Айвазовский И.К.
Шишкин И.И.
Маковский А.В.
Маковский В.Е.
Кончаловский П.П.
Фальк Р.Р.
ARTinvestment.RU покупает работы
ведущих художников XIX-XX вв.
Нестеров М.В.
Плавинский Д.П.
Бенуа А.Н.
Немухин В.Н.
Серов В.А.
Зверев А.Т.
Саврасов А.К.


Просто о сложном: Art Investment. Начало
ARTinvestment.RU   06 февраля 2020

«Просто о сложном» — новая рубрика AI, в которой мы максимально доступно, но при этом открыто, расскажем об основных понятиях и игроках арт-рынка. Само название нашего ресурса обязывает начать с понятия инвестиций в искусство

В каждой игре есть свои правила. В каждой рубрике AI они тоже есть. Взявшись рассказывать простыми словами о сложных темах, мы решили ограничить каждый материал десятью смысловыми абзацами. За удобством вашего чтения будет скрыта непростая, но очень интересная задача по структурированию знаний ваших авторов, где каждая строчка скрывает в себе огромное количество изученной и примененной на практике информации. Мы начинаем:

1. Как следует из определения, инвестиции — это финансовый инструмент, с помощью которого можно сохранить или умножить доход. Инвестиции в различных формах существовали со времен частного финансирования судов для отправки за пряностями в Средние века. Однако развитого рынка искусства в те времена еще не существовало. Поэтому искусству необходимо было дождаться, когда спрос (объем капитала в частных руках) и предложение (художники и предметы их творчества) объединятся на определенной территории. Такой территорией стали Соединенные Штаты в 1950-х годах.

2. Первая книга об инвестициях в искусство была написана выпускником Гарвардской бизнес-школы Ричардом Рашем еще в 1961 году и назвалась незатейливо: Art as an Investment. Монография шла в ногу со временем, учитывая параллельное развитие фондового рынка, и даже сегодня смотрится весомым трудом. Однако в числе прочих рекомендаций в ней предлагалось «успеть инвестировать в искусство сегодня, поскольку через 20 лет арт-рынок, скорее всего, умрет».

3. Через 20 лет арт-рынок не только не умер, но окреп и сформировался в современном виде. Основные причины его развития в середине 1980-х — очередной финансовый кризис и изменения в налогообложении США, что заставило инвесторов пересмотреть отношение к традиционным вложениям и обратить взор на альтернативные активы. Запросы инвесторов о принципах ценообразования и капитализации искусства, адресованные галереям, дилерам и аукционным домам, повлекли за собой стремительное изучение и развитие науки об арт-финансах.

4. В 1989 году произошло два события, сделавших рынок искусства более прозрачным с точки зрения инвестора. Sotheby’s с третьей попытки вышел на IPO, став публичной компанией, — отныне за рынком искусства можно было следить не только по результатам аукционных продаж, но и по финансовой отчетности одного из крупнейших его продавцов. Второе событие удивительным образом дополнило первое: появилась Artnet — компания, взявшаяся вести статистику аукционных продаж, формируя данные в удобную базу.

5. Учитывая, что на момент основания Artnet Sotheby’s и Christie’s вели аукционную деятельность более 200 лет, данных для анализа было много. К двум крупнейшим домам Artnet добавила статистику еще около 5 тысяч аукционов поменьше — и стала эти данные систематизировать. Особенно ее интересовали случаи, когда один и тот же предмет искусства продавался более одного раза, так называемые «повторные продажи». До появления Интернета Artnet высылала данные коллекционерам и инвесторам по запросу, собирая таблицы вручную и пользуясь факсом.

6. Данные повторных продаж предметов искусства, после применения регрессий (методов статистического анализа), позволили экономистам увидеть следующее:

  • Как меняется стоимость предметов искусства с течением времени;
  • У кого из художников она растет быстрее других;
  • Каков оптимальный период владения предметом искусства между покупкой и продажей;
  • Какая динамика рынка искусства в целом;
  • Отражаются ли финансовые кризисы на арт-рынке и каким образом.

Другими словами, инвестор получил первый инструментарий для самостоятельного финансового прогнозирования.

7. В 1999 году двое американских математиков, Майкл Мозес и Дэвид Мэй, сделали следующий шаг навстречу прозрачности рынка с точки зрения инвестора. Они задались вопросом: а какие еще факторы, помимо временного, влияют на увеличение стоимости предмета искусства? В итоге их работы к середине 2000-х был создан первый индекс предметов искусства, который показывал влияние на ценообразование множества переменных: условий хранения, частоты экспонирования, провенанса, публикаций и прочих. Этот индекс Мэй и Мозес разместили на своем сайте и стали брать с инвесторов плату за доступ.

8. Влияние той или иной переменной индекса оставалось коммерческой тайной. Другим словами, никто кроме создателей не знал, как то или иное действие коллекционера влияло на цену предмета (а кто хотел узнать, тот мог потратить несколько лет и пересчитать все данные самостоятельно). Тем не менее и коллекционеры, и инвесторы поняли следующее: в промежутке между покупкой и продажей предмета искусства находится основной инструмент, регулирующий капитализацию. Общее название ему — управление коллекцией.

9. С середины 2000-х годов стали появляться другие компании, предоставлявшие базы данных продаж предметов искусства: Artprice, Artfacts, Artinfo, Artsy, SkatePress и прочие. Каждая из них либо выбирала определенный сегмент рынка (самые высокие цены при сделках с искусством и топ-художники), либо фокусировалась на ведущих аукционных домах (которые обеспечивали бóльшую долю публичных продаж). Свою базу данных с индексами российского и постсоветского искусства создал и ARTinvestment.RU (подписаться на нее и поработать с данными можно здесь). Таким образом, у инвестора появился выбор источника, исходя из стоимости подписки и удобства настраиваемой сортировки данных.

10. Впрочем существовала одна проблема, которую инвестор в предметы искусства до поры не брал в расчет: дело в том, что аукционные (публичные) продажи — это лишь одна сторона рынка. Другая его сторона — приватные продажи — не фиксировалась никогда и нигде. Как же понять его объем? Как оценить достоверность слухов об ценах в частных сделках? И стоит ли погружаться в инвестиции в искусство, если часть рынка скрыта от аналитических глаз?

Ответ «да», успокоивший инвесторов и развивший сектор вложений в предметы искусства к концу 2000-х годов, дала ирландский экономист Клэр Макэндрю и ее компания Art Economics. Об этом, а также о практическом инструментарии инвестора в искусство — в следующем материале «Просто о сложном».


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200206_invest.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200206_invest.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх