1837–1898
Скульптор, график.
Первоначальное художественное образование получил в Рисовальной школе Общества поощрения художников в Петербурге, в которой занимался с перерывами с 1848 по 1852. С 1855 состоял вольноприходящим учеником скульптурного класса ИАХ, обучался сначала под руководством Н. С. Пименова, с 1856 — П. К. Клодта. За период обучения получил все существовавшие академические награды: в 1861 удостоен малой серебряной медали, в 1862 — большой серебряной медали (обе — за лепку с натуры), в 1862 — малой золотой медали за программу «Отдыхающий косец». В 1864 выполнил программу на получение большой золотой медали — барельеф «Иосиф в темнице толкует сны виночерпию и хлебодару», однако награжден не был. В 1866 повторно участвовал в конкурсе на большую золотую медаль с барельефом «Пенелопа в печали, окруженная прислугой, приносит женихам лук и стрелы; Одиссей сидит нищим у дверей» — был удостоен награды, получил аттестат классного художника 1-й степени и право на пенсионерскую поездку за границу сроком на шесть лет.
В декабре 1867 в качестве пенсионера ИАХ отправился в Рим. По пути посетил Берлин, Дрезден, Вену, Венецию, Флоренцию, Неаполь, где изучал музейные коллекции. В Риме создал статую «Девочка-кокетка», гипсовые эскизы «Мальчик, танцующий тарантеллу», «Рыбачка, возвращающаяся с рыбной ловли», а также несколько бюстов. Ряд произведений, выполненных в Италии, были уничтожены во время наводнения в Риме 1870. В 1872 за представленные на очередной академической выставке группы «Девочка-кокетка» и «Неаполитанский рыбак, играющий на мандолине» был удостоен звания академика.
В 1873 по окончании срока пенсионерства, возвратился в Россию, но в том же году снова уехал в Италию для завершения начатых работ, получив продление срока пенсионерского содержания еще на два года.
В 1878 вернулся в Петербург, представил на выставке в залах ИАХ скульптуру «Фрина перед судом народа и Сената», за которую получил звание профессора. Произведение вызвало бурную полемику в художественной критике. Так, В. В. Стасов отзывался о ней: «признаюсь, не люблю я его “Фрину”, по имени гречанку, а родом просто модель по одному франку с не изящной грудью и животом, с манерными волосками на затылке… И для этого стоило ездить за тридевять земель, под голубые небеса, и смотреть на солнце, и почитать себя счастливейшим смертным, и шесть лет млеть от Ватикана и макарон? Иные говорят: красиво! Ах как красиво! Ну нет, отвечаю я, — красиво, да не очень… мне кажется, итальянская игра не стоила русских свеч». Иначе отнесся к скульптуре Попова корреспондент газеты «Санкт-Петербургские ведомости» А. Ледаков: «Исполнение художником своей задачи выше всякой похвалы. Общий рисунок фигуры и рисунок деталей остался безупречно строг. Лепка нежная, мягкая. Лицо Фрины чрезвычайно экспрессивно, в фигуре чувствуется трепет и стыдливое смущение. Чудное изваяние Попова… может быть причислено к разряду замечательнейших произведений в Европе и названо перлом совершенного русского ваяния…» А. Матушинский в газете «Голос» писал: «“Фрина” Попова — труд… замечательный, заслуживающий большой похвалы и за техническое мастерство мраморной работы, и за обдуманность композиции. Но я не восхищаюсь безусловно ни лицом красавицы-гетеры… ни ее формами, которые далеко нельзя признать совершенными». Другой художественный критик, Н. Александров из «Всемирной иллюстрации», так отозвался об этой работе мастера: «“Фрина перед судом” по своей позе, манере и по своему сложению… скорее застенчивая кокетка перед невскими ловеласами, но уж никак не античная гречанка перед старцами-судьями».
В 1882 Попов снова совершил поездку в Италию, в Каррару, где выполнил в мраморе статую Александра II для здания Московских судебных установлений. В 1900 по его модели был установлен памятник Екатерине II в Одессе.
Попов — крупнейший русский скульптор академического направления эпохи историзма. Для его произведений характерен некоторый эклектизм художественного языка. В своем творчестве мастер ориентировался на классицистические традиции, наследие греческой и римской античности, вместе с тем в его произведениях нашли отражение реалистические черты. Об этом свидетельствует и круг тем, в которых наряду с работами на мифологические сюжеты и стилизованными под древнеримскую скульптуру барельефами, бюстами и статуями («Пенелопа в печали… приносит женихам лук и стрелы», 1866; «Нубийский негр», 1878; «Клеопатра», 1891), встречаются жанровые композиции на темы итальянской и русской жизни («Неаполитанский рыбак, играющий на мандолине», «Малороссийские девушки, 1873–1874; «Плачущий мальчик», 1879; «Итальянские нищие», 1881).
Произведения Попова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств и других.
Арт-кинозал: Украденная картина
22.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе