1842–1910
Живописец, график.
Родился в бедной семье ремесленника-сапожника, выходца из Греции. Первоначальное художественное образование получил в мастерской И. К. Айвазовского в Феодосии, где занимался под руководством помощника Айвазовского А. И. Фесслера. В конце 1850-х — начале 1860-х работал ретушером в фотографических мастерских Мариуполя, Одессы и Петербурга. В 1868, по-видимому, посещал ИАХ в качестве вольноприходящего ученика. В том же году за картину «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма», представленную на академической выставке, получил звание неклассного (свободного) художника. В 1872 за картины «Осенняя распутица», «Валаам» и «Озеро» получил звание классного художника 3-й степени, в 1878 за картины «На острове Валааме», «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Украинская ночь», «Степь» признан классным художником 1-й степени.
Много путешествовал по России, часто бывал на Украине, Кавказе, в Крыму. В 1874 предпринял поездку в Европу, посетил Францию, Германию, Австрию, Швейцарию, Англию; в 1875 — Францию, в 1878 — снова Францию, где посетил Всемирную выставку в Париже.
В 1875 вступил в ТПХВ, участвовал в выставках Товарищества до 1879. Вышел из объединения в 1880 после критической статьи М. К. Клодта о его картинах, представленных на VII выставке объединения. В 1880 провел в Париже и Петербурге выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре», которая вызвала полемику в обществе и принесла художнику известность и финансовый успех. В 1882 организовал в Москве и Петербурге выставку картин «Лунная ночь на Днепре» и «Березовая роща утром».
В 1883 прекратил свое участие в выставках, но продолжал активно заниматься творчеством и общественной деятельностью. Организовал денежный фонд в ИАХ, ставивший своей целью поддержку неимущих студентов.
В 1880-х — 1890-х был постоянным участником собраний художников и ученых у Д. И. Менделеева. Под руководством Менделеева и ученого-физика Ф. Ф. Петрушевского занимался изучением влияния света на свойства живописи.
В 1892 был удостоен звания профессора. В том же году возглавил пейзажную мастерскую Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ. Среди его учеников — Н. К. Рерих, А. А. Борисов, К. Ф. Богаевский, В. И. Зарубин, А. А. Рылов и другие. В 1893 художник был избран действительным членом ИАХ. В 1897 оставил преподавание в Академии, но принимал активное участие в судьбе своих учеников: летние месяцы работал вместе с ними на своей даче в Крыму, в 1898 на собственные средства организовал для них поездку в Германию, Австрию и Францию.
В 1904 стал инициатором проведения конкурса «за выдающиеся художественные произведения» на весенних выставках в ИАХ, выделив в премиальный фонд 100 тысяч рублей. В том же году пожертвовал Обществу поощрения художеств 11 700 рублей на выдачу премий по пейзажной живописи.
В 1909 по инициативе учеников Куинджи и при его содействии с целью объединения художников и оказания им помощи было создано Общество художников, получившее имя Куинджи (просуществовало до 1929). Куинджи пожертвовал в пользу Общества 150 тысяч рублей, а также завещал все свое состояние и творческое наследие (коллекция после расформирования Общества была передана в Государственный Русский музей).
Мемориальные выставки мастера состоялись в Петербурге (1913) и Москве (1914). Ретроспективная выставка произведений Куинджи была организована в 1992 в Государственной Третьяковской галерее.
Куинджи — выдающийся русский живописец второй половины XIX века, представитель реалистического направления, чье творчество и общественная деятельность оказали значительное влияние на последующее развитие искусства пейзажа. Его произведения проникнуты романтическим отношением к натуре и тонким лиризмом. Художник выработал собственный легко узнаваемый стиль в живописи, характерной особенностью которого является чрезвычайно точная, подчас почти иллюзорная передача свето-воздушной среды, эффектов лунного или солнечного освещения, насыщенные, интенсивные цвета, сведенные к нескольким главным тонам. Для создания панорамных видов применял различные композиционные приемы, в частности высокий горизонт. Поздним работам мастера присущи декоративность и внешняя эффектность цветового строя.
Куниджи неоднократно варьировал и повторял наиболее популярные мотивы своих картин. Многие из его полотен со временем потеряли первоначальную свежесть и интенсивность красок из-за несоблюдения технологии живописи.
Произведения Куинджи находятся во многих музейных собраниях, среди них — Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Ярославский художественный музей, Киевский музей русского искусства, Симферопольский художественный музей и другие.
Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе