умиротворенное выражение лика Христа, влияние академической живописи и глубоко укоренившегося в русской культуре классицизма указывают на создание иконы в первой половине XIX столетия.
К традиционной иконописи XIX века относится «Богоматерь Иверская» второй половины столетия. Образ представляет список с чудотворной Афонской иконы XI века и повторяет ее архаичную композицию. В 1669 году список Иверской иконы был принесен с Афона в Москву, где стал активно почитаться в часовне у Воскресенских ворот Китай-города. Представленная икона отчасти повторяет московский список Иверского образа. Младенец Христос торжественно восседает на левой руке Богоматери, величественно благословляя правой рукой. Двуперстный жест благословения точно повторяет прототип и указывает на исполнение иконы в старообрядческой среде. Лики выдержаны в строгой манере письма темной охрой. В синих одеждах и зеленом фоне использованы новые краски фабричного производства. Для XIX века характерен нетрадиционный розовый оттенок каймы на мафории Девы Марии и на гиматии Младенца, покрытый золотыми лучами ассиста. Складки вишневого мафория и синяя рубашка Христа мягко моделированы твореным золотом.
В Санкт-Петербурге было создано высокое по качеству, но традиционное по содержанию произведение — икона с Деисусом, избранными святыми и врезанным литым крестом с изображением Распятия. Такие памятники были характерны для старообрядческой среды, где производились и особенно ценились меднолитые образа. Характерно сочетание разнообразных сюжетов вокруг вмонтированного в икону креста. В верхней части изображен Деисус — моление Богоматери и Иоанна Предтечи перед Христом. Слева представлено Чудо в Хонех, рассказывающее о спасении храма архангелом Михаилом от затопления водным потоком, направленным язычниками. Ниже изображены три вселенских святителя и учителя Церкви — Григорий Богослов, Василий Великий и Иоанн Златоуст. Справа сверху апостолы Пётр и Павел, а под ними редкие святые, включенные в композицию по желанию заказчиков, — святитель Иаков Низибийский и преподобная Феодосия. Особенно большую редкость представляет образ Иакова, епископа города Низибии (современная Турция, исторически — на границе Римской империи с Персией), жившего в конце III — первой половине IV века. Он был сыном армянского князя и получил хорошее образование, в юности жил в горах и предавался аскезе. Будучи за добродетель избран епископом, участвовал в Первом Вселенском соборе и проповедовал христианство в Персии. В иконе традиционные приемы сочетаются с их трактовкой художником XIX века. Одежды и лики исполнены с мягкой растушевкой, что придает им благообразный облик. Сцена Чуда в Хонех демонстрирует синтез иконописных приемов с натуралистическими элементами в трактовке воды, архитектуры и одежд, в особенности старца Архипа, жившего при храме. Обращающийся с молитвой к архангелу Михаилу Архип изображен в профиль, даже немного со спины. Его лик наделен «портретными» чертами. Фон иконы исполнен тисненным по левкасу позолоченным орнаментом. Такой прием получил широкое распространение во второй половине XIX века, в эпоху историзма. Представленная икона напоминает работы петербургской мастерской Пешехоновых и их последователя Михаила Иудина.
В начале XX века мастером высокого уровня из Мстёры или Москвы была исполнена выносная двусторонняя икона, от которой сохранилась только одна из сторон с образом евангелиста Иоанна Богослова. Икона первоначально была предназначена для крестных ходов и повторяла древнерусскую типологию двусторонних образов. В последующее время она была распилена и сдублирована на новую доску. Сохранившееся изображение относится к особому иконографическому типу Иоанна Богослова в молчании — евангелист поднес палец правой руки к устам. Он погружен в глубокую задумчивость, размышляя над написанным им Евангелием. Ангел на плече святого внушает ему божественное откровение. Основа иконы имеет сложную декоративную форму с многолопастным кокошником наверху и волнистыми выступами снизу, где находилась ручка для несения иконы. Такая причудливая форма ассоциировалась с национальными традициями и была свойственна иконам эпохи модерна, в русле которого развивался неорусский стиль. На полях иконы изображены святитель Геннадий патриарх Константинопольский и преподобная Мария Египетская, явно соименные заказчикам, пожертвовавшим икону для храма. Приглушенный колорит с темно-зеленым фоном, неяркими оттенками одежд и отдельными драгоценными вкраплениями ярких цветов повторяет памятники иконописи второй половины XVI века. Такая сдержанная цветовая гамма ассоциировалась в начале XX века с древнерусской иконой, так как в то время еще не получила распространение научная реставрация, отрывшая яркий колорит древних произведений. Лик Иоанна исполнен тонко положенным разбеленным охрением. Иконописец внимательно передал черты старческого лика евангелиста, тонкие пряди его волос и бороды. Тончайшими линиями написан золотой свет на плаще апостола, образующий характерные для стиля модерн широкие декоративные плоскости.
Одно из представленных произведений относится к православной иконописи Ближнего Востока. В 1865 году исполнена икона с греческими надписями «Равноапостольные Константин и Елена с древом Креста Господня. Пророк Даниил во рву львином». Такие иконы в XIX веке во множестве писались в Святой Земле. Они обладают узнаваемым художественным обликом с обилием золота и более сдержанным колоритом. Представленная икона интересна по содержанию. В ее верхней части написан крест с терновым венцом и капающей на череп Адама кровью Христа, который держат обретшая его в IV веке царица Елена и ее сын. Ниже в более крупном масштабе изображен пророк Даниил, брошенный вавилонским царем Навуходоносором в ров со львами, которые не тронули святого. Сцена лишена напряженности — пророк спокойно сидит, обратив взгляд вверх к Богу. Львы с оскаленными или уже успокоенными мордами лежат у его ног, двое из них уходят в арки стены на заднем плане. Одежды святых и рамка-виньетка по краю иконы исполнены по золоту. Золотой фон верхней композиции покрыт исходящими с небес лучами. Фигуры львов написаны в наивном стиле с небольшими телами и антропоморфными мордами. Голубой цвет стены и ярко-зеленые кроны деревьев отличают колорит иконы от русских произведений.
Два памятника относятся к некогда широко распространенной в русской традиции резьбе по дереву.
На рубеже XVII–XVIII веков была создана небольшая деревянная резная полихромная скульптура святой великомученицы Параскевы (или Екатерины (?)) в зеленом с золотым орнаментом платье, красном плаще, белом плате на голове, с высокой городчатой короной. Форма высокой короны больше напоминает образы святой Екатерины как на иконах, так и на ее редких изображениях в скульптуре, например на образе конца XVII — начала XVIII века в Музее имени Андрея Рублёва. Однако значительно чаще делались скульптурные иконы святой Параскевы, которая обычно изображалась в узком венце-диадеме, надетом поверх плата. Стопы ног и предметы в поднятых руках святой утрачены. В правой руке безусловно был крест. Так как некоторые пальцы левой руки добавлены при реставрации, можно предположить, что в левой руке первоначально находился свиток с текстом Символа веры, как правило, присутствующий в образах Параскевы. Хотя раскраска статуи поновлена, она в целом отражает первоначальный декор с характерным для конца XVII — начала XVIII века рисунком листьев аканта на зеленой одежде.
Огромное распространение в XVIII–XIX веках получили деревянные резные скульптуры преподобного Нила Столобе́нского, основателя Нило-Столобе́нской пустыни на острове Столобный на озере Селигер. Такие резные фигуры небольшого размера раздавались паломникам в качестве икон преподобного, более крупные создавались для церквей и часовен. Они изображают монашеский подвиг Нила: преподобный никогда не ложился и отдыхал стоя, опершись на вбитые в стену деревянные костыли. Святого изображали со клоненной на грудь головой, погруженным в молитву и созерцание. Такие лаконичные фигуры, имеющие строгую раскраску в черный цвет монашеского облачения с белым крестом и надписями на аналаве, представляют необычное явление русской церковной культуры.
Окончание аукциона в пятницу, 28 марта, в 12:00.
Комиссионный сбор с покупателей составляет 18 %.
Одновременно открыт аукцион AI № 573. Среди топ-лотов — произведения Арсения Мещерского, Владимира Баранов-Россине, Клавдия Лебедева, Надежды Удальцовой.
Третий аукцион недели — кураторский аукцион «21-й век. Современное российское искусство». В каталоге — работы Алексея Барвенко, Константина Батынкова, Евгения Бурмакина, Ольги Гончаровой, Михаила Дронова, Михаила Ермолова, Натальи Захаровой, Андрея Марца, Андрея Медведева, Pata (Пааты Мерабишвили), Владимира Попова-Масягина, Саши Бома, Светланы Семёновой.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/aiauction/20250324_auctionAI_icons.html
https://artinvestment.ru/en/invest/aiauction/20250324_auctionAI_icons.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.