Менеджмент коллекции. Современные требования
В рубрике «Менеджмент коллекции» мы будем разбирать основные задачи управления собранием предметов искусства. Для чего он нужен, каковы современные требования к менеджеру, как избежать лишних затрат и ошибок, связанных с управлением?
Объем рынка искусства принято исчислять в цифрах оборота продаж: например, в 2018 году, по данным Art Basel and UBS Report, они составили $67,4 млрд. В следующем, 2019 году из предметов, купленных годом ранее, было выведено на продажу менее 10 %, остальные осели в частных и корпоративных коллекциях. Другими словами, наряду с «рынком транзакций» существует «рынок хранения» — искусство в частных руках. Посчитать его объем намного сложнее. Нанне Деккинг, глава наблюдательного совета ярмарки TEFAF и создатель системы электронной регистрации провенанса Artory, оценивает стоимость предметов искусства в частных руках в $3 трлн.
С завершением сделки на аукционе или в частной галерее у предметов искусства начинается вторая жизнь: они перемещаются, хранятся, проходят экспертизы, становятся объектом научных исследований и публикаций, выставляются, реставрируются, используются в качестве залога — перечень далеко не полный. Все вместе это называется менеджментом коллекции. Многие недооценивают его важность, полагая, что капитализация приобретенного предмета искусства вырастет за период «тихого» владения в любом случае. Тем более что содержание и обслуживание собрания влечет за собой издержки — как правило, 1–3 % в год от совокупной стоимости коллекции. В итоге, к удивлению коллекционера, спустя какое-то время желающего реализовать искусство на рынке, его ожидает два «сюрприза»: либо аукционный дом ставит владельца в очередь, не спеша принимать предмет на торги, либо покупатель не готов платить желаемую цену.
В чем кроется секрет? И почему профессиональные менеджеры коллекций любят повторять: «Искусство, висящее на стене, — мертвое искусство»? Без менеджмента коллекций предметы искусства действительно поднимаются в цене, но лишь в пределах среднего по рынку совокупного среднегодового темпа роста — CAGR — (7,6 %). Однако волатильность (риск актива быть проданным ниже ожидаемой стоимости) при таком подходе серьезно возрастает. А вот ликвидность (способность быстро продаваться), наоборот, падает: из двух подобных предметов искусства покупатель выберет тот, за которым стояла лучшая «арт-подготовка» продвижения на рынке. Таким образом, менеджмент коллекций имеет три основных функции на выходе:
- Увеличивает капитализацию собрания и отдельных предметов (среднее значение CAGR у арт-фондов с грамотным менеджментом — 15 %);
- Снижает волатильность (в среднем с 25 % до 20 % — ниже только у ценных металлов, драгоценных камней и коллекционного алкоголя);
- Повышает ликвидность (известный в информационном поле предмет искусства — желанный объект аукционных домов и частных покупателей).
В том же 2018 году, при обороте арт-рынка в $67,3 млрд, на вспомогательные операции с предметами искусства было потрачено $20,2 млрд. Больше половины этой суммы — издержки галерей на содержание и штат, другую половину составляют элементы менеджмента коллекций. Что же входит в это понятие? Постараемся ответить кратко:
1. Инвентаризация собрания. Основные действия: анализ и систематизация собрания по категориям, рекомендации по использованию программного обеспечения, профессиональная фотография и портфолио каждого предмета.
2. Финансовый анализ собрания. Основные действия: оценка текущей капитализации предмета или всей коллекции с перспективой роста, оценка текущего «паспорта работы» (провенанса, экспертных оценок и заключений).
3. Пополнение коллекции. Основные действия: оценка инвестиционной привлекательности покупки определенного предмета / серии предметов искусства, представление интересов клиента на аукционных торгах (покупка), организация покупки предмета искусства в частном порядке.
4. Монетизация коллекции. Основные действия: прямая продажа (публичные торги и частные продажи), размещение произведения искусства в качестве обеспечения залога для получения кредита в иностранном банке, размещение в инвестиционном арт-фонде, ликвидация предмета искусства (организация быстрой продажи).
5. Юридическая поддержка. Основные действия: рекомендации по привлечению профильных юристов (внутри страны и за рубежом), поддержка в оформлении права наследования, налоговое консультирование при сделках купли-продажи за рубежом (таможенные пошлины, внутренние налоги стран, авторские отчисления и пр.).
6. Содержание коллекции. Основные действия: составление документов, необходимых для работы (описей, таможенных деклараций, актов состояния сохранности, договоров об аренде, купле-продаже и пр.), организация транспортировки предметов искусства, организация хранения предметов искусства в международных специализированных хранилищах, организация технологической экспертизы предметов искусства, организация искусствоведческой экспертизы предметов искусства (включая подбор искусствоведов-экспертов по направлениям).
7. Выставочные проекты. Основные действия: выбор площадки и куратора, архитектурное проектирование, взаимодействие со СМИ.
8. Издательские проекты. Основные действия: подбор авторского состава и выбор вида издания (каталог, альбом), рекомендации по дизайну, верстке, печати (в зависимости от поставленной задачи и страны подбираются лучшие варианты), юридическое согласование прав на использование изображений, распространение изданий.
9. Аренда предметов. Основные действия: отслеживание крупнейших выставочных проектов, тематически совпадающих с предметами собраний, переговоры о включении предметов искусства в экспозиции временных выставок и постоянных экспозиций, обеспечение логистики и сопровождающей документации, работа со СМИ по освещению события.
10. Социализация проекта. Основные действия: регистрация коллекции на платформе Google Art Institute и сайте Larry’s List наравне с крупнейшими мировыми музеями и собраниями, участие в международных форумах по искусству (Deloitte Art & Finance, Communicating the Museum, MuseumNext), работа в программных комитетах форумов для лоббирования ключевых тем и спикеров, инициирование собственных проектов (конференций коллекционеров, фондов, для привлечения ключевых партнеров рынка и лоббирования интересов владельца на международном уровне — AICA, UNESCO и др.).
11. Персонификация владельца. Основные действия: выведение коллекционера в «публичное поле», включение его в международные рейтинги коллекционеров, работа со СМИ, участие в тематических мероприятиях.
Менеджмент может осуществлять как управляющая компания (ведущая несколько коллекций), так и нанятые специалисты из сферы услуг рынка искусства (аукционные дома, галереи, арт-дилеры). Нередко встречаются и «одиночки», посвятившие жизнь одной единственной коллекции. Как правило, последние имеют искусствоведческое либо финансовое образование — но обязателен опыт работы, связи и понимание рынка. Из распространенных ошибочных мнений коллекционеров, связанных с выбором управляющего, выделим следующие:
- «Я пользуюсь советами многих людей, а решение что покупать и как управлять — принимаю самостоятельно».
Комментарий AI: это позиция многих коллекционеров, имеющих опыт ведения бизнеса: они привыкли принимать решения по ключевым вопросам. Однако это верно лишь частично: немногие понимают, что арт-эксперт в вопросах формирования коллекции должен быть один, как личный дантист или садовник. Его главная задача — минимизировать риски коллекционера в вопросах экспертизы и атрибуции работ (с максимальной гарантией приобретать аутентичные вещи), обеспечивать правильный режим ввоза и налогообложения (чтобы гарантировать такой же оптимальный вывоз) и балансировать между личным пристрастием владельца и финансовой привлекательностью предметов (совершая быструю продажу в случае необходимости монетизировать коллекцию).
- «Сначала соберу коллекцию, а потом задумаюсь о менеджменте».
Комментарий AI: с большой долей вероятности, это приведет к итоговому проигрышу. Оценка перспектив коллекции начинается на уровне формирования — от выбора аукциона и валюты платежа до режима хранения работы. К тому же грамотный эксперт сразу подскажет, кто будет основным соперником коллекционера на последующих торгах в выбранной нише или сфере творчества понравившихся художников. Экономия на начальном этапе может обернуться серьезными вложениями в дальнейшем.
В следующих материалах рубрики «Менеджмент коллекции» мы подробно расскажем о каждой из ежедневных функций управляющего предметами искусства.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/law/20200211_collection_management.html
https://artinvestment.ru/en/invest/law/20200211_collection_management.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.