1839–1915
Живописец, график
Родился в Москве в семье Е. И. Маковского — художника-любителя, коллекционера искусства и общественного деятеля, одного из основателей МУЖВиЗ. Брат художников Александры, Владимира и Николая Маковских. Первоначальное художественное образование получил в семье и у В. А. Тропинина. В 1851 поступил в МУЖВиЗ, занимался под руководством М. И. Скотти и С. К. Зарянко. В 1858 продолжил обучение в ИАХ в Петербурге в классе исторической живописи у А. Т. Маркова, Ф. А. Бруни и П. М. Шамшина. В 1861 отказался от написания конкурсной картины по заданной программе и получил разрешение избрать собственную тему для конкурса на малую золотую медаль. В 1862 за картину «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» был награжден золотой медалью. В 1863 стал одним из участников «Бунта четырнадцати», отказавшись в числе других молодых художников участвовать в конкурсе на большую золотую медаль. Вышел из ИАХ со званием классного художника 2-й степени.
В том же году вошел в Санкт-Петербургскую Артель художников, возглавляемую Н. И. Крамским, которую вскоре оставил. В 1867 за картины «Селедочница», «Бедные дети», а также портреты был избран академиком ИАХ. В 1869 за картины «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге», «Наставление матери», «Семейная картина», «Не по силам ноша», «Беседа» удостоен звания академика. В 1870 стал одним из основателей ТПХВ, принимал участие в выставках Товарищества в 1874–1875 и 1883–1884. В 1872 официально вышел из состава членов ТПХВ.
В 1870-х много путешествовал по Европе, бывал во Франции, Италии, Голландии, Германии, Болгарии, Сербии. В 1876 совершил поездку на Ближний Восток и в Египет.
В 1883 в Петербурге, Москве и Париже прошла первая персональная выставка Константина Маковского, которая принесла ему известность в европейских художественных кругах. Он стал «модным» живописцем и имел множество заказов на портреты. Среди его заказчиков и покупателей были П. М. Третьяков, Д. В. Стасов, А. А. Сидоров, И. Е. Цветков, К. Т. Солдатенков, А. Г. Кузнецов, А. В. Орлов-Давыдов, В. А. Морозов и многие другие.
С середины 1880-х жил преимущественно в Париже, где с 1893 имел мастерскую.
В 1885 на Всемирной выставке в Антверпене за картину «Боярский свадебный пир в XVII столетии» художник получил высшую почетную награду. В 1889 на Всемирной выставке в Париже за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса», «Демон и Тамара» награжден орденом Почетного легиона и золотой медалью. В 1890 стал одним из членов-учредителей Санкт-Петербургского общества художников.
В 1898 был избран действительным членом ИАХ. Сотрудничал с журналом «Нива», где воспроизводились все его основные живописные работы. Вместе с С. Н. Крамской написал и опубликовал «Воспоминания об Артели».
В 1915 трагически погиб в результате уличной аварии, после столкновения своего экипажа с трамваем.
Мемориальная выставка Маковского была организована в 1916 в залах Общества поощрения художеств в Петрограде. В 1997 в Государственной Третьяковской галерее в Москве состоялась выставка «Семья Маковских». В 2005 произведения мастера были в числе центральных экспонатов выставки «Пленники красоты. Русское академическое и салонное искусство 1830-х — 1910-х годов» в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу.
Константин Маковский — один из крупнейших и наиболее известных русских живописцев второй половины XIX века. Он виртуозно владел техникой живописи, навыками построения композиции и работал в самых различных жанрах — портрете, пейзаже, создавал исторические картины и декоративные панно. Творческие поиски мастера были связаны в большей степени с изучением чисто художественных проблем цвета и формы, нежели с решением социальных и психологических вопросов, что отличало работы многих его современников, в особенности передвижников. Этим Маковский снискал себе репутацию «салонного художника». Его произведения отличаются артистизмом исполнения, обилием подробно выписанных аксессуаров, сочностью цветов, монументальностью даже в работах жанрового характера. В поздний период он часто варьировал наиболее популярные мотивы своих картин.
Произведения Константина Маковского находятся во многих российских и зарубежных собраниях, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Музей Хиллвуд в США.
Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе