- Зверев?
- Ирина Тихомирова, «Вечер цветущий» 1979 год, Ленинград
- Художник Uncognito
- Александр Сигов "Флорентийский мотив"
- Александр Сигов "Amadina"
- Эскизы тканей Ивановской фабрики, Борисов и Данилова?
- Дмитрий Титов - три натюрморта
- Художник с неспокойной душой?
- Александр Добровольский - 7 работ
- Автор
Товарищество передвижных художественных выставок
1870–1918, Москва, Санкт-Петербург
Члены-учредители: Н. Н. Ге, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, Л. Л. Каменев, М. К. Клодт фон Юргенсбург, М. П. Клодт фон Юргенсбург, А. И. Корзухин, И. Н. Крамской, К. В. Лемох, К. Е. Маковский, Н. Е. Маковский, Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. И. Якоби.
Действительные члены: М. М. Антокольский, С. Н. Аммосов, А. Е. Архипов, А. Ф. Афанасьев, В. Н. Бакшеев, А. К. Беггров, В. А. Беклемишев, И. П. Богданов, Н. П. Богданов-Бельский, Н. К. Бодаревский, А. П. Боголюбов, Ф. А. Бронников, П. А. Брюллов, В. К. Бялыницкий-Бируля, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, К. А. Вещилов, С. А. Виноградов, Е. Е. Волков, К. И. Горбатов, К. Ф. Гун, Т. Я. Дворников, Н. В. Досекин, Н. Н. Дубовской, И. И. Ендогуров, С. Ю. Жуковский, Н. П. Загорский, С. В. Иванов, А. Д. Кайгородов, Н. А. Касаткин, А. А. Киселёв, А. М. Корин, С. А. Коровин, К. К. Костанди, Н. Д. Кузнецов, А. И. Куинджи, А. Б. Лаховский, К. В. Лебедев, И. И. Левитан, Ю. Я. Леман, А. Д. Литовченко, В. Е. Маковский, А. В. Маковский, В. М. Максимов, М. Г. Малышев, С. В. Малютин, С. Д. Милорадович, А. В. Моравов, Н. В. Неврев, М. В. Нестеров, С. Г. Никифоров, И. С. Остроухов, К. К. Первухин, П. И. Петровичев, Н. К. Пимоненко, В. Д. Поленов, Л. В. Попов, И. П. Похитонов, А. П. Размарицын, И. Е. Репин, Ю. И. Репин, А. Л. Ржевская, К. А. Савицкий, С. И. Светославский, В. А. Серов, А. С. Степанов, В. И. Суриков, Л. В. Туржанский, А. А. Харламов, М. Ф. Шемякин, А. Н. Шильдер, Н. А. Ярошенко.
Экспоненты выставок: М. Х. Аладжалов, С. Ф. Александровский, С. А. Аракелян, В. П. Батурин, И. П. Батюков, В. А. Бобров, Н. А. Богатов, А. А. Борисов, М. П. Боткин, И. И. Бродский, Е. И. Буковецкий, Н. М. Быковский, В. В. Верещагин, Е. Н. Виллиам, А. Я. Головин, И. Л. Горохов, Н. К. Грандковский, Н. Н. Гриценко, Д. Д. Бурлюк, А. А. Жуковская, Ф. С. Журавлёв, А. А. Зарецкий, Е. С. Зарудная-Кавос, М. И. Зощенко, И. Л. Калмыков, А. Н. Каринская, А. Алекс. Киселёв, С. Я. Кишинёвский, Н. А. Клодт фон Юргенсбург, С. Ф. Колесников, К. А. Коровин, П. И. Коровин, С. П. Кувшинникова, Г. А. Лапшин, Р. С. Левицкий, П. А. Левченко, А. Е. Маковская, Ф. А. Малявин, Д. Э. Мартен, Н. С. Матвеев, В. К. Менк, Н. В. Мещерин, А. И. Мещерский, Т. И. Мозгов, А. И. Морозов, Н. В. Орлов, Л. О. Пастернак, В. В. Переплётчиков, В. В. Перов, Е. Д. Поленова, С. П. Постников, В. Н. Пчелин, М. С. Пырин, Ф. И. Рерберг, А. П. Рябушкин, С. С. Сергеевич (Голоушев), В. А. Симов, М. Г. Соколов, Ф. В. Сычков, Е. М. Татевосян, И. И. Творожников, Я. П. Турлыгин, Н. П. Химона, Н. Н. Хохряков, Е. М. Хруслов, А. И. Чирков, Э. Я. Шанкс, А. Н. Шишов, В. К. Штемберг, А. А. Шурыгин, Н. Л. Эллерт, Е. Ф. Юнге, А. С. Янов, Г. Ф. Ярцев, Ф. И. Ясновский.
Выставки: 1-я (1871, Санкт-Петербург, Москва, Киев, Харьков) — 48-я (1923, Москва).
Крупнейшее художественное объединение второй половины XIX века; было основано в 1870 художниками Петербурга и Москвы с целью создать общество, независимое от «всех других поощряющих искусство» и, в первую очередь, от Академии художеств. 2 ноября 1870 был утвержден Устав, в котором задачами товарищества указывалось «устройство, с надлежащего разрешения, во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: а) доставления жителям провинций возможности знакомства с русским искусством и следить за его успехами б) развития и любви к искусству в обществе в) облегчения для художников сбыта их произведений».
Высшим органом товарищества считалось общее собрание членов, созываемое не реже одного раза в год. Практические вопросы организации выставок возлагались на избираемое общим собранием правление, которое состояло из двух отделений — петербургского и московского. В первый состав правления вошли: в Петербурге — Н. Н. Ге, М. К. Клодт, И. Н. Крамской; в Москве — Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов и И. М. Прянишников (кандидатом).
Первая выставка открылась 29 ноября 1871 в залах ИАХ, затем была показана в Москве в помещениях МУЖВЗ (апрель — май 1872), Киеве (сентябрь — октябрь 1872) и Харькове (октябрь — ноябрь 1872). Экспонировалось 47 работ, среди них картины «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» Н. Н. Ге, «Грачи прилетели», «Лосиный остров в Сокольниках» А. К. Саврасова, «Охотники на привале», «Рыболов», «Портрет А. Н. Островского» В. Г. Перова, «Майская ночь (Русалки)», «Портрет Ф. А. Васильева», «Портрет М. К. Клодта» И. Н. Крамского. Сумма, вырученная от продажи картин первой выставки, составила 23 000 рублей, чистый доход товарищества — 4 000 рублей.
Выставка имела большой общественный резонанс и была воспринята современниками как воплощение новой эстетической программы, основу которой составили психологизм, сдержанность выразительных средств, тяга к реалистическому изображению событий отечественной истории, к выразительным типическим образам национальной жизни и природы. В журнале «Отечественные записки» М. Е. Салтыковым-Щедриным был помещен обзор выставки. Деятельность передвижников нашла горячую поддержку В. В. Стасова.
Расцвет деятельности товарищества приходится на 1870–90-е годы. В этот период выставки ТПХВ, помимо Петербурга и Москвы, проходили в Астрахани (1889), Варшаве (1883, 1884, 1889), Вильно (1873–1878), Воронеже (1874, 1880), Елисаветграде (1876, 1882–1887, 1890–1895), Казани (1874), Киеве (ежегодно), Кишиневе (1873, 1890–1896), Курске (1876, 1890), Нижнем Новгороде (1896), Новочеркасске (1886), Одессе (ежегодно), Полтаве (1888–1897), Риге (1873, 1875, 1878), Саратове (1874, 1879, 1889), Тамбове (1880), Туле (1890, 1897), Харькове (ежегодно), Ярославле (1876). С 1884 выставки сопровождались иллюстрированным каталогом. Главенствующее место на выставках занимали жанристы, составлявшие самую многочисленную группу.
На общественное обозрение были вынесены такие работы, как «Христос в пустыне» И. Н. Крамского (2-я выставка, 1872/1873), «Бурлаки на Волге» И. Е. Репина, «Встреча иконы» К. А. Савицкого, «Витязь на распутье» В. М. Васнецова (6-я выставка, 1878), «Утро стрелецкой казни» В. И. Сурикова, «Крах банка» В. Е. Маковского (9-я выставка, 1881), «Крестный ход в Курской губернии» И. Е. Репина, «Меншиков в Березове» В. И. Сурикова, «Неизвестная» И. Н. Крамского (11-я выставка, 1883), «Не ждали» И. Е. Репина (12-я выставка 1884), «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова, «На бульваре» В. Е. Маковского (15-я выставка, 1887), «Всюду жизнь» Н. А. Ярошенко (16-я выставка, 1888/1889), «Утро в сосновом лесу» И. И. Шишкина (17-я выставка, 1889/1890), «Тихая обитель» (19-я выставка, 1891/1892), «Над вечным покоем» И. И. Левитана (22-я выставка, 1894/1895). Лучшие произведения приобретались П. М. Третьяковым и составили основу Третьяковской галереи.
Обеднение академических выставок, вызванное оттоком в ТПХВ лучших художественных сил, побудило в 1875 руководство ИАХ вступить в переговоры о слиянии академических выставок с передвижными. Отказ передвижников вызвал острую реакцию академических кругов, которая выразилась в отказе предоставлять залы для передвижных выставок (с 1876 они проходили в залах Академии наук или Общества поощрения художеств) и в создании при ИАХ «Общества выставок художественных произведений», призванного соперничать с ТПХВ. Конфликт продолжался вплоть до 1890-х, когда многие передвижники вошли в Совет ИАХ, участвовали в разработке Устава Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при Академии, а после его утверждения встали во главе учебных мастерских (И. Е. Репин, В. Е. Маковский, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи).
Со второй половины 1880-х и в 1890-х наметился кризис социально-бытового жанра, и социальные мотивы на выставках Товарищества стали уступать место салонным тенденциям (Н. К. Бодаревский, Ю. Я. Леман, А. А. Харламов) и пленэрному пейзажу (М. В. Нестеров, И. С. Остроухов, В. Д. Поленов).
Желая сохранить идейную целостность и творческое единство, ТПХВ ужесточало правила приема новых членов и экспонентов. Так, с 1878 экспоненты принимались общим собранием (ранее правом принимать экспонентов обладали независимо друг от друга московское и петербургское отделения). По постановлению от 21 марта 1879 экспоненты лишались права подавать заявления о приеме в действительные члены — инициатива передавалась общему собранию, причем для перехода в ранг действительного члена требовалось набрать не менее 2/3 голосов общего числа членов товарищества. В 1891 решено было не принимать на выставки работы тех экспонентов, которые выставляют свои произведения на других выставках.
30 апреля 1890 был утвержден новый устав товарищества, согласно которому руководящим органом ТПХВ становился Совет, состоящий из членов-учредителей, не покидавших общество со дня его основания. Тем не менее в первый состав Совета вошли П. А. Брюллов, А. А. Киселёв, К. В. Лемох, В. Е. Маковский, В. Д. Поленов, К. А. Савицкий, В. И. Суриков, Н. А. Ярошенко. Совет получал неограниченные права при определении состава выставок, сроков их проведения и маршрутов, а также ведал вопросами избрания новых членов. Ему принадлежало право назначать для ведения текущих дел правление. Принципиальное несогласие с изменением устава побудило В. М. Васнецова и И. Е. Репина выйти из товарищества.
В начале ХХ столетия влияние товарищества было уже не столь существенным, как в последней трети XIX века; тем не менее вплоть до прекращения своего существования выставки ТПХВ продолжали оставаться в числе наиболее коммерчески успешных и значимых в художественной жизни России.
10 февраля 1905 был утвержден последний устав. В 1909 прекратились провинциальные выставки. В 1913–1916 наряду с очередными устраивались также «выставки этюдов, рисунков и эскизов». В каталоге 47-й выставки (1922) была опубликована декларация товарищества, основные тезисы которой (документальная правдивость в отражении быта современной России, верность приемам реалистической живописи) легли в основу идейной программы АХРР.
- 18.03.2024 Искусственный интеллект подтвердил авторство спорной работы Дюрера Точность анализа составила 82 %
- 14.03.2024 Объявлены победители премии The Art Newspaper Russia «Музеем года» назван пермский Музей современного искусства PERMM
- 13.03.2024 Основные цифры нового отчета Art Basel и UBS Объем продаж на мировом арт-рынке по итогам 2023 года упал на 4 %
- 07.03.2024 Наконец-то решилась судьба фрески Диего Риверы Здание, на стене которого она расположена, купила вдова Стива Джобса
- 06.03.2024 Творчество женщин-художниц и вторичный рынок Согласно ArtTactic, в 2023 году объем аукционных продаж в сегменте произведений, созданных представительницами прекрасного пола, вырос на 7 %
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 12.03.2024 Редкая марка может быть продана на торгах за $5 млн Если сделка состоится, будет установлен новый аукционный рекорд
- 11.03.2024 Выручка лондонских торгов Christie’s составила £196,6 млн Топ-лотом вечера стала картина Рене Магритта
- 08.03.2024 Итоги AI Аукциона № 520 Общая выручка составила 6,6 млн рублей
- 07.03.2024 Посвященные модернизму и современному искусству торги Sotheby’s собрали £101,5 млн Топ-лотом вечера стала картина Пабло Пикассо
- 05.03.2024 Artnet Intelligence Report 2024: ностальгия по Полу Аллену и самый дорогой Ленин За шесть лет с момента первого выпуска отчет ведущей аналитической компании прошел путь от формата «не пришей кобыле хвост» до незаменимого спутника современного коллекционера
- 04.03.2024 Открыты 520-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 7 листов оригинальной и два — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 04.03.2024 Открыт 204-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Дмитрия Воронина, Алексея Дегтярука, Александра Захаренко, Владимира Ковальчука, Андрея Медведева, Юрия Петроченкова, Ираиды Покладовой, Сергея Потапова, Марии Сайко, Семёна Сёмина, Татьяны Файдыш, Эмзара Хабулиани, Натальи Ходюк
- 01.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 1 2023 год открыл нам портал в ИИ-десятилетие. И, как водится с каждой очередной технологической революцией, искусство приняло на себя функцию главного ее проводника. Или же… главный удар?
- 26.02.2024 Открыт аукцион «Русская икона» В каталоге собраны тринадцать икон XIX — начала XX века, близкие по времени создания, но разнообразные и подчас редкие по сюжетам и стилю
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
- 15.03.2024 Третьяковка готовит выставку Юрия Злотникова Основу экспозиции составят работы из собрания семьи художника
- 15.03.2024 В апреле в Петербурге пройдет второй выпуск ярмарки Port Art Fair В список участников вошли почти три десятка галерей и более 60 независимых художников
- 14.03.2024 В Эрмитаже начала работу выставка «От готики до Гойи» Некоторые работы воссоединились впервые за 200 лет
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Зверев?
- Ирина Тихомирова, «Вечер цветущий» 1979 год, Ленинград
- Художник Uncognito
- Александр Сигов "Флорентийский мотив"
- Александр Сигов "Amadina"
- Эскизы тканей Ивановской фабрики, Борисов и Данилова?
- Дмитрий Титов - три натюрморта
- Художник с неспокойной душой?
- Александр Добровольский - 7 работ
- Автор