Художник недели: Константин Маковский
История, ценовые и маркетинговые показатели Константина Егоровича Маковского, любимого живописца Александра II и прославленного портретиста
Годы жизни: 1839–1915
Направление: академизм
Вид искусства: живопись, графика
Жизнь и творчество
Семья, в которой родился Константин Егорович Маковский, была своего рода «художественно-музыкальным средоточием»1 Москвы. Отец будущего живописца, Егор Иванович Маковский, коллекционировал живопись, был членом Московского художественного общества и одним из основателей МУЖВЗ. Мать, певица Любовь Корниловна Молленгауэр, преподавала в Московской консерватории. В дом Маковских были вхожи самые известные художники того времени.
Сын Константина Егоровича, поэт, художественный критик и издатель Сергей Константинович Маковский вспоминал: «Кого только из тогдашних знаменитостей ни называла мне Любовь Корниловна; в ее списке были и Островский, и Самойлов, и Каратыгин, и братья Брюлловы, и Щедрин, и Тропинин, и сколько еще живописцев, прославленных и полузабытых теперь, о ком свидетельствуют лишь стены музеев. Многие из них бывали в доме постоянно, водясь с дедом, отзывчивым на всё “прекрасное”. Егор Иванович был энтузиастом искусства, ходил на толкучку в поисках редких гравюр, копировал “маленьких голландцев” и делал всё для того, чтобы дети стали художниками»2.
В 1851 году Константин Егорович начал обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были М. И. Скотти и С. К. Зарянко. Через них складывавшаяся манера Маковского испытала сильное влияние живописи Брюллова. Вобрав все лучшее, что можно было взять от академизма, художник стал одним из первых учеников. Окончив училище, в 1858 году Маковский поступил в натурный класс Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Здесь Маковский встретился с новым поколением живописцев, определившим переворот не только в русской живописи всей последующей эпохи, но и в системе образования, — будущими передвижниками. В 1863 году он участвовал в так называемом «бунте четырнадцати», отказавшись писать работу для конкурса на большую золотую медаль по заранее заданной преподавателями теме. Покинув Академию вместе с остальными тринадцатью «бунтовщиками», Маковский вступил в организованную И. Н. Крамским Санкт-Петербургскую артель художников и поставил перед собой новую задачу — достоверную передачу городского быта и его персонажей.
В 1869 году за картину «Народное гуляние во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» художник получил звание профессора Академии художеств, более того, холст приобрел Александр II для русского отдела Эрмитажа. А через год, в 1870-м, Маковский выступил одним из основателей Товарищества передвижных художественных выставок и разработал его устав. Творчество живописца пришлось к месту в художественной жизни по обе стороны баррикад: его произведения регулярно присутствовали как на экспозициях передвижников, так и на выставках академистов.
Несмотря на формальную связь с передвижниками, Маковского никак нельзя причислить к сформированной ими линии в русском искусстве. Ее этическая сторона, идея передачи тягот окружающей жизни слишком расходилась с характером художника, жизнелюбивым и ориентированным в первую очередь на эстетические качества предмета живописи. Внимание, с которым Маковский относился к тенденциям в искусстве своего времени: академической традиции, обращению художников Товарищества к русской истории, находкам импрессионистов, служило в его творчестве одной цели — запечатлеть красоту окружающего мира, красоту в своем понимании, исполненную изящества и декоративности.
Еще в 1866 году живописец женился на Елене Тимофеевне Бурковой, артистке драматической труппы Императорских театров в Санкт-Петербурге. Пару сближали общие интересы в музыке (кстати, С. К. Маковский вспоминал, что его отец обладал прекрасным бархатистым баритоном и пел как заправский артист). С семьей были дружны музыканты знаменитой «Могучей кучки». Брак продлился недолго из-за хрупкого здоровья Елены Тимофеевны: в 1873 году художник овдовел.
Со второй женой, Юлией Павловной Летковой, приехавшей из Москвы в Петербург поступать в консерваторию, художник познакомился на балу в Морском корпусе. Увидев юную светскую красавицу во время ее второго выхода в свет, Маковский сразу влюбился и вскоре, в 1875 году, женился во второй раз. В браке появились на свет трое детей, в том числе С. К. Маковский и художница Е. К. Лукш-Маковская.
В 1870-х живописец много путешествовал по России и за границей: побывал в странах Европы, совершил поездку на Ближний Восток. Вдохновившись Египтом, художник написал ряд масштабных исторических полотен. Два из них произвели огромное впечатление на императора Александра II: картина «Болгарские мученицы» растрогала его до слез, а «Перенесение священного ковра в Каире» он купил за 10 тысяч рублей. В 1879 году картину Маковского «Русалки» представили на 7-й Передвижной выставке. Она стала третьей картиной художника, приобретенной Александром II для Эрмитажа.
Маковский написал целый ряд портретов императора, первый из которых датируется еще 1862 годом. Тот выказывал большое расположение к художнику и даже называл его в личных беседах «мой живописец»3. Со следующим царем, Николаем I, у художника отношения не сложились. Тем не менее за Маковским закрепился статус придворного живописца. Его большое живописное мастерство, умение создать узнаваемый и при этом неизменно привлекательный образ высоко ценились в обществе, и ему заказывали портреты влиятельнейшие персоны того времени.
Блестящая классическая выучка позволяла Маковскому писать с натуры быстро и легко, широкой и размашистой кистью, всецело отдаваясь порыву вдохновения. «Много портретов написано отцом alla prima: именно эти-то пожалуй — самые удачные, так же как этюды природы под открытым небом в один присест. С заказчиками бывали такие случаи: после первого же сеанса портрет готов, остается только подписать и, когда высохнет, покрыть лаком (писать еще — только портить). Но заказчик, не искушенный в живописи, протестует: слыхано ли такие деньги платить за какие-то два-три часа работы? Приходилось хитрить: Вы меня не поняли, мне понадобится еще с месяц, чтобы закончить от себя... И через месяц к общему удовлетворению портрет отсылался заказчику в первоначальном виде»4.
С середины 1890-х художник все чаще подолгу жил в Париже, а с 1893 года имел там постоянную студию. На проходящей в городе Всемирной выставке 1889 года он получил Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара». На этом же мероприятии художник познакомился с Марией Матавтиной, впоследствии ставшей его третьей женой. Их брак с Летковой распался, в 1898 году он получил развод.
В 1880-х и 1890-х Маковский несколько раз бывал в США, где его работы успешно продавались.
В начале 1900-х Маковский вернулся в Россию и продолжал активно участвовать в выставках. Хотя в то время живописцы его поколения были вынуждены уступить дорогу новым художественным течениям и нередко подвергались критике, художник все равно оставался востребованным портретистом. Достигло пика его увлечение русской историей: в 1915 году Маковский стал одним из учредителей Общества возрождения художественной Руси. 30 сентября 1915 года Маковский умер от последствий дорожной аварии: в его экипаж врезался трамвай. Художник получил травму головы и перенес операцию, но его сердце не выдержало.
Работы художника начали пользоваться большим успехом еще в первые годы его карьеры и до сих пор не теряют своей популярности среди ценителей русского искусства как в России, так и за границей. Знаковые групповые выставки с участием работ Маковского прошли в Государственном Русском музее (2008) и Государственной Третьяковской галерее (2018), последняя персональная ретроспектива прошла в Серпуховском историко-художественном музее в 2019 году. Произведения художника находятся в собраниях Государственного Русского музея. Государственной Третьяковской галереи, Художественных музеев Джослин и Сан-Франциско (США), художественного музея Понсе (Пуэрто-Рико) и др. Основная галерея, представляющая творчество художника за рубежом, — ABA Gallery в Нью-Йорке.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Константина Маковского входит живопись, проданная Sotheby's за пределами России. Третий по стоимости результат показал нью-йоркский филиал аукционного дома — картина «Суд Париса» (1889, холст, масло) нашла покупателя за $1 162 730 весной 2005 года. Двумя годами позже, в 2007-м, холст «Из повседневной жизни русского боярина конца ХVII века» (1868, холст, масло), был продан на Sotheby's в Лондоне за $ 4 217 184. Самая дорогая работа художника, «Игра в жмурки» (холст, масло), ушла с торгов в том же лондонском офисе в ноябре 2018 года за $ 5 459 575.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 476 раз были выведены на аукционные торги, из них живопись — 358 работ, графика — 111 работ, смешанная техника — 4 работы, тиражная продукция — 2 работы, скульптура — 1 работа. Средняя стоимость проданных работ — $151,6 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $48,37 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 319 к 157 (67 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
1989–2005 | 182 | 152 | 84 | 30 |
2006–2014 | 209 | 144 | 69 | 65 |
2015–2020 | 85 | 23 | 27 | 62 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
Великобритания | 212 | 137 | 65 | 75 |
США | 61 | 42 | 69 | 19 |
Франция | 39 | 26 | 67 | 13 |
Германия | 38 | 22 | 58 | 16 |
Швеция | 37 | 27 | 73 | 10 |
РФ | 28 | 24 | 86 | 4 |
Финляндия | 22 | 20 | 91 | 2 |
Монако | 8 | 4 | 50 | 4 |
Дания | 7 | 5 | 71 | 2 |
Швейцария | 7 | 3 | 43 | 4 |
Австрия | 5 | 2 | 40 | 3 |
Украина | 5 | 4 | 80 | 1 |
Италия | 2 | 0 | 0 | 2 |
Армения | 1 | 0 | 0 | 1 |
Бельгия | 1 | 1 | 100 | 0 |
Израиль | 1 | 1 | 100 | 0 |
Испания | 1 | 1 | 100 | 0 |
Чехия | 1 | 0 | 0 | 1 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п | Название | Покупка | Продажа | Срок владения, лет | Аукционный дом, город | Прибыль, $ тыс. | CAGR, % | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Цена, $ тыс. | Год | Цена, $ тыс. | ||||||
1 | Garden In Bloom | 2015 | 167,51 | 2015 | 59,63 | 1 | Auctionata, Берлин | –107,87 | –64,4 |
2 | Счастливая Аркадия | 2007 | 3400,00 | 2014 | 1130,50 | 7 | Auktionsverk, Стокгольм | –2 269,50 | –9,5 |
3 | Молодая женщина в красном берете | 2007 | 249,40 | 2012 | 181,54 | 5 | Hampel, Мюнхен | –67,86 | –5,4 |
4 | Маленькая девочка нюхает мальву и тысячелистник | 2011 | 122,83 | 2015 | 115,68 | 4 | MacDougall's, Лондон | –7,15 | –1,5 |
5 | School in Cairo | 2005 | 343,29 | 2010 | 338,13 | 5 | Sotheby's, Лондон | –5,16 | –0,3 |
6 | School in Cairo | 2010 | 338,13 | 2013 | 442,75 | 3 | Sotheby's, Лондон | 104,62 | 10,3 |
7 | Цыганка | 1995 | 9,00 | 2017 | 38,73 | 22 | Sotheby's, Лондон | 29,73 | 15,0 |
8 | Разгрузка лодок. Босфор | 2001 | 8,81 | 2008 | 23,01 | 7 | Christie's, Лондон | 14,20 | 23,0 |
9 | Мушкетер | 2005 | 2,26 | 2011 | 5,97 | 6 | MacDougall's, Лондон | 3,71 | 27,3 |
10 | Study of a Boy Resting on a Bench | 2015 | 4,16 | 2016 | 5,49 | 1 | Leclere — Maison de Ventes, Париж | 1,33 | 31,9 |
11 | Фонтан | 2011 | 6,20 | 2012 | 9,10 | 1 | Совком, Москва | 2,90 | 46,8 |
12 | Русская красавица | 2001 | 162,00 | 2004 | 422,06 | 3 | Sotheby's, Лондон | 260,06 | 53,5 |
13 | Портрет детей художника, Константина и Ольги | 2001 | 3,22 | 2004 | 9,28 | 3 | Sotheby's, Лондон | 6,06 | 62,7 |
14 | Богиня вод на колеснице-раковине | 1998 | 27,61 | 2000 | 62,48 | 2 | Sotheby's, Лондон | 34,87 | 63,1 |
15 | Русская красавица в летнем венке | 1995 | 18,01 | 2003 | 117,82 | 8 | Sotheby's, Лондон | 99,82 | 69,3 |
16 | Боярин и боярыня. Эскиз к картине «Воззвание Минина» | 2000 | 7,20 | 2003 | 24,00 | 3 | Sotheby's, Нью-Йорк | 16,80 | 77,8 |
17 | Боярин с кубком | 1993 | 48,01 | 2006 | 538,62 | 13 | Sotheby's, Лондон | 490,61 | 78,6 |
18 | Девочка в костюме боярыни | 1993 | 27,01 | 1998 | 140,04 | 5 | Sotheby's, Лондон | 113,03 | 83,7 |
19 | Портрет араба | 2002 | 13,19 | 2006 | 62,84 | 4 | Sotheby's, Лондон | 49,65 | 94,1 |
20 | Дама в трауре | 2004 | 17,42 | 2004 | 36,76 | 1 | ArtCurial, Париж | 19,34 | 111,0 |
21 | Русская красавица | 1992 | 8,00 | 1995 | 44,01 | 3 | Sotheby's, Лондон | 36,01 | 150,0 |
22 | У источника | 2001 | 4,51 | 2002 | 16,77 | 1 | Bukowskis Auctions, Хельсинки | 12,27 | 272,2 |
Работы Константина Маковского имеют 22 повторные продажи со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) 54,1 %. При этом 17 продаж принесли владельцам валовую прибыль, и всего пять — очевидный убыток. Средний эстимейт всех проданных работ художника был превышен на 173 % — другими словами, продавцы в среднем получили сумму на 73 % больше первоначальной оценки аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 53 % продаж.
Обратим внимание, что все пять работ с отрицательным значением CAGR были до того приобретены за суммы свыше $100 тыс. Тогда как среди 17 успешно проданных работ — дороже $100 тыс. ранее были куплены всего две, а средняя стоимость покупки остальных составляла $14 тыс. Другими словами, одним из критериев успешной повторной продажи Константина Маковского является сравнительно недорогая покупка (это касается как живописи, так и графики художника). Другой критерий — временной период: 11 работ, показавшие лучший среднегодовой рост стоимости, были проданы еще до 2006 года, т.е. до начала бума на русское искусство, сменившегося, как мы знаем, ухудшением экономической ситуации и ценовой рецессией.
Тем не менее самая дорогая работа художника продана в 2018 году, пятая и шестая по стоимости работы — в 2014-м и 2017-м соответственно. Да и сам топ-10 продаж не имеет работ, проданных дешевле $1 млн (в отличие от многих других русских художников того же периода и круга). Это говорит о том, что рынок Константина Маковского довольно хорошо сбалансирован, а интерес к художнику зависит скорее не от спекулятивных дилерских игр (которых, судя по цифрам, работы Маковского в период 2006–2008 успешно избежали), а от общего интереса рынка к направлению реализма в русском искусстве. Росту цен на работы самого художника будет способствовать персональная ретроспектива в одном из ведущих российских музеев, слухи о проведении которой в академической среде ходят последние пару лет.
На текущем, 354-м AI Aукционе представлен «Портрет Жана Луи Лассаля» (1886).
Источники: Сергей Маковский. Портреты современников. Нью-Йорк: Издательство имени Чехова, 1955; culture.ru
1 Сергей Маковский. Портреты современников. Нью-Йорк: Издательство имени Чехова, 1955. С. 29.
2 Там же.
3 Там же. С. 54.
4 Там же. С. 18–19.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20201102_makovsky_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20201102_makovsky_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.