Художник недели: Константин Маковский
ARTinvestment.RU   02 ноября 2020

История, ценовые и маркетинговые показатели Константина Егоровича Маковского, любимого живописца Александра II и прославленного портретиста

Годы жизни: 1839–1915

Направление: академизм

Вид искусства: живопись, графика

Жизнь и творчество

Семья, в которой родился Константин Егорович Маковский, была своего рода «художественно-музыкальным средоточием»1 Москвы. Отец будущего живописца, Егор Иванович Маковский, коллекционировал живопись, был членом Московского художественного общества и одним из основателей МУЖВЗ. Мать, певица Любовь Корниловна Молленгауэр, преподавала в Московской консерватории. В дом Маковских были вхожи самые известные художники того времени.

Сын Константина Егоровича, поэт, художественный критик и издатель Сергей Константинович Маковский вспоминал: «Кого только из тогдашних знаменитостей ни называла мне Любовь Корниловна; в ее списке были и Островский, и Самойлов, и Каратыгин, и братья Брюлловы, и Щедрин, и Тропинин, и сколько еще живописцев, прославленных и полузабытых теперь, о ком свидетельствуют лишь стены музеев. Многие из них бывали в доме постоянно, водясь с дедом, отзывчивым на всё “прекрасное”. Егор Иванович был энтузиастом искусства, ходил на толкучку в поисках редких гравюр, копировал “маленьких голландцев” и делал всё для того, чтобы дети стали художниками»2.

В 1851 году Константин Егорович начал обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были М. И. Скотти и С. К. Зарянко. Через них складывавшаяся манера Маковского испытала сильное влияние живописи Брюллова. Вобрав все лучшее, что можно было взять от академизма, художник стал одним из первых учеников. Окончив училище, в 1858 году Маковский поступил в натурный класс Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Здесь Маковский встретился с новым поколением живописцев, определившим переворот не только в русской живописи всей последующей эпохи, но и в системе образования, — будущими передвижниками. В 1863 году он участвовал в так называемом «бунте четырнадцати», отказавшись писать работу для конкурса на большую золотую медаль по заранее заданной преподавателями теме. Покинув Академию вместе с остальными тринадцатью «бунтовщиками», Маковский вступил в организованную И. Н. Крамским Санкт-Петербургскую артель художников и поставил перед собой новую задачу — достоверную передачу городского быта и его персонажей.

В 1869 году за картину «Народное гуляние во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» художник получил звание профессора Академии художеств, более того, холст приобрел Александр II для русского отдела Эрмитажа. А через год, в 1870-м, Маковский выступил одним из основателей Товарищества передвижных художественных выставок и разработал его устав. Творчество живописца пришлось к месту в художественной жизни по обе стороны баррикад: его произведения регулярно присутствовали как на экспозициях передвижников, так и на выставках академистов.

Несмотря на формальную связь с передвижниками, Маковского никак нельзя причислить к сформированной ими линии в русском искусстве. Ее этическая сторона, идея передачи тягот окружающей жизни слишком расходилась с характером художника, жизнелюбивым и ориентированным в первую очередь на эстетические качества предмета живописи. Внимание, с которым Маковский относился к тенденциям в искусстве своего времени: академической традиции, обращению художников Товарищества к русской истории, находкам импрессионистов, служило в его творчестве одной цели — запечатлеть красоту окружающего мира, красоту в своем понимании, исполненную изящества и декоративности.

Еще в 1866 году живописец женился на Елене Тимофеевне Бурковой, артистке драматической труппы Императорских театров в Санкт-Петербурге. Пару сближали общие интересы в музыке (кстати, С. К. Маковский вспоминал, что его отец обладал прекрасным бархатистым баритоном и пел как заправский артист). С семьей были дружны музыканты знаменитой «Могучей кучки». Брак продлился недолго из-за хрупкого здоровья Елены Тимофеевны: в 1873 году художник овдовел.

Со второй женой, Юлией Павловной Летковой, приехавшей из Москвы в Петербург поступать в консерваторию, художник познакомился на балу в Морском корпусе. Увидев юную светскую красавицу во время ее второго выхода в свет, Маковский сразу влюбился и вскоре, в 1875 году, женился во второй раз. В браке появились на свет трое детей, в том числе С. К. Маковский и художница Е. К. Лукш-Маковская.

В 1870-х живописец много путешествовал по России и за границей: побывал в странах Европы, совершил поездку на Ближний Восток. Вдохновившись Египтом, художник написал ряд масштабных исторических полотен. Два из них произвели огромное впечатление на императора Александра II: картина «Болгарские мученицы» растрогала его до слез, а «Перенесение священного ковра в Каире» он купил за 10 тысяч рублей. В 1879 году картину Маковского «Русалки» представили на 7-й Передвижной выставке. Она стала третьей картиной художника, приобретенной Александром II для Эрмитажа.

Маковский написал целый ряд портретов императора, первый из которых датируется еще 1862 годом. Тот выказывал большое расположение к художнику и даже называл его в личных беседах «мой живописец»3. Со следующим царем, Николаем I, у художника отношения не сложились. Тем не менее за Маковским закрепился статус придворного живописца. Его большое живописное мастерство, умение создать узнаваемый и при этом неизменно привлекательный образ высоко ценились в обществе, и ему заказывали портреты влиятельнейшие персоны того времени.

Блестящая классическая выучка позволяла Маковскому писать с натуры быстро и легко, широкой и размашистой кистью, всецело отдаваясь порыву вдохновения. «Много портретов написано отцом alla prima: именно эти-то пожалуй — самые удачные, так же как этюды природы под открытым небом в один присест. С заказчиками бывали такие случаи: после первого же сеанса портрет готов, остается только подписать и, когда высохнет, покрыть лаком (писать еще — только портить). Но заказчик, не искушенный в живописи, протестует: слыхано ли такие деньги платить за какие-то два-три часа работы? Приходилось хитрить: Вы меня не поняли, мне понадобится еще с месяц, чтобы закончить от себя... И через месяц к общему удовлетворению портрет отсылался заказчику в первоначальном виде»4.

С середины 1890-х художник все чаще подолгу жил в Париже, а с 1893 года имел там постоянную студию. На проходящей в городе Всемирной выставке 1889 года он получил Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара». На этом же мероприятии художник познакомился с Марией Матавтиной, впоследствии ставшей его третьей женой. Их брак с Летковой распался, в 1898 году он получил развод.

В 1880-х и 1890-х Маковский несколько раз бывал в США, где его работы успешно продавались.

В начале 1900-х Маковский вернулся в Россию и продолжал активно участвовать в выставках. Хотя в то время живописцы его поколения были вынуждены уступить дорогу новым художественным течениям и нередко подвергались критике, художник все равно оставался востребованным портретистом. Достигло пика его увлечение русской историей: в 1915 году Маковский стал одним из учредителей Общества возрождения художественной Руси. 30 сентября 1915 года Маковский умер от последствий дорожной аварии: в его экипаж врезался трамвай. Художник получил травму головы и перенес операцию, но его сердце не выдержало.

Работы художника начали пользоваться большим успехом еще в первые годы его карьеры и до сих пор не теряют своей популярности среди ценителей русского искусства как в России, так и за границей. Знаковые групповые выставки с участием работ Маковского прошли в Государственном Русском музее (2008) и Государственной Третьяковской галерее (2018), последняя персональная ретроспектива прошла в Серпуховском историко-художественном музее в 2019 году. Произведения художника находятся в собраниях Государственного Русского музея. Государственной Третьяковской галереи, Художественных музеев Джослин и Сан-Франциско (США), художественного музея Понсе (Пуэрто-Рико) и др. Основная галерея, представляющая творчество художника за рубежом, — ABA Gallery в Нью-Йорке.

Финансовые показатели

В тройку самых дорогих работ Константина Маковского входит живопись, проданная Sotheby's за пределами России. Третий по стоимости результат показал нью-йоркский филиал аукционного дома — картина «Суд Париса» (1889, холст, масло) нашла покупателя за $1 162 730 весной 2005 года. Двумя годами позже, в 2007-м, холст «Из повседневной жизни русского боярина конца ХVII века» (1868, холст, масло), был продан на Sotheby's в Лондоне за $ 4 217 184. Самая дорогая работа художника, «Игра в жмурки» (холст, масло), ушла с торгов в том же лондонском офисе в ноябре 2018 года за $ 5 459 575.

Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 476 раз были выведены на аукционные торги, из них живопись — 358 работ, графика — 111 работ, смешанная техника — 4 работы, тиражная продукция — 2 работы, скульптура — 1 работа. Средняя стоимость проданных работ — $151,6 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $48,37 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 319 к 157 (67 % всех торгов завершились продажей).

Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов

Период продаж, гг.

Выставлено лотов, шт.

Результаты по лотам

Продано,

Не продано, шт.

шт.

%

1989–2005

182

152

84

30

2006–2014

209

144

69

65

2015–2020

85

23

27

62

Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов

Страна проведения аукционов

Выставлено лотов, шт.

Результаты по лотам

Продано,

Не продано, шт.

шт.

%

Великобритания

212

137

65

75

США

61

42

69

19

Франция

39

26

67

13

Германия

38

22

58

16

Швеция

37

27

73

10

РФ

28

24

86

4

Финляндия

22

20

91

2

Монако

8

4

50

4

Дания

7

5

71

2

Швейцария

7

3

43

4

Австрия

5

2

40

3

Украина

5

4

80

1

Италия

2

0

0

2

Армения

1

0

0

1

Бельгия

1

1

100

0

Израиль

1

1

100

0

Испания

1

1

100

0

Чехия

1

0

0

1

Таблица 3. Повторные продажи

№ п/п

Название

Покупка

Продажа

Срок владения, лет

Аукционный дом, город

Прибыль, $ тыс.

CAGR, %

Год

Цена, $ тыс.

Год

Цена, $ тыс.

1

Garden In Bloom

2015

167,51

2015

59,63

1

Auctionata, Берлин

–107,87

–64,4

2

Счастливая Аркадия

2007

3400,00

2014

1130,50

7

Auktionsverk, Стокгольм

–2 269,50

–9,5

3

Молодая женщина в красном берете

2007

249,40

2012

181,54

5

Hampel, Мюнхен

–67,86

–5,4

4

Маленькая девочка нюхает мальву и тысячелистник

2011

122,83

2015

115,68

4

MacDougall's, Лондон

–7,15

–1,5

5

School in Cairo

2005

343,29

2010

338,13

5

Sotheby's, Лондон

–5,16

–0,3

6

School in Cairo

2010

338,13

2013

442,75

3

Sotheby's, Лондон

104,62

10,3

7

Цыганка

1995

9,00

2017

38,73

22

Sotheby's, Лондон

29,73

15,0

8

Разгрузка лодок. Босфор

2001

8,81

2008

23,01

7

Christie's, Лондон

14,20

23,0

9

Мушкетер

2005

2,26

2011

5,97

6

MacDougall's, Лондон

3,71

27,3

10

Study of a Boy Resting on a Bench

2015

4,16

2016

5,49

1

Leclere — Maison de Ventes, Париж

1,33

31,9

11

Фонтан

2011

6,20

2012

9,10

1

Совком, Москва

2,90

46,8

12

Русская красавица

2001

162,00

2004

422,06

3

Sotheby's, Лондон

260,06

53,5

13

Портрет детей художника, Константина и Ольги

2001

3,22

2004

9,28

3

Sotheby's, Лондон

6,06

62,7

14

Богиня вод на колеснице-раковине

1998

27,61

2000

62,48

2

Sotheby's, Лондон

34,87

63,1

15

Русская красавица в летнем венке

1995

18,01

2003

117,82

8

Sotheby's, Лондон

99,82

69,3

16

Боярин и боярыня. Эскиз к картине «Воззвание Минина»

2000

7,20

2003

24,00

3

Sotheby's, Нью-Йорк

16,80

77,8

17

Боярин с кубком

1993

48,01

2006

538,62

13

Sotheby's, Лондон

490,61

78,6

18

Девочка в костюме боярыни

1993

27,01

1998

140,04

5

Sotheby's, Лондон

113,03

83,7

19

Портрет араба

2002

13,19

2006

62,84

4

Sotheby's, Лондон

49,65

94,1

20

Дама в трауре

2004

17,42

2004

36,76

1

ArtCurial, Париж

19,34

111,0

21

Русская красавица

1992

8,00

1995

44,01

3

Sotheby's, Лондон

36,01

150,0

22

У источника

2001

4,51

2002

16,77

1

Bukowskis Auctions, Хельсинки

12,27

272,2

Работы Константина Маковского имеют 22 повторные продажи со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) 54,1 %. При этом 17 продаж принесли владельцам валовую прибыль, и всего пять — очевидный убыток. Средний эстимейт всех проданных работ художника был превышен на 173 % — другими словами, продавцы в среднем получили сумму на 73 % больше первоначальной оценки аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 53 % продаж.

Обратим внимание, что все пять работ с отрицательным значением CAGR были до того приобретены за суммы свыше $100 тыс. Тогда как среди 17 успешно проданных работ — дороже $100 тыс. ранее были куплены всего две, а средняя стоимость покупки остальных составляла $14 тыс. Другими словами, одним из критериев успешной повторной продажи Константина Маковского является сравнительно недорогая покупка (это касается как живописи, так и графики художника). Другой критерий — временной период: 11 работ, показавшие лучший среднегодовой рост стоимости, были проданы еще до 2006 года, т.е. до начала бума на русское искусство, сменившегося, как мы знаем, ухудшением экономической ситуации и ценовой рецессией.

Тем не менее самая дорогая работа художника продана в 2018 году, пятая и шестая по стоимости работы — в 2014-м и 2017-м соответственно. Да и сам топ-10 продаж не имеет работ, проданных дешевле $1 млн (в отличие от многих других русских художников того же периода и круга). Это говорит о том, что рынок Константина Маковского довольно хорошо сбалансирован, а интерес к художнику зависит скорее не от спекулятивных дилерских игр (которых, судя по цифрам, работы Маковского в период 2006–2008 успешно избежали), а от общего интереса рынка к направлению реализма в русском искусстве. Росту цен на работы самого художника будет способствовать персональная ретроспектива в одном из ведущих российских музеев, слухи о проведении которой в академической среде ходят последние пару лет.

На текущем, 354-м AI Aукционе представлен «Портрет Жана Луи Лассаля» (1886).

Источники: Сергей Маковский. Портреты современников. Нью-Йорк: Издательство имени Чехова, 1955; culture.ru

1 Сергей Маковский. Портреты современников. Нью-Йорк: Издательство имени Чехова, 1955. С. 29.

2 Там же.

3 Там же. С. 54.

4 Там же. С. 18–19.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20201102_makovsky_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20201102_makovsky_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх