Товарищество передвижных художественных выставок
1870–1918, Москва, Санкт-Петербург
Члены-учредители: Н. Н. Ге, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, Л. Л. Каменев, М. К. Клодт фон Юргенсбург, М. П. Клодт фон Юргенсбург, А. И. Корзухин, И. Н. Крамской, К. В. Лемох, К. Е. Маковский, Н. Е. Маковский, Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. И. Якоби.
Действительные члены: М. М. Антокольский, С. Н. Аммосов, А. Е. Архипов, А. Ф. Афанасьев, В. Н. Бакшеев, А. К. Беггров, В. А. Беклемишев, И. П. Богданов, Н. П. Богданов-Бельский, Н. К. Бодаревский, А. П. Боголюбов, Ф. А. Бронников, П. А. Брюллов, В. К. Бялыницкий-Бируля, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, К. А. Вещилов, С. А. Виноградов, Е. Е. Волков, К. И. Горбатов, К. Ф. Гун, Т. Я. Дворников, Н. В. Досекин, Н. Н. Дубовской, И. И. Ендогуров, С. Ю. Жуковский, Н. П. Загорский, С. В. Иванов, А. Д. Кайгородов, Н. А. Касаткин, А. А. Киселёв, А. М. Корин, С. А. Коровин, К. К. Костанди, Н. Д. Кузнецов, А. И. Куинджи, А. Б. Лаховский, К. В. Лебедев, И. И. Левитан, Ю. Я. Леман, А. Д. Литовченко, В. Е. Маковский, А. В. Маковский, В. М. Максимов, М. Г. Малышев, С. В. Малютин, С. Д. Милорадович, А. В. Моравов, Н. В. Неврев, М. В. Нестеров, С. Г. Никифоров, И. С. Остроухов, К. К. Первухин, П. И. Петровичев, Н. К. Пимоненко, В. Д. Поленов, Л. В. Попов, И. П. Похитонов, А. П. Размарицын, И. Е. Репин, Ю. И. Репин, А. Л. Ржевская, К. А. Савицкий, С. И. Светославский, В. А. Серов, А. С. Степанов, В. И. Суриков, Л. В. Туржанский, А. А. Харламов, М. Ф. Шемякин, А. Н. Шильдер, Н. А. Ярошенко.
Экспоненты выставок: М. Х. Аладжалов, С. Ф. Александровский, С. А. Аракелян, В. П. Батурин, И. П. Батюков, В. А. Бобров, Н. А. Богатов, А. А. Борисов, М. П. Боткин, И. И. Бродский, Е. И. Буковецкий, Н. М. Быковский, В. В. Верещагин, Е. Н. Виллиам, А. Я. Головин, И. Л. Горохов, Н. К. Грандковский, Н. Н. Гриценко, Д. Д. Бурлюк, А. А. Жуковская, Ф. С. Журавлёв, А. А. Зарецкий, Е. С. Зарудная-Кавос, М. И. Зощенко, И. Л. Калмыков, А. Н. Каринская, А. Алекс. Киселёв, С. Я. Кишинёвский, Н. А. Клодт фон Юргенсбург, С. Ф. Колесников, К. А. Коровин, П. И. Коровин, С. П. Кувшинникова, Г. А. Лапшин, Р. С. Левицкий, П. А. Левченко, А. Е. Маковская, Ф. А. Малявин, Д. Э. Мартен, Н. С. Матвеев, В. К. Менк, Н. В. Мещерин, А. И. Мещерский, Т. И. Мозгов, А. И. Морозов, Н. В. Орлов, Л. О. Пастернак, В. В. Переплётчиков, В. В. Перов, Е. Д. Поленова, С. П. Постников, В. Н. Пчелин, М. С. Пырин, Ф. И. Рерберг, А. П. Рябушкин, С. С. Сергеевич (Голоушев), В. А. Симов, М. Г. Соколов, Ф. В. Сычков, Е. М. Татевосян, И. И. Творожников, Я. П. Турлыгин, Н. П. Химона, Н. Н. Хохряков, Е. М. Хруслов, А. И. Чирков, Э. Я. Шанкс, А. Н. Шишов, В. К. Штемберг, А. А. Шурыгин, Н. Л. Эллерт, Е. Ф. Юнге, А. С. Янов, Г. Ф. Ярцев, Ф. И. Ясновский.
Выставки: 1-я (1871, Санкт-Петербург, Москва, Киев, Харьков) — 48-я (1923, Москва).
Крупнейшее художественное объединение второй половины XIX века; было основано в 1870 художниками Петербурга и Москвы с целью создать общество, независимое от «всех других поощряющих искусство» и, в первую очередь, от Академии художеств. 2 ноября 1870 был утвержден Устав, в котором задачами товарищества указывалось «устройство, с надлежащего разрешения, во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: а) доставления жителям провинций возможности знакомства с русским искусством и следить за его успехами б) развития и любви к искусству в обществе в) облегчения для художников сбыта их произведений».
Высшим органом товарищества считалось общее собрание членов, созываемое не реже одного раза в год. Практические вопросы организации выставок возлагались на избираемое общим собранием правление, которое состояло из двух отделений — петербургского и московского. В первый состав правления вошли: в Петербурге — Н. Н. Ге, М. К. Клодт, И. Н. Крамской; в Москве — Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов и И. М. Прянишников (кандидатом).
Первая выставка открылась 29 ноября 1871 в залах ИАХ, затем была показана в Москве в помещениях МУЖВЗ (апрель — май 1872), Киеве (сентябрь — октябрь 1872) и Харькове (октябрь — ноябрь 1872). Экспонировалось 47 работ, среди них картины «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» Н. Н. Ге, «Грачи прилетели», «Лосиный остров в Сокольниках» А. К. Саврасова, «Охотники на привале», «Рыболов», «Портрет А. Н. Островского» В. Г. Перова, «Майская ночь (Русалки)», «Портрет Ф. А. Васильева», «Портрет М. К. Клодта» И. Н. Крамского. Сумма, вырученная от продажи картин первой выставки, составила 23 000 рублей, чистый доход товарищества — 4 000 рублей.
Выставка имела большой общественный резонанс и была воспринята современниками как воплощение новой эстетической программы, основу которой составили психологизм, сдержанность выразительных средств, тяга к реалистическому изображению событий отечественной истории, к выразительным типическим образам национальной жизни и природы. В журнале «Отечественные записки» М. Е. Салтыковым-Щедриным был помещен обзор выставки. Деятельность передвижников нашла горячую поддержку В. В. Стасова.
Расцвет деятельности товарищества приходится на 1870–90-е годы. В этот период выставки ТПХВ, помимо Петербурга и Москвы, проходили в Астрахани (1889), Варшаве (1883, 1884, 1889), Вильно (1873–1878), Воронеже (1874, 1880), Елисаветграде (1876, 1882–1887, 1890–1895), Казани (1874), Киеве (ежегодно), Кишиневе (1873, 1890–1896), Курске (1876, 1890), Нижнем Новгороде (1896), Новочеркасске (1886), Одессе (ежегодно), Полтаве (1888–1897), Риге (1873, 1875, 1878), Саратове (1874, 1879, 1889), Тамбове (1880), Туле (1890, 1897), Харькове (ежегодно), Ярославле (1876). С 1884 выставки сопровождались иллюстрированным каталогом. Главенствующее место на выставках занимали жанристы, составлявшие самую многочисленную группу.
На общественное обозрение были вынесены такие работы, как «Христос в пустыне» И. Н. Крамского (2-я выставка, 1872/1873), «Бурлаки на Волге» И. Е. Репина, «Встреча иконы» К. А. Савицкого, «Витязь на распутье» В. М. Васнецова (6-я выставка, 1878), «Утро стрелецкой казни» В. И. Сурикова, «Крах банка» В. Е. Маковского (9-я выставка, 1881), «Крестный ход в Курской губернии» И. Е. Репина, «Меншиков в Березове» В. И. Сурикова, «Неизвестная» И. Н. Крамского (11-я выставка, 1883), «Не ждали» И. Е. Репина (12-я выставка 1884), «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова, «На бульваре» В. Е. Маковского (15-я выставка, 1887), «Всюду жизнь» Н. А. Ярошенко (16-я выставка, 1888/1889), «Утро в сосновом лесу» И. И. Шишкина (17-я выставка, 1889/1890), «Тихая обитель» (19-я выставка, 1891/1892), «Над вечным покоем» И. И. Левитана (22-я выставка, 1894/1895). Лучшие произведения приобретались П. М. Третьяковым и составили основу Третьяковской галереи.
Обеднение академических выставок, вызванное оттоком в ТПХВ лучших художественных сил, побудило в 1875 руководство ИАХ вступить в переговоры о слиянии академических выставок с передвижными. Отказ передвижников вызвал острую реакцию академических кругов, которая выразилась в отказе предоставлять залы для передвижных выставок (с 1876 они проходили в залах Академии наук или Общества поощрения художеств) и в создании при ИАХ «Общества выставок художественных произведений», призванного соперничать с ТПХВ. Конфликт продолжался вплоть до 1890-х, когда многие передвижники вошли в Совет ИАХ, участвовали в разработке Устава Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при Академии, а после его утверждения встали во главе учебных мастерских (И. Е. Репин, В. Е. Маковский, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи).
Со второй половины 1880-х и в 1890-х наметился кризис социально-бытового жанра, и социальные мотивы на выставках Товарищества стали уступать место салонным тенденциям (Н. К. Бодаревский, Ю. Я. Леман, А. А. Харламов) и пленэрному пейзажу (М. В. Нестеров, И. С. Остроухов, В. Д. Поленов).
Желая сохранить идейную целостность и творческое единство, ТПХВ ужесточало правила приема новых членов и экспонентов. Так, с 1878 экспоненты принимались общим собранием (ранее правом принимать экспонентов обладали независимо друг от друга московское и петербургское отделения). По постановлению от 21 марта 1879 экспоненты лишались права подавать заявления о приеме в действительные члены — инициатива передавалась общему собранию, причем для перехода в ранг действительного члена требовалось набрать не менее 2/3 голосов общего числа членов товарищества. В 1891 решено было не принимать на выставки работы тех экспонентов, которые выставляют свои произведения на других выставках.
30 апреля 1890 был утвержден новый устав товарищества, согласно которому руководящим органом ТПХВ становился Совет, состоящий из членов-учредителей, не покидавших общество со дня его основания. Тем не менее в первый состав Совета вошли П. А. Брюллов, А. А. Киселёв, К. В. Лемох, В. Е. Маковский, В. Д. Поленов, К. А. Савицкий, В. И. Суриков, Н. А. Ярошенко. Совет получал неограниченные права при определении состава выставок, сроков их проведения и маршрутов, а также ведал вопросами избрания новых членов. Ему принадлежало право назначать для ведения текущих дел правление. Принципиальное несогласие с изменением устава побудило В. М. Васнецова и И. Е. Репина выйти из товарищества.
В начале ХХ столетия влияние товарищества было уже не столь существенным, как в последней трети XIX века; тем не менее вплоть до прекращения своего существования выставки ТПХВ продолжали оставаться в числе наиболее коммерчески успешных и значимых в художественной жизни России.
10 февраля 1905 был утвержден последний устав. В 1909 прекратились провинциальные выставки. В 1913–1916 наряду с очередными устраивались также «выставки этюдов, рисунков и эскизов». В каталоге 47-й выставки (1922) была опубликована декларация товарищества, основные тезисы которой (документальная правдивость в отражении быта современной России, верность приемам реалистической живописи) легли в основу идейной программы АХРР.
- 26.02.2021 Спасаться от вируса можно в музее Немецкие учёные оценили риски заражения COVID-19 в различных общественных пространствах: музеи и театры оказались гораздо безопаснее других закрытых помещений — супермаркетов, офисов или ресторанов
- 25.02.2021 Картины, созданные нейросетью, для большинства людей неотличимы от работ настоящих художников Так утверждает недавнее исследование, проведенное профессором Университета штата Колорадо
- 24.02.2021 Раскрыты новые тайны известных картин Мунка и Дали Эдвард Мунк собственноручно расписался в своём сумасшествии на картине «Крик». А малоизвестный подготовительный эскиз к картине «Тайная вечеря» рассказал о влиянии на Сальвадора Дали старых мастеров и французского салона
- 20.02.2021 Архив Александра Колдера выложили в Интернет Фонд Александра Колдера оцифровал тысячи работ, фотографий, архивных документов и публикаций
- 19.02.2021 «Импровизации» Кандинского зазвучали по-новому При помощи технологий искусственного интеллекта была воссоздана музыка, под которую мог рисовать свои абстракции Василий Кандинский
- 26.02.2021 Картина Эрика Булатова продана на AI аукционе за 8,85 млн рублей Это рекорд для работ Булатова на российских открытых торгах, а также лучшая продажа за всю историю AI аукциона! Суммарная выручка AI аукциона № 368 достигла 13,1 млн рублей. Продано рекордное число лотов — 23
- 26.02.2021 Новый рекорд цифрового искусства — $6,6 млн Работа «Перекрестки» художника Beeple, которая является невзаимозаменяемым токеном, на этой неделе была продана за рекордную сумму не только для NFT-арта, но и всего цифрового искусства
- 25.02.2021 Sotheby’s продаст коллекцию послевоенного искусства на $150 млн Аукционный дом заполучил для продажи известную коллекцию техасской миллиардерши Энн Марион, включающую первоклассные работы Клиффорда Стилла, Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна и др.
- 24.02.2021 Токен-арт-мания в разгаре $560 тысяч за котика с радугой и $450 тысяч за комплект цифровой мебели! Продажи произведений цифрового искусства, являющихся невзаимозаменяемыми токенами NFT, выходят на новый уровень
- 19.02.2021 Итоги AI аукциона № 367 Суммарная выручка превысила 9,4 миллиона рублей
- 26.02.2021 Мнение. Когда падет миллиард Новая рубрика AI открывает серию очерков, написанных функционерами рынка искусства на выбранные ими темы. В первом материале мы зададимся вопросом: когда же будет превышена ценовая планка в $1 млрд за предмет искусства?
- 24.02.2021 Теория заблуждений: галереи — смертельные враги В рубрике «Теория заблуждений» мы искореняем мифы, которые удачно выдаются за факты и негативно влияют на развитие рынка искусства и инвестиционный климат. Сегодня мы разберемся, существует ли вражда между соперничающими за рынок галереями
- 15.02.2021 Персона недели: Геннадий Красношлыков Геннадий Красношлыков — современный российский скульптор, которого можно отнести к художникам, сохраняющим пластическую культуру и продолжающим развивать в своем искусстве традиции русского и европейского искусства
- 15.02.2021 Открыты 53-и торги проекта «XXI век. Современное российское искусство» Куратор Екатерина Шмакова представляет работы современных скульпторов Михаила Дронова, Геннадия Красношлыкова, Андрея Криволапова, Кирилла Протопопова, Александра Смирнова-Панфилова, Бориса Чёрствого
- 15.02.2021 Художник недели: Аристарх Лентулов История, ценовые и маркетинговые показатели художника Аристарха Васильевича Лентулова, неуемного экспериментатора, получившего звание «самого веселого художника своего поколения»
- 20.02.2021 Выставка «Видения звезд» в Фонде культуры «Екатерина» Дебют творческого дуэта ППСС в составе Павла Пепперштейна и Сони Стереостырски на выставке в Фонде «Екатерина» на Кузнецком мосту
- 12.02.2021 В Париже покажут знаменитую коллекцию Морозовых Открытие выставки запланировано на май, — сообщил российский посол во Франции Алексей Мешков
- 10.02.2021 Россия и Италия готовятся к перекрестному Году музеев 2021/2022 В рамках года музейного обмена в разных городах России пройдут выставки из музеев Бергамо, Брешии, Умбрии, Турина и др. Среди планируемых мероприятий — выставки Джузеппе Арчимбольдо, Альберто Бурри и графики Леонардо
- 22.01.2021 Выставка Андрея Гросицкого в Московском музее современного искусства Московские музеи возобновили работу. В ММОМА на Петровке открылась выставка Андрея Гросицкого «Вещность»
- 18.01.2021 В московском метро показывают плакаты из Пушкинского музея Рекламные плакаты знаменитой Лондонской подземки из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина можно увидеть в галерее «Метро» на станции «Выставочная»
Топ 24
- 1. Джефф Кунс$91,07 млн
- 2. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 3. Герхард Рихтер$46,3 млн
- 4. Цуй Жучжо$39,57 млн
- 5. Джаспер Джонс$36 млн
- 6. Эд Рушей$30,4 млн
- 7. Кристофер Вул$29,9 млн
- 8. Питер Дойг$28,81 млн
- 9. Фрэнк Стелла$28 млн
- 10. Ёсимото Нара$24,95 млн
- 11. Цзэн Фаньчжи$23,3 млн
- 12. Роберт Райман$20,6 млн
- 13. Дэмиен Херст$19,2 млн
- 14. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 15. Марк Гротьян$16,8 млн
- 16. Такаси Мураками$15,16 млн
- 17. KAWS$14,48 млн
- 18. Цзинь Шани$13,89 млн
- 19. БЭНКСИ$12,14 млн
- 20. Джон Каррен$12 млн
- 21. Брайс Марден$10,917 млн
- 22. Пьер Сулаж$10,6 млн
- 23. Чжан Сяоган$10,16 млн
- 24. Брюс Науман$9,9 млн