- Арт-новости
- Ю.Клевер (отец) "Лес"
- Оценка картин
- В.Янтарев, Старый Иркутск, 1989 год
- Картина Уга Скульме
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю
Общество поощрения художников
1820–1930, Санкт-Петербург — Петроград — Ленинград
В 1820–1882 — Общество поощрения художников; в 1882–1917 — Императорское общество поощрения художеств; в 1917–1929 — Всероссийское общество поощрения художеств
Действительные члены: А. Х. Бенкендорф, А. Г. Варнек, М. Ю. Виельгорский, С. Ю. Витте, М. С. Воронцов, Г. Г. Гагарин, Г. О. Гинцбург, А. Ф. и В. П. Голицыны, П. П. Гнедич, Р. Р. Голике, В. А. Жуковский, П. Н. Игнатьев, Н. П. Кондаков, В. П. Кочубей, Н. В. Кукольник, Б. А. Куракин, А. Г. Кушелев-Безбородко, В. П. Лангер, Н. С. Мордвинов, Е. И. Мюссар, А. Ф. Орлов, И. Ф. Паскевич-Эриванский, Д. А. Ровинский, В. В. Стасов, Ф. П. Толстой, П. М. Третьяков, С. С. Уваров, А. Л. Штиглиц и другие.
Члены-соучастники: И. К. Айвазовский, С. Ф. Александровский, А. К. Беггров, Альб. Н. Бенуа, Н. Л. Бенуа, А. А. Бенуа-Конский, А. А. Бильдерлинг, Ф. Г. Бернштам, А. П. Боголюбов, А. А. Борисов, А. К. Бруни, Н. Н. Бунин, А. П. Брюллов, Б. П. Виллевальде, М. Я. Виллие, Э. С. Вилье де Лиль-Адан, Е. К. Врангель, А. Ф. Гауш, Н. Н. Ге, А. И. Гоген, А. Г. Горавский, Д. И. Гримм, М. А. Зичи, Ф. И. Иордан, Ц. А. Кавос, Н. Н. Каразин, П. К. Клодт, А. И. Куинджи, П. П. Куриар, Л. Ф. Лагорио, Э. К. Липгарт, М. О. Микешин, Л. О. Премацци, А. И. Резанов, Р. Г. Судковский, Г. Г. Чернецов, Н. Г. Чернецов, А. И. Штакеншнейдер и другие.
Старейшая и крупнейшая в России общественная благотворительная художественная организация; возникла по инициативе меценатов сенатора князя И. А. Гагарина, статс-секретаря П. И. Кикина, Ф. Ф. Шуберта, а также художников-любителей А. И. Дмитриева-Мамонова, Л. И. Киля. 30 ноября 1821 они подписали «Основные правила для руководства к деятельности общества». Первый устав был утвержден Николаем I в 1833; целями Общества были объявлены: «а) Содействовать успехам изящных искусств в России; б) Ободрять и поощрять дарование русских художников».
В 1821 в Обществе состояло десять членов, с конца 1820-х — более семидесяти, в 1830–70-х число действительных членов колебалось от восьмидесяти до девяноста человек. Членами становились преимущественно меценаты из числа высокопоставленных государственных чиновников и представители аристократии: председатель Государственного совета князь В. П. Кочубей, наместник Царства Польского князь И. Ф. Паскевич-Эриванский, генерал-губернатор Санкт-Петербурга П. Н. Игнатьев, наместник Кавказа князь М. С. Воронцов, министр народного просвещения граф С. С. Уваров, шефы жандармов граф А. Х. Бенкендорф и князь А. Ф. Орлов, президент Вольного экономического общества граф Н. С. Мордвинов, а также ряд художников, литераторов, музыкальных деятелей.
С первых лет существования Общество находилось под покровительством императора, принимало от Двора ежегодные денежные субсидии и единовременные целевые пособия. В 1827 получило право «непосредственно представляемыми записками» доводить до императора сведения о произведениях искусства, достойных поощрения, и отличившихся художниках. С 1840 председателями Комитета ОПХ состояли члены императорской фамилии: герцог М. Лейхтенбергский (1840–1851), великая княгиня Мария Николаевна (1851–1875), принцесса Е. М. Ольденбургская (1878–1914), великий князь Пётр Николаевич (1915–1917). Текущей работой руководили секретари Комитета. Эту должность занимали: Ф. Ф. Шуберт (1820–1833), В. И. Григорович (1833–1842), Н. И. Мусин-Пушкин (1853–1856), Ф. Ф. Львов (1856–1864), Д. В. Григорович (1864–1884), Н. П. Собко (1884–1900), Н. К. Рерих (1901–1906), В. И. Зарубин (1906–1917).
Первоначально заседания Общества проходили в домах его членов, с 1831 — в особняке графа Н. П. Румянцева на Английской набережной, статс-секретариате Царства Польского на Екатерингофском проспекте. В 1870 ОПХ получило от казны бывший обер-полицмейстерский дом на Большой Морской улице.
Деятельность ОПХ носила чрезвычайно обширный характер и затрагивала практически все сферы художественной жизни. В первые годы существования значительная роль отводилась выпуску литографированных изданий, а также репродукций русских и западноевропейских мастеров: на это тратилась треть годового бюджета Общества (6 500 рублей). По заказам ОПХ работали такие художники, как К. П. Беггров, А. П. Брюллов, К. П. Брюллов, М. Н. Воробьев, С. Ф. Галактионов, К. Ф. Сабат, А. В. Тыранов, Г. Г. Чернецов, Н. Г. Чернецов, С. П. Шифляр, И. С. Щедровский. Были выпущены издания: «Проекты образцовых церквей с шаблонами, деталями и наставлениями», «Костюмы Грузии с натуры» (оба — 1821), «Виды Санкт-Петербурга и окрестностей» (1821–1826), «Портреты знаменитых россиян» (1822), «Изображения знаменитых происшествий и деяний из отечественной истории в гравюрах, литографиях и металлографиях» (1824) и другие.
Под эгидой ОПХ был издан ряд пособий и монографий для начинающих художников: «Искусство смотреть на художества» Милицци (1827), «Анатомия для живописцев и скульпторов» Медико (1828), «Курс рисования» А. П. Сапожникова (1834), «Руководство к познанию изящных искусств» (1824).
Выпускались периодические издания «Журнал изящных искусств» (1823–1825; под редакцией В. И. Григоровича), «Художественная газета» (1836–1841; под редакцией Н. В. Кукольника, затем — А. Н. Струговщикова), «Искусство и художественная промышленность» (1898–1901; под редакцией Н. П. Собко), «Художественные сокровища России» (1901–1908; под редакцией А. Н. Бенуа, с 1903 — А. В. Прахова).
Значительные средства Общества в первые десятилетия направлялись на материальную поддержку и поощрение молодых художников. Пособия ОПХ получали ученики ИАХ А. А. Агин, В. В. Верещагин, В. П. Верещагин, А. Г. Горавский, Ф. С. Журавлёв, М. К. Клодт, М. П. Клодт, П. К. Клодт, И. Н. Крамской, В. П. Крейтан, Л. Ф. Лагорио, К. Ф. Лемох, К. Е. Маковский, Л. И. Соломаткин, А. В. Тыранов, К. Д. Флавицкий, П. П. Чистяков, Т. Г. Шевченко, И. С. Щедровский и другие. Пенсионерами ОПХ за границей были А. П. Брюллов, К. П. Брюллов, А. А. Иванов, К. А. Трутовский, Г. Г. Чернецов, Н. Г. Чернецов. За первые 35 лет разного рода покровительство оказывалось 1290 художникам, при этом на благотворительные нужды было израсходовано более 220 тысяч рублей. В 1860-е были организованы открытые ежегодные конкурсы по живописи и прикладным искусствам, по результатам которых присуждались именные денежные премии: им. В. П. Боткина (по жанровой живописи), С. Г. Строганова (за пейзаж), П. С. Строганова (за лепку), В. Г. Гаевского (за исторический жанр), принцессы Е. М. Ольденбургской (за гравюру на дереве), И. П. Балашова (за декоративную живопись), В. Л. Нарышкина (за резьбу по дереву). В числе первых лауреатов премий были В. Г. Перов, М. П. Клодт, Л. Л. Каменев (все — 1865), И. И. Шишкин, В. М. Максимов (1866), М. К. Клодт, А. И. Мещерский (1867), Ф. А. Васильев, А. И. Корзухин, А. К. Саврасов (1868), И. Е. Репин, В. Е. Маковский (1872).
В 1826 Общество организовало постоянную выставку-продажу художественных произведений. С 1837 регулярно проводило художественные лотереи среди своих членов и устраивало аукционы.
В 1857 был утвержден новый устав ОПХ, в соответствии с которым вводился статус «члена-соучастника» без права решающего голоса и с относительно небольшим членским взносом: 10 рублей в год, вместо 200 рублей для действительных членов. Это позволило расширить и демократизировать состав Общества. В 1858 в ОПХ записалось 189 членов-соучастников, к началу 1880-х их число превысило 600. Количество действительных членов к последней трети XIX столетия увеличилось незначительно и не превышало 140 человек. В качестве членов-соучастников в ОПХ вошли многие художники и архитекторы.
С 1857 в ведении ОПХ находилась Рисовальная школа, которую ранее предполагалось закрыть из-за сокращения государственных расходов. Директорами школы были Ф. Ф. Львов (1860–1864), М. В. Дьяконов (1864–1881), Е. А. Сабанеев (1881–1905), Н. К. Рерих (с 1906). В 1889 были открыты пригородные отделения школы (по Шлиссельбургскому и Нарвскому трактатам), рассчитанные на малоимущих детей. В 1888 ОПХ ввело для выпускников школы командировки по России, с 1901 — заграничные командировки (ежегодно для двух выпускников).
В начале ХХ столетия при школе были организованы мастерские: рукодельная ткацкая (1908), иконописная (1909), керамики и живописи по фарфору (1910), чеканки (1913). В преподавательский состав в разные годы входили Р. Р. Бах, И. Я. Билибин, Ф. Ф. Бухгольц, В. В. Матэ, К. К. Вроблевский, А. И. Корзухин, И. Н. Крамской, В. П. Крейтан, Э. К. Липгарт, А. А. Писемский, А. А. Рылов, Н. С. Самокиш, А. И. Творожников, А. Р. Эберлинг и другие.
В 1870 здание на Большой Морской улице перешло в собственность Общества, и по инициативе секретаря ОПХ Д. В. Григоровича в нем был организован Художественно-промышленный музей, основу которого составила коллекция предметов прикладного искусства, поднесенная В. Л. Нарышкиным Александру II и пожалованная императором Обществу. К этой коллекции были присоединены изделия Императорского фарфорового завода, пожертвованные императрицей Марией Александровной и собственные приобретения Общества. Директорами музея были Д. В. Григорович (1870–1899), М. П. Боткин (1899–1914), П. П. Гнедич (1914–1917), С. П. Яремич (с 1917).
ОПХ предоставляло также свои залы для выставок ТПХВ, Первого дамского художественного кружка, Общества русских акварелистов, Санкт-Петербургского общества художников.
В 1882 был принят новый устав Общества. К целям, указанным в первой редакции устава, прибавлялось: «распространять художественное образование среди ремесленников и вообще способствовать развитию вкуса к изящному во всех слоях общества». Устав определял статус и взаимоотношения всех составляющих частей ОПХ: школы с мастерскими, музея с библиотекой и постоянной выставкой. Капитал ОПХ в 1900 составлял более 200 тысяч рублей.
В марте 1917 состоялось экстренное собрание ОПХ, на котором было изменено название («Всероссийское общество поощрения художеств»), а также избран новый Комитет во главе с вице-председателем Л. Ф. Лагорио (в ноябре 1918 председателем стал П. П. Гнедич, в октябре 1919 — П. И. Нерадовский, в начале 1928 — Н. А. Сергеев). В состав Комитета вошли В. Я. Адарюков, Альб. Н. Бенуа, В. В. Воинов, М. В. Доброклонский, Д. И. Митрохин, Ф. Ф. Нотгафт, И. А. Орбели, Б. К. Рерих, Н. К. Рерих, С. Н. Тройницкий, В. А. Щавинский, С. Р. Эрнст, С. П. Яремич. В декабре 1919 утвержден новый устав, в котором по-новому формулировалась цель ОПХ: «содействовать процветанию художественного творчества в России, что достигается устройством художественных выставок — постоянной и периодической, лекций, приобретений выдающихся художественных произведений на предмет помещения их в музеи; конкурсов, аукционов и издательской деятельности».
В апреле 1918 по распоряжению Совнаркома капитал ОПХ был аннулирован. Рисовальная школа передана в ведение ИЗО Наркомпроса. Лишившись процентов с капитала, Общество нашло источник дохода в организации аукционов и постоянной выставки предметов искусства и старины. Предметы особой ценности приобретались Комитетом в собственность ОПХ для безвозмездной передачи в государственные музеи. Только в 1917–1918 состоялось в общей сложности 46 аукционов, что позволило выявить многие раритеты и спасти их от вывоза за границу.
С 1924 Общество находилось в ведении Российской академии истории материальной культуры. В январе 1924 был принят последний устав ОПХ. В том же году национализирован и передан в фонд Академии музей (в 1929 его собрание распределено по государственным музеям). В апреле 1926 национализировано здание Общества. 17 сентября 1929 была сформирована ликвидационная комиссия. 18 февраля 1930 Общество было упразднено как «несоответствующее духу времени».
- 26.04.2024 Экономическая модель Центра Помпиду оказалась неустойчивой Это следует из результатов аудита, проведенного Счетной палатой Франции
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 26.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 527 Общая выручка составила 17,9 млн рублей
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 15.04.2024 Открыты 526-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 6 листов оригинальной и один — печатной графики, две работы в смешанной технике, одна скульптура и одна икона
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 26.04.2024 В Русском музее открылась выставка работ Ивана Вишнякова Многие из работ выдающегося мастера XVIII века зрители увидят впервые
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Арт-новости
- Ю.Клевер (отец) "Лес"
- Оценка картин
- В.Янтарев, Старый Иркутск, 1989 год
- Картина Уга Скульме
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю