Аукцион Artinvestment объявляет прием работ на свои регулярные еженедельные торги.

Общество поощрения художников

1820–1930, Санкт-Петербург — Петроград — Ленинград

В 1820–1882 — Общество поощрения художников; в 1882–1917 — Императорское общество поощрения художеств; в 1917–1929 — Всероссийское общество поощрения художеств

Действительные члены: А. Х. Бенкендорф, А. Г. Варнек, М. Ю. Виельгорский, С. Ю. Витте, М. С. Воронцов, Г. Г. Гагарин, Г. О. Гинцбург, А. Ф. и В. П. Голицыны, П. П. Гнедич, Р. Р. Голике, В. А. Жуковский, П. Н. Игнатьев, Н. П. Кондаков, В. П. Кочубей, Н. В. Кукольник, Б. А. Куракин, А. Г. Кушелев-Безбородко, В. П. Лангер, Н. С. Мордвинов, Е. И. Мюссар, А. Ф. Орлов, И. Ф. Паскевич-Эриванский, Д. А. Ровинский, В. В. Стасов, Ф. П. Толстой, П. М. Третьяков, С. С. Уваров, А. Л. Штиглиц и другие.

Члены-соучастники: И. К. Айвазовский, С. Ф. Александровский, А. К. Беггров, Альб. Н. Бенуа, Н. Л. Бенуа, А. А. Бенуа-Конский, А. А. Бильдерлинг, Ф. Г. Бернштам, А. П. Боголюбов, А. А. Борисов, А. К. Бруни, Н. Н. Бунин, А. П. Брюллов, Б. П. Виллевальде, М. Я. Виллие, Э. С. Вилье де Лиль-Адан, Е. К. Врангель, А. Ф. Гауш, Н. Н. Ге, А. И. Гоген, А. Г. Горавский, Д. И. Гримм, М. А. Зичи, Ф. И. Иордан, Ц. А. Кавос, Н. Н. Каразин, П. К. Клодт, А. И. Куинджи, П. П. Куриар, Л. Ф. Лагорио, Э. К. Липгарт, М. О. Микешин, Л. О. Премацци, А. И. Резанов, Р. Г. Судковский, Г. Г. Чернецов, Н. Г. Чернецов, А. И. Штакеншнейдер и другие.

Старейшая и крупнейшая в России общественная благотворительная художественная организация; возникла по инициативе меценатов сенатора князя И. А. Гагарина, статс-секретаря П. И. Кикина, Ф. Ф. Шуберта, а также художников-любителей А. И. Дмитриева-Мамонова, Л. И. Киля. 30 ноября 1821 они подписали «Основные правила для руководства к деятельности общества». Первый устав был утвержден Николаем I в 1833; целями Общества были объявлены: «а) Содействовать успехам изящных искусств в России; б) Ободрять и поощрять дарование русских художников».

В 1821 в Обществе состояло десять членов, с конца 1820-х — более семидесяти, в 1830–70-х число действительных членов колебалось от восьмидесяти до девяноста человек. Членами становились преимущественно меценаты из числа высокопоставленных государственных чиновников и представители аристократии: председатель Государственного совета князь В. П. Кочубей, наместник Царства Польского князь И. Ф. Паскевич-Эриванский, генерал-губернатор Санкт-Петербурга П. Н. Игнатьев, наместник Кавказа князь М. С. Воронцов, министр народного просвещения граф С. С. Уваров, шефы жандармов граф А. Х. Бенкендорф и князь А. Ф. Орлов, президент Вольного экономического общества граф Н. С. Мордвинов, а также ряд художников, литераторов, музыкальных деятелей.

С первых лет существования Общество находилось под покровительством императора, принимало от Двора ежегодные денежные субсидии и единовременные целевые пособия. В 1827 получило право «непосредственно представляемыми записками» доводить до императора сведения о произведениях искусства, достойных поощрения, и отличившихся художниках. С 1840 председателями Комитета ОПХ состояли члены императорской фамилии: герцог М. Лейхтенбергский (1840–1851), великая княгиня Мария Николаевна (1851–1875), принцесса Е. М. Ольденбургская (1878–1914), великий князь Пётр Николаевич (1915–1917). Текущей работой руководили секретари Комитета. Эту должность занимали: Ф. Ф. Шуберт (1820–1833), В. И. Григорович (1833–1842), Н. И. Мусин-Пушкин (1853–1856), Ф. Ф. Львов (1856–1864), Д. В. Григорович (1864–1884), Н. П. Собко (1884–1900), Н. К. Рерих (1901–1906), В. И. Зарубин (1906–1917).

Первоначально заседания Общества проходили в домах его членов, с 1831 — в особняке графа Н. П. Румянцева на Английской набережной, статс-секретариате Царства Польского на Екатерингофском проспекте. В 1870 ОПХ получило от казны бывший обер-полицмейстерский дом на Большой Морской улице.

Деятельность ОПХ носила чрезвычайно обширный характер и затрагивала практически все сферы художественной жизни. В первые годы существования значительная роль отводилась выпуску литографированных изданий, а также репродукций русских и западноевропейских мастеров: на это тратилась треть годового бюджета Общества (6 500 рублей). По заказам ОПХ работали такие художники, как К. П. Беггров, А. П. Брюллов, К. П. Брюллов, М. Н. Воробьев, С. Ф. Галактионов, К. Ф. Сабат, А. В. Тыранов, Г. Г. Чернецов, Н. Г. Чернецов, С. П. Шифляр, И. С. Щедровский. Были выпущены издания: «Проекты образцовых церквей с шаблонами, деталями и наставлениями», «Костюмы Грузии с натуры» (оба — 1821), «Виды Санкт-Петербурга и окрестностей» (1821–1826), «Портреты знаменитых россиян» (1822), «Изображения знаменитых происшествий и деяний из отечественной истории в гравюрах, литографиях и металлографиях» (1824) и другие.

Под эгидой ОПХ был издан ряд пособий и монографий для начинающих художников: «Искусство смотреть на художества» Милицци (1827), «Анатомия для живописцев и скульпторов» Медико (1828), «Курс рисования» А. П. Сапожникова (1834), «Руководство к познанию изящных искусств» (1824).

Выпускались периодические издания «Журнал изящных искусств» (1823–1825; под редакцией В. И. Григоровича), «Художественная газета» (1836–1841; под редакцией Н. В. Кукольника, затем — А. Н. Струговщикова), «Искусство и художественная промышленность» (1898–1901; под редакцией Н. П. Собко), «Художественные сокровища России» (1901–1908; под редакцией А. Н. Бенуа, с 1903 — А. В. Прахова).

Значительные средства Общества в первые десятилетия направлялись на материальную поддержку и поощрение молодых художников. Пособия ОПХ получали ученики ИАХ А. А. Агин, В. В. Верещагин, В. П. Верещагин, А. Г. Горавский, Ф. С. Журавлёв, М. К. Клодт, М. П. Клодт, П. К. Клодт, И. Н. Крамской, В. П. Крейтан, Л. Ф. Лагорио, К. Ф. Лемох, К. Е. Маковский, Л. И. Соломаткин, А. В. Тыранов, К. Д. Флавицкий, П. П. Чистяков, Т. Г. Шевченко, И. С. Щедровский и другие. Пенсионерами ОПХ за границей были А. П. Брюллов, К. П. Брюллов, А. А. Иванов, К. А. Трутовский, Г. Г. Чернецов, Н. Г. Чернецов. За первые 35 лет разного рода покровительство оказывалось 1290 художникам, при этом на благотворительные нужды было израсходовано более 220 тысяч рублей. В 1860-е были организованы открытые ежегодные конкурсы по живописи и прикладным искусствам, по результатам которых присуждались именные денежные премии: им. В. П. Боткина (по жанровой живописи), С. Г. Строганова (за пейзаж), П. С. Строганова (за лепку), В. Г. Гаевского (за исторический жанр), принцессы Е. М. Ольденбургской (за гравюру на дереве), И. П. Балашова (за декоративную живопись), В. Л. Нарышкина (за резьбу по дереву). В числе первых лауреатов премий были В. Г. Перов, М. П. Клодт, Л. Л. Каменев (все — 1865), И. И. Шишкин, В. М. Максимов (1866), М. К. Клодт, А. И. Мещерский (1867), Ф. А. Васильев, А. И. Корзухин, А. К. Саврасов (1868), И. Е. Репин, В. Е. Маковский (1872).

В 1826 Общество организовало постоянную выставку-продажу художественных произведений. С 1837 регулярно проводило художественные лотереи среди своих членов и устраивало аукционы.

В 1857 был утвержден новый устав ОПХ, в соответствии с которым вводился статус «члена-соучастника» без права решающего голоса и с относительно небольшим членским взносом: 10 рублей в год, вместо 200 рублей для действительных членов. Это позволило расширить и демократизировать состав Общества. В 1858 в ОПХ записалось 189 членов-соучастников, к началу 1880-х их число превысило 600. Количество действительных членов к последней трети XIX столетия увеличилось незначительно и не превышало 140 человек. В качестве членов-соучастников в ОПХ вошли многие художники и архитекторы.

С 1857 в ведении ОПХ находилась Рисовальная школа, которую ранее предполагалось закрыть из-за сокращения государственных расходов. Директорами школы были Ф. Ф. Львов (1860–1864), М. В. Дьяконов (1864–1881), Е. А. Сабанеев (1881–1905), Н. К. Рерих (с 1906). В 1889 были открыты пригородные отделения школы (по Шлиссельбургскому и Нарвскому трактатам), рассчитанные на малоимущих детей. В 1888 ОПХ ввело для выпускников школы командировки по России, с 1901 — заграничные командировки (ежегодно для двух выпускников).

В начале ХХ столетия при школе были организованы мастерские: рукодельная ткацкая (1908), иконописная (1909), керамики и живописи по фарфору (1910), чеканки (1913). В преподавательский состав в разные годы входили Р. Р. Бах, И. Я. Билибин, Ф. Ф. Бухгольц, В. В. Матэ, К. К. Вроблевский, А. И. Корзухин, И. Н. Крамской, В. П. Крейтан, Э. К. Липгарт, А. А. Писемский, А. А. Рылов, Н. С. Самокиш, А. И. Творожников, А. Р. Эберлинг и другие.

В 1870 здание на Большой Морской улице перешло в собственность Общества, и по инициативе секретаря ОПХ Д. В. Григоровича в нем был организован Художественно-промышленный музей, основу которого составила коллекция предметов прикладного искусства, поднесенная В. Л. Нарышкиным Александру II и пожалованная императором Обществу. К этой коллекции были присоединены изделия Императорского фарфорового завода, пожертвованные императрицей Марией Александровной и собственные приобретения Общества. Директорами музея были Д. В. Григорович (1870–1899), М. П. Боткин (1899–1914), П. П. Гнедич (1914–1917), С. П. Яремич (с 1917).

ОПХ предоставляло также свои залы для выставок ТПХВ, Первого дамского художественного кружка, Общества русских акварелистов, Санкт-Петербургского общества художников.

В 1882 был принят новый устав Общества. К целям, указанным в первой редакции устава, прибавлялось: «распространять художественное образование среди ремесленников и вообще способствовать развитию вкуса к изящному во всех слоях общества». Устав определял статус и взаимоотношения всех составляющих частей ОПХ: школы с мастерскими, музея с библиотекой и постоянной выставкой. Капитал ОПХ в 1900 составлял более 200 тысяч рублей.

В марте 1917 состоялось экстренное собрание ОПХ, на котором было изменено название («Всероссийское общество поощрения художеств»), а также избран новый Комитет во главе с вице-председателем Л. Ф. Лагорио (в ноябре 1918 председателем стал П. П. Гнедич, в октябре 1919 — П. И. Нерадовский, в начале 1928 — Н. А. Сергеев). В состав Комитета вошли В. Я. Адарюков, Альб. Н. Бенуа, В. В. Воинов, М. В. Доброклонский, Д. И. Митрохин, Ф. Ф. Нотгафт, И. А. Орбели, Б. К. Рерих, Н. К. Рерих, С. Н. Тройницкий, В. А. Щавинский, С. Р. Эрнст, С. П. Яремич. В декабре 1919 утвержден новый устав, в котором по-новому формулировалась цель ОПХ: «содействовать процветанию художественного творчества в России, что достигается устройством художественных выставок — постоянной и периодической, лекций, приобретений выдающихся художественных произведений на предмет помещения их в музеи; конкурсов, аукционов и издательской деятельности».

В апреле 1918 по распоряжению Совнаркома капитал ОПХ был аннулирован. Рисовальная школа передана в ведение ИЗО Наркомпроса. Лишившись процентов с капитала, Общество нашло источник дохода в организации аукционов и постоянной выставки предметов искусства и старины. Предметы особой ценности приобретались Комитетом в собственность ОПХ для безвозмездной передачи в государственные музеи. Только в 1917–1918 состоялось в общей сложности 46 аукционов, что позволило выявить многие раритеты и спасти их от вывоза за границу.

С 1924 Общество находилось в ведении Российской академии истории материальной культуры. В январе 1924 был принят последний устав ОПХ. В том же году национализирован и передан в фонд Академии музей (в 1929 его собрание распределено по государственным музеям). В апреле 1926 национализировано здание Общества. 17 сентября 1929 была сформирована ликвидационная комиссия. 18 февраля 1930 Общество было упразднено как «несоответствующее духу времени».

Дмитриев-Мамонов, Александр Иванович1787 (по другим источникам, 1786, 1788, 1790) -1836
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх