- Яков Голубев. Еловый лес
- Оценка картин
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
Просто о сложном: Art Investment. Продолжение
ARTinvestment.RU 17 февраля 2020
В продолжение первого материала мы рассмотрим основные характеристики предметов искусства в качестве актива и перечислим мотивации инвестора
Первую часть материала вы можете найти здесь
Предметы искусства с инвестиционной точки зрения такой же материальный актив, как драгоценные металлы, недвижимость, акции и другие ценные бумаги. В середине 1980-х «язык искусства» начали переводить на понятный инвестору финансовый язык. С 2000-х годов, после появления доступных статистических баз данных и инвестиционной аналитики, искусство начали использовать в качестве осмысленного финансового инструмента.
Итак, что мы знаем сегодня о предмете искусства как об инвестиционном объекте.
1. Искусство как актив: основные характеристики
• Уникальность
Каждый предмет искусства — уникален. Даже тиражные работы имеют уникальный номер и ограниченную серию. В свою очередь, уникальность имеет как положительные (добавочная стоимость), так и отрицательные (необходимость оценки каждого предмета) стороны.
• Высокая мобильность
В отличие от недвижимости, предметы искусства в большинстве случаев мобильны (за исключением, например, инсталляций, смонтированных на зданиях, или интерьерной росписи и т.п.). Это влечет за собой два преимущества: портативность (возможность следования за владельцем при соблюдении законодательных процедур) и трансграничность (способность быть проданными на рынках разных стран). Фактически мобильность превращает предметы искусства в конвертируемую валюту.
• Низкая ликвидность
Предмет искусства — это не акции: его невозможно продать в день принятия решения, о чем следует помнить всегда. При этом уровень ликвидности не зависит от художественной ценности и материальной стоимости актива: порой продажа особенно ценных предметов требует более длительного времени (подготовка к аукционным торгам, юридическое оформление сделки, наличие схожих работ в свободной продаже и пр.).
• География стоимости
Один и тот же предмет искусства может иметь разную стоимость оценки (и итоговую стоимость продажи) на аукционах даже одного дома — скажем, в Нью-Йорке и Гонконге. Иногда работа с высокой художественной ценностью выводится на торги в регионе, где за нее заведомо заплатят меньше, для популяризации автора или вовлечения местных коллекционеров в новый сегмент рынка искусства.
2. Искусство как актив: основная терминология
• Комиссии и сборы
При покупке и продаже предметов искусства в большинстве случаев имеют место комиссии аукционных домов и частных дилеров. В зависимости от стоимости предмета искусства и условий сделки они варьируются от 3 до 50 процентов. В идеале аналитиками просчитывается даже лучшая страна для приобретения работ, учитывая курсы валют и налоговые режимы ввоза-вывоза.
• CAGR (среднегодовой темп роста)
Показатель, который высчитывается исходя из статистики повторных продаж предметов искусства при смене владельца. Фиксируется сразу несколькими международными аналитиками в отдельных нишах: например, Artnet TOP-100 Artists (сто самых продаваемых художников) показывает 8 % CAGR с 2010 по 2018 год, Mei & Moses All Art Index (весь рынок в целом) имеет цифру 7,3 %. Арт-фонды показывают в среднем 15 % CAGR, наиболее успешные из фондов (с агрессивным стилем управления и доступом к инсайдерской информации) — до 50 %.
• ROI (доход на инвестиции)
Рассчитывается исходя из значения CAGR минус отрицательный денежный поток в виде расходов на содержание и комиссий при продаже (которые составляют в среднем 1–3 % в год за управление и 3–50% единоразовой комиссии продавца за весь срок владения).
• Волатильность (рисковое отклонение)
Deloitte Art & Finance определяет среднюю волатильность рынка искусства инвестиционного качества на уровне 25 %. Если говорить грубо, это означает, что при аналитическом подходе к выбору приобретаемых активов возможность допустить ошибку (получить отрицательную прибыль при перепродаже) составляет один шанс к четырем успешным. Отдельные исследования показывают, что предметы искусства, приобретенные без предварительной аналитики, имеют волатильность на уровне 50 % (например, старые мастера из-за риска подделок и современное искусство из-за недобросовестных действий при развитии карьеры художника — подставных аукционов и пр.).
3. Искусство как актив: основные недостатки
• Низкая ликвидность
Инвесторы, для которых приоритетом является скорость оборота актива, ставят низкую ликвидность искусства на первое место среди его недостатков. Кстати сказать, в мире действуют несколько ликвидационных компаний (не путать с залоговыми компаниями и банками, предоставляющими кредиты, — о них поговорим в свое время), готовых обменять предмет искусства оценочной стоимостью до $100 млн на наличные деньги в течение 72 часов. При этом владелец получает всего 10–15 % от стоимости своего предмета.
• Отсутствие информации по 100 % сделок
Из прошлого материала мы помним, что статистику для финансовой аналитики инвестору дают базы данных аукционных продаж. Однако это лишь половина рынка (до 48 %, аукционные дома), тогда как другая сторона — приватный рынок (до 52 %, галереи и дилеры) — не публикует данные своих транзакций. Долгое время это оставалось нерешенной проблемой, пока в 2010 году ирландский экономист Клэр Макэндрю не выпустила книгу Fine Art and High Financе, в которой предложила систему обсчета рынка приватных продаж. Если вкратце, экономист обнаружила корреляцию (зависимость) между двумя сторонами рынка и определила ее коэффициент. Основанная Макэндрю компания Art Economics проводит опрос 6,5 тысячи фигурантов приватного рынка, на которых приходится более 90 % всех продаж сектора. Далее применяется специальный статистический мультипликатор, который экстраполирует данные на остальную часть рынка. Сегодня этой системой пользуется Art Basel для ежегодного отчета о рынке искусства, а Макэндрю возглавляет ее аналитический отдел. Важно понимать: полученные данные показывают объем приватного рынка искусства, без конкретики по ценам отдельных предметов. Соответственно, в распоряжении инвестора остается единственный источник — аукционный рынок с его 48 % глобального рынка искусства.
• «Фактор провенанса»
Несмотря на то, что провенанс — это история бытования (смены владельцев, экспонирования) работы, под данную статью подпадают все опасности, связанные с документацией или отсутствием таковой. В первую очередь сюда относится вероятность приобрести поддельный предмет искусства. Работа может иметь нехорошую историю при смене владельцев: от банальной кражи до реквизиции коллекций во время нацистской оккупации Европы. В обоих случаях искусство подлежит реституции (возврату прежнему законному владельцу), что необходимо исключить на этапе аналитики, перепроверив не только историю работы по документам, но и историю самих документов. Завершают краткий перечень отсутствие документов на ввоз в страну приобретения (что влечет проблему с вывозом) и необходимость делать дополнительные отчисления некоторым художникам при перепродаже их работ (право следования согласно Бернской конвенции 1886 года).
• Высокая стоимость содержания
Как упоминалось в нашем материале о менеджменте коллекций, управление собранием влечет издержки 1–3 % в год от стоимости всей коллекции. На первый взгляд это немного, но когда инвестор выбирает долгосрочную стратегию — то сложенные цифры заставляют его задуматься.
4. Искусство как актив: основные достоинства
• Доступность прогнозирования
Имеющиеся в распоряжении инвестора статистика, инструменты ее анализа и квалифицированные специалисты сегодня могут рассчитать доходность инвестиций аналогично другим привычным для инвесторов активам.
• Устойчивость в кризисный период
Рынок искусства показывает хорошую устойчивость во время экономических кризисов: во-первых, оборот продаж искусства проседает меньше, чем средний оборот других товаров, во-вторых, арт-рынок реагирует на кризисы с «опозданием» в среднем на сезон (6–12 месяцев). Это связано с тем, что с началом кризиса многие владельцы стремятся продать свои активы, а другие — со свободным капиталом — пользуются возможностью приобрести их на спаде. Главное, что нужно запомнить: в целом искусство не дешевеет во время кризиса — падает покупательная способность коллекционеров. У тех же, кто готов продать свою коллекцию дешевле, просто не выдерживают нервы. На возобновление экономического роста рынок искусства тоже реагирует с опозданием на сезон. Это связано с тем, что искусство не является предметом первой необходимости в первые пост-кризисные годы.
• Умеренные показатели риска
Волатильность на уровне 25 % — это среднее между драгоценными металлами (14–16 %) и недвижимостью (32–35 %). Для многих инвесторов это является серьезным преимуществом.
• Возможность влиять на капитализацию
Когда инвестор становится миноритарным акционером публичной компании, например, Tesla, то он не может в одиночку влиять на ее деятельность и рост стоимости акций. Приобретая предмет искусства, он становится его единоличным владельцем — что открывает совершенно другие инструменты. Именно через менеджмент коллекций, насчитывающий около 50 действий по монетизации искусства, владелец может влиять на рост стоимости своего актива, в зависимости от обстоятельств на меняющихся рынках.
5. Искусство как актив: основные мотивации
Рынок выделяет три мотивации при покупке искусства (сводные данные отчетов Deloitte Art & Finance 2014, 2017 и Artsy Online Art Collector Report 2019):
• Эмоциональная инвестиция
Достаточно широкий разлет: от «влюбился, спать не мог, приобрел» до «подбирал, чтобы гармонировало с цветом стен и мебелью». Объединяет их одно: в основе решения о покупке лежала эмоция. Таковых покупателей в последние 10 лет на рынке было около 60 %.
• Финансовая инвестиция
«Купить дешевле — продать дороже»: эта экономическая формула лежала в основе приобретений в среднем 25 % работ. Далее инструменты варьировались: оптимизация налогообложения, размещение в хеджевых арт-фондах, спекуляция и др.
• Социальная инвестиция
«Ты — мне, я — тебе»: искусство, которое приобретается для выхода обладателя на новый социальный уровень или поддержки собственного бизнеса. Тому, кто показывает наличие собственных денег, охотно несут деньги чужие. В эту же категорию отнесем и подарки: поддержка дружбы или близких отношений тоже социальная инвестиция. Впрочем в численном выражении это самая небольшая категория: 15 %.
Следует еще раз повторить: приведенные цифры показывают лишь основной мотив, влияющий на покупку. Мотивов инвесторов в искусство в «чистом виде» сегодня практически не существует: все одновременно держат в голове три указанных фактора. В следующем, заключительном материале об инвестициях в искусство мы расскажем о типологии инвесторов, их стратегиях и основных ошибках.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200217_art_invest_2.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200217_art_invest_2.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн
- Яков Голубев. Еловый лес
- Оценка картин
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год