Art Investment

Товарищество передвижных художественных выставок

1870–1918, Москва, Санкт-Петербург

Члены-учредители: Н. Н. Ге, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, Л. Л. Каменев, М. К. Клодт фон Юргенсбург, М. П. Клодт фон Юргенсбург, А. И. Корзухин, И. Н. Крамской, К. В. Лемох, К. Е. Маковский, Н. Е. Маковский, Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. И. Якоби.

Действительные члены: М. М. Антокольский, С. Н. Аммосов, А. Е. Архипов, А. Ф. Афанасьев, В. Н. Бакшеев, А. К. Беггров, В. А. Беклемишев, И. П. Богданов, Н. П. Богданов-Бельский, Н. К. Бодаревский, А. П. Боголюбов, Ф. А. Бронников, П. А. Брюллов, В. К. Бялыницкий-Бируля, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, К. А. Вещилов, С. А. Виноградов, Е. Е. Волков, К. И. Горбатов, К. Ф. Гун, Т. Я. Дворников, Н. В. Досекин, Н. Н. Дубовской, И. И. Ендогуров, С. Ю. Жуковский, Н. П. Загорский, С. В. Иванов, А. Д. Кайгородов, Н. А. Касаткин, А. А. Киселёв, А. М. Корин, С. А. Коровин, К. К. Костанди, Н. Д. Кузнецов, А. И. Куинджи, А. Б. Лаховский, К. В. Лебедев, И. И. Левитан, Ю. Я. Леман, А. Д. Литовченко, В. Е. Маковский, А. В. Маковский, В. М. Максимов, М. Г. Малышев, С. В. Малютин, С. Д. Милорадович, А. В. Моравов, Н. В. Неврев, М. В. Нестеров, С. Г. Никифоров, И. С. Остроухов, К. К. Первухин, П. И. Петровичев, Н. К. Пимоненко, В. Д. Поленов, Л. В. Попов, И. П. Похитонов, А. П. Размарицын, И. Е. Репин, Ю. И. Репин, А. Л. Ржевская, К. А. Савицкий, С. И. Светославский, В. А. Серов, А. С. Степанов, В. И. Суриков, Л. В. Туржанский, А. А. Харламов, М. Ф. Шемякин, А. Н. Шильдер, Н. А. Ярошенко.

Экспоненты выставок: М. Х. Аладжалов, С. Ф. Александровский, С. А. Аракелян, В. П. Батурин, И. П. Батюков, В. А. Бобров, Н. А. Богатов, А. А. Борисов, М. П. Боткин, И. И. Бродский, Е. И. Буковецкий, Н. М. Быковский, В. В. Верещагин, Е. Н. Виллиам, А. Я. Головин, И. Л. Горохов, Н. К. Грандковский, Н. Н. Гриценко, Д. Д. Бурлюк, А. А. Жуковская, Ф. С. Журавлёв, А. А. Зарецкий, Е. С. Зарудная-Кавос, М. И. Зощенко, И. Л. Калмыков, А. Н. Каринская, А. Алекс. Киселёв, С. Я. Кишинёвский, Н. А. Клодт фон Юргенсбург, С. Ф. Колесников, К. А. Коровин, П. И. Коровин, С. П. Кувшинникова, Г. А. Лапшин, Р. С. Левицкий, П. А. Левченко, А. Е. Маковская, Ф. А. Малявин, Д. Э. Мартен, Н. С. Матвеев, В. К. Менк, Н. В. Мещерин, А. И. Мещерский, Т. И. Мозгов, А. И. Морозов, Н. В. Орлов, Л. О. Пастернак, В. В. Переплётчиков, В. В. Перов, Е. Д. Поленова, С. П. Постников, В. Н. Пчелин, М. С. Пырин, Ф. И. Рерберг, А. П. Рябушкин, С. С. Сергеевич (Голоушев), В. А. Симов, М. Г. Соколов, Ф. В. Сычков, Е. М. Татевосян, И. И. Творожников, Я. П. Турлыгин, Н. П. Химона, Н. Н. Хохряков, Е. М. Хруслов, А. И. Чирков, Э. Я. Шанкс, А. Н. Шишов, В. К. Штемберг, А. А. Шурыгин, Н. Л. Эллерт, Е. Ф. Юнге, А. С. Янов, Г. Ф. Ярцев, Ф. И. Ясновский.

Выставки: 1-я (1871, Санкт-Петербург, Москва, Киев, Харьков) — 48-я (1923, Москва).

Крупнейшее художественное объединение второй половины XIX века; было основано в 1870 художниками Петербурга и Москвы с целью создать общество, независимое от «всех других поощряющих искусство» и, в первую очередь, от Академии художеств. 2 ноября 1870 был утвержден Устав, в котором задачами товарищества указывалось «устройство, с надлежащего разрешения, во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: а) доставления жителям провинций возможности знакомства с русским искусством и следить за его успехами б) развития и любви к искусству в обществе в) облегчения для художников сбыта их произведений».

Высшим органом товарищества считалось общее собрание членов, созываемое не реже одного раза в год. Практические вопросы организации выставок возлагались на избираемое общим собранием правление, которое состояло из двух отделений — петербургского и московского. В первый состав правления вошли: в Петербурге — Н. Н. Ге, М. К. Клодт, И. Н. Крамской; в Москве — Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов и И. М. Прянишников (кандидатом).

Первая выставка открылась 29 ноября 1871 в залах ИАХ, затем была показана в Москве в помещениях МУЖВЗ (апрель — май 1872), Киеве (сентябрь — октябрь 1872) и Харькове (октябрь — ноябрь 1872). Экспонировалось 47 работ, среди них картины «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» Н. Н. Ге, «Грачи прилетели», «Лосиный остров в Сокольниках» А. К. Саврасова, «Охотники на привале», «Рыболов», «Портрет А. Н. Островского» В. Г. Перова, «Майская ночь (Русалки)», «Портрет Ф. А. Васильева», «Портрет М. К. Клодта» И. Н. Крамского. Сумма, вырученная от продажи картин первой выставки, составила 23 000 рублей, чистый доход товарищества — 4 000 рублей.

Выставка имела большой общественный резонанс и была воспринята современниками как воплощение новой эстетической программы, основу которой составили психологизм, сдержанность выразительных средств, тяга к реалистическому изображению событий отечественной истории, к выразительным типическим образам национальной жизни и природы. В журнале «Отечественные записки» М. Е. Салтыковым-Щедриным был помещен обзор выставки. Деятельность передвижников нашла горячую поддержку В. В. Стасова.

Расцвет деятельности товарищества приходится на 1870–90-е годы. В этот период выставки ТПХВ, помимо Петербурга и Москвы, проходили в Астрахани (1889), Варшаве (1883, 1884, 1889), Вильно (1873–1878), Воронеже (1874, 1880), Елисаветграде (1876, 1882–1887, 1890–1895), Казани (1874), Киеве (ежегодно), Кишиневе (1873, 1890–1896), Курске (1876, 1890), Нижнем Новгороде (1896), Новочеркасске (1886), Одессе (ежегодно), Полтаве (1888–1897), Риге (1873, 1875, 1878), Саратове (1874, 1879, 1889), Тамбове (1880), Туле (1890, 1897), Харькове (ежегодно), Ярославле (1876). С 1884 выставки сопровождались иллюстрированным каталогом. Главенствующее место на выставках занимали жанристы, составлявшие самую многочисленную группу.

На общественное обозрение были вынесены такие работы, как «Христос в пустыне» И. Н. Крамского (2-я выставка, 1872/1873), «Бурлаки на Волге» И. Е. Репина, «Встреча иконы» К. А. Савицкого, «Витязь на распутье» В. М. Васнецова (6-я выставка, 1878), «Утро стрелецкой казни» В. И. Сурикова, «Крах банка» В. Е. Маковского (9-я выставка, 1881), «Крестный ход в Курской губернии» И. Е. Репина, «Меншиков в Березове» В. И. Сурикова, «Неизвестная» И. Н. Крамского (11-я выставка, 1883), «Не ждали» И. Е. Репина (12-я выставка 1884), «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова, «На бульваре» В. Е. Маковского (15-я выставка, 1887), «Всюду жизнь» Н. А. Ярошенко (16-я выставка, 1888/1889), «Утро в сосновом лесу» И. И. Шишкина (17-я выставка, 1889/1890), «Тихая обитель» (19-я выставка, 1891/1892), «Над вечным покоем» И. И. Левитана (22-я выставка, 1894/1895). Лучшие произведения приобретались П. М. Третьяковым и составили основу Третьяковской галереи.

Обеднение академических выставок, вызванное оттоком в ТПХВ лучших художественных сил, побудило в 1875 руководство ИАХ вступить в переговоры о слиянии академических выставок с передвижными. Отказ передвижников вызвал острую реакцию академических кругов, которая выразилась в отказе предоставлять залы для передвижных выставок (с 1876 они проходили в залах Академии наук или Общества поощрения художеств) и в создании при ИАХ «Общества выставок художественных произведений», призванного соперничать с ТПХВ. Конфликт продолжался вплоть до 1890-х, когда многие передвижники вошли в Совет ИАХ, участвовали в разработке Устава Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при Академии, а после его утверждения встали во главе учебных мастерских (И. Е. Репин, В. Е. Маковский, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи).

Со второй половины 1880-х и в 1890-х наметился кризис социально-бытового жанра, и социальные мотивы на выставках Товарищества стали уступать место салонным тенденциям (Н. К. Бодаревский, Ю. Я. Леман, А. А. Харламов) и пленэрному пейзажу (М. В. Нестеров, И. С. Остроухов, В. Д. Поленов).

Желая сохранить идейную целостность и творческое единство, ТПХВ ужесточало правила приема новых членов и экспонентов. Так, с 1878 экспоненты принимались общим собранием (ранее правом принимать экспонентов обладали независимо друг от друга московское и петербургское отделения). По постановлению от 21 марта 1879 экспоненты лишались права подавать заявления о приеме в действительные члены — инициатива передавалась общему собранию, причем для перехода в ранг действительного члена требовалось набрать не менее 2/3 голосов общего числа членов товарищества. В 1891 решено было не принимать на выставки работы тех экспонентов, которые выставляют свои произведения на других выставках.

30 апреля 1890 был утвержден новый устав товарищества, согласно которому руководящим органом ТПХВ становился Совет, состоящий из членов-учредителей, не покидавших общество со дня его основания. Тем не менее в первый состав Совета вошли П. А. Брюллов, А. А. Киселёв, К. В. Лемох, В. Е. Маковский, В. Д. Поленов, К. А. Савицкий, В. И. Суриков, Н. А. Ярошенко. Совет получал неограниченные права при определении состава выставок, сроков их проведения и маршрутов, а также ведал вопросами избрания новых членов. Ему принадлежало право назначать для ведения текущих дел правление. Принципиальное несогласие с изменением устава побудило В. М. Васнецова и И. Е. Репина выйти из товарищества.

В начале ХХ столетия влияние товарищества было уже не столь существенным, как в последней трети XIX века; тем не менее вплоть до прекращения своего существования выставки ТПХВ продолжали оставаться в числе наиболее коммерчески успешных и значимых в художественной жизни России.

10 февраля 1905 был утвержден последний устав. В 1909 прекратились провинциальные выставки. В 1913–1916 наряду с очередными устраивались также «выставки этюдов, рисунков и эскизов». В каталоге 47-й выставки (1922) была опубликована декларация товарищества, основные тезисы которой (документальная правдивость в отражении быта современной России, верность приемам реалистической живописи) легли в основу идейной программы АХРР.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».