Art Investment

Просто о сложном: Art Investment. Продолжение

В продолжение первого материала мы рассмотрим основные характеристики предметов искусства в качестве актива и перечислим мотивации инвестора

Первую часть материала вы можете найти здесь

Предметы искусства с инвестиционной точки зрения такой же материальный актив, как драгоценные металлы, недвижимость, акции и другие ценные бумаги. В середине 1980-х «язык искусства» начали переводить на понятный инвестору финансовый язык. С 2000-х годов, после появления доступных статистических баз данных и инвестиционной аналитики, искусство начали использовать в качестве осмысленного финансового инструмента.

Итак, что мы знаем сегодня о предмете искусства как об инвестиционном объекте.

1. Искусство как актив: основные характеристики

• Уникальность

Каждый предмет искусства — уникален. Даже тиражные работы имеют уникальный номер и ограниченную серию. В свою очередь, уникальность имеет как положительные (добавочная стоимость), так и отрицательные (необходимость оценки каждого предмета) стороны.

• Высокая мобильность

В отличие от недвижимости, предметы искусства в большинстве случаев мобильны (за исключением, например, инсталляций, смонтированных на зданиях, или интерьерной росписи и т.п.). Это влечет за собой два преимущества: портативность (возможность следования за владельцем при соблюдении законодательных процедур) и трансграничность (способность быть проданными на рынках разных стран). Фактически мобильность превращает предметы искусства в конвертируемую валюту.

• Низкая ликвидность

Предмет искусства — это не акции: его невозможно продать в день принятия решения, о чем следует помнить всегда. При этом уровень ликвидности не зависит от художественной ценности и материальной стоимости актива: порой продажа особенно ценных предметов требует более длительного времени (подготовка к аукционным торгам, юридическое оформление сделки, наличие схожих работ в свободной продаже и пр.).

• География стоимости

Один и тот же предмет искусства может иметь разную стоимость оценки (и итоговую стоимость продажи) на аукционах даже одного дома — скажем, в Нью-Йорке и Гонконге. Иногда работа с высокой художественной ценностью выводится на торги в регионе, где за нее заведомо заплатят меньше, для популяризации автора или вовлечения местных коллекционеров в новый сегмент рынка искусства.

2. Искусство как актив: основная терминология

• Комиссии и сборы

При покупке и продаже предметов искусства в большинстве случаев имеют место комиссии аукционных домов и частных дилеров. В зависимости от стоимости предмета искусства и условий сделки они варьируются от 3 до 50 процентов. В идеале аналитиками просчитывается даже лучшая страна для приобретения работ, учитывая курсы валют и налоговые режимы ввоза-вывоза.

CAGR (среднегодовой темп роста)

Показатель, который высчитывается исходя из статистики повторных продаж предметов искусства при смене владельца. Фиксируется сразу несколькими международными аналитиками в отдельных нишах: например, Artnet TOP-100 Artists (сто самых продаваемых художников) показывает 8 % CAGR с 2010 по 2018 год, Mei & Moses All Art Index (весь рынок в целом) имеет цифру 7,3 %. Арт-фонды показывают в среднем 15 % CAGR, наиболее успешные из фондов (с агрессивным стилем управления и доступом к инсайдерской информации) — до 50 %.

• ROI (доход на инвестиции)

Рассчитывается исходя из значения CAGR минус отрицательный денежный поток в виде расходов на содержание и комиссий при продаже (которые составляют в среднем 1–3 % в год за управление и 3–50% единоразовой комиссии продавца за весь срок владения).

• Волатильность (рисковое отклонение)

Deloitte Art & Finance определяет среднюю волатильность рынка искусства инвестиционного качества на уровне 25 %. Если говорить грубо, это означает, что при аналитическом подходе к выбору приобретаемых активов возможность допустить ошибку (получить отрицательную прибыль при перепродаже) составляет один шанс к четырем успешным. Отдельные исследования показывают, что предметы искусства, приобретенные без предварительной аналитики, имеют волатильность на уровне 50 % (например, старые мастера из-за риска подделок и современное искусство из-за недобросовестных действий при развитии карьеры художника — подставных аукционов и пр.).

3. Искусство как актив: основные недостатки

• Низкая ликвидность

Инвесторы, для которых приоритетом является скорость оборота актива, ставят низкую ликвидность искусства на первое место среди его недостатков. Кстати сказать, в мире действуют несколько ликвидационных компаний (не путать с залоговыми компаниями и банками, предоставляющими кредиты, — о них поговорим в свое время), готовых обменять предмет искусства оценочной стоимостью до $100 млн на наличные деньги в течение 72 часов. При этом владелец получает всего 10–15 % от стоимости своего предмета.

• Отсутствие информации по 100 % сделок

Из прошлого материала мы помним, что статистику для финансовой аналитики инвестору дают базы данных аукционных продаж. Однако это лишь половина рынка (до 48 %, аукционные дома), тогда как другая сторона — приватный рынок (до 52 %, галереи и дилеры) — не публикует данные своих транзакций. Долгое время это оставалось нерешенной проблемой, пока в 2010 году ирландский экономист Клэр Макэндрю не выпустила книгу Fine Art and High Financе, в которой предложила систему обсчета рынка приватных продаж. Если вкратце, экономист обнаружила корреляцию (зависимость) между двумя сторонами рынка и определила ее коэффициент. Основанная Макэндрю компания Art Economics проводит опрос 6,5 тысячи фигурантов приватного рынка, на которых приходится более 90 % всех продаж сектора. Далее применяется специальный статистический мультипликатор, который экстраполирует данные на остальную часть рынка. Сегодня этой системой пользуется Art Basel для ежегодного отчета о рынке искусства, а Макэндрю возглавляет ее аналитический отдел. Важно понимать: полученные данные показывают объем приватного рынка искусства, без конкретики по ценам отдельных предметов. Соответственно, в распоряжении инвестора остается единственный источник — аукционный рынок с его 48 % глобального рынка искусства.

• «Фактор провенанса»

Несмотря на то, что провенанс — это история бытования (смены владельцев, экспонирования) работы, под данную статью подпадают все опасности, связанные с документацией или отсутствием таковой. В первую очередь сюда относится вероятность приобрести поддельный предмет искусства. Работа может иметь нехорошую историю при смене владельцев: от банальной кражи до реквизиции коллекций во время нацистской оккупации Европы. В обоих случаях искусство подлежит реституции (возврату прежнему законному владельцу), что необходимо исключить на этапе аналитики, перепроверив не только историю работы по документам, но и историю самих документов. Завершают краткий перечень отсутствие документов на ввоз в страну приобретения (что влечет проблему с вывозом) и необходимость делать дополнительные отчисления некоторым художникам при перепродаже их работ (право следования согласно Бернской конвенции 1886 года).

• Высокая стоимость содержания

Как упоминалось в нашем материале о менеджменте коллекций, управление собранием влечет издержки 1–3 % в год от стоимости всей коллекции. На первый взгляд это немного, но когда инвестор выбирает долгосрочную стратегию — то сложенные цифры заставляют его задуматься.

4. Искусство как актив: основные достоинства

• Доступность прогнозирования

Имеющиеся в распоряжении инвестора статистика, инструменты ее анализа и квалифицированные специалисты сегодня могут рассчитать доходность инвестиций аналогично другим привычным для инвесторов активам.

• Устойчивость в кризисный период

Рынок искусства показывает хорошую устойчивость во время экономических кризисов: во-первых, оборот продаж искусства проседает меньше, чем средний оборот других товаров, во-вторых, арт-рынок реагирует на кризисы с «опозданием» в среднем на сезон (6–12 месяцев). Это связано с тем, что с началом кризиса многие владельцы стремятся продать свои активы, а другие — со свободным капиталом — пользуются возможностью приобрести их на спаде. Главное, что нужно запомнить: в целом искусство не дешевеет во время кризиса — падает покупательная способность коллекционеров. У тех же, кто готов продать свою коллекцию дешевле, просто не выдерживают нервы. На возобновление экономического роста рынок искусства тоже реагирует с опозданием на сезон. Это связано с тем, что искусство не является предметом первой необходимости в первые пост-кризисные годы.

• Умеренные показатели риска

Волатильность на уровне 25 % — это среднее между драгоценными металлами (14–16 %) и недвижимостью (32–35 %). Для многих инвесторов это является серьезным преимуществом.

• Возможность влиять на капитализацию

Когда инвестор становится миноритарным акционером публичной компании, например, Tesla, то он не может в одиночку влиять на ее деятельность и рост стоимости акций. Приобретая предмет искусства, он становится его единоличным владельцем — что открывает совершенно другие инструменты. Именно через менеджмент коллекций, насчитывающий около 50 действий по монетизации искусства, владелец может влиять на рост стоимости своего актива, в зависимости от обстоятельств на меняющихся рынках.

5. Искусство как актив: основные мотивации

Рынок выделяет три мотивации при покупке искусства (сводные данные отчетов Deloitte Art & Finance 2014, 2017 и Artsy Online Art Collector Report 2019):

• Эмоциональная инвестиция

Достаточно широкий разлет: от «влюбился, спать не мог, приобрел» до «подбирал, чтобы гармонировало с цветом стен и мебелью». Объединяет их одно: в основе решения о покупке лежала эмоция. Таковых покупателей в последние 10 лет на рынке было около 60 %.

• Финансовая инвестиция

«Купить дешевле — продать дороже»: эта экономическая формула лежала в основе приобретений в среднем 25 % работ. Далее инструменты варьировались: оптимизация налогообложения, размещение в хеджевых арт-фондах, спекуляция и др.

• Социальная инвестиция

«Ты — мне, я — тебе»: искусство, которое приобретается для выхода обладателя на новый социальный уровень или поддержки собственного бизнеса. Тому, кто показывает наличие собственных денег, охотно несут деньги чужие. В эту же категорию отнесем и подарки: поддержка дружбы или близких отношений тоже социальная инвестиция. Впрочем в численном выражении это самая небольшая категория: 15 %.

Следует еще раз повторить: приведенные цифры показывают лишь основной мотив, влияющий на покупку. Мотивов инвесторов в искусство в «чистом виде» сегодня практически не существует: все одновременно держат в голове три указанных фактора. В следующем, заключительном материале об инвестициях в искусство мы расскажем о типологии инвесторов, их стратегиях и основных ошибках.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200217_art_invest_2.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200217_art_invest_2.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».