Art Investment

БИОГРАФИЯ

МЯСОЕДОВ Григорий Григорьевич

7 апреля 1834 (село Паньково Тульской губернии) — 17 декабря 1911 (имение Павленки близ Полтавы)

Живописец, график, теоретик искусства.

Происходил из небогатой дворянской семьи. Учился в Орловской гимназии, где получил первоначальное художественное образование под руководством И. А. Волкова. Не окончив курса, переехал в Петербург и поступил в ИАХ. Занимался в классе исторической живописи у Т. А. Неффа и А. Т. Маркова. За период обучения получил все существовавшие академические награды: в 1859 был удостоен двух малых серебряных медалей, в 1860 — большой серебряной медали за картину «Деревенский знахарь», в 1861 — малой золотой медали за картину «Поздравление молодых в доме помещика», в 1862 — большой золотой медали за программу «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе». В том же году выпущен из ИАХ со званием классного художника 1-й степени и правом пенсионерской поездки за границу сроком на шесть лет. Во время учебы увлекся музыкой, сблизился с композиторами М. А. Балакиревым, А. Н. Серовым, Ц. А. Кюи. В 1862 вошел в Московское общество любителей художеств.

В мае 1863 в качестве пенсионера ИАХ отправился в Европу. Посетил Германию, Бельгию, Швейцарию. В 1864 работал во Флоренции, в 1865 — Париже, в 1866 — Испании. По семейным обстоятельствам возвратился в Россию в мае 1866, до окончания пенсионерского срока. До марта 1867 жил в Тульской губернии. Весной 1867 снова уехал за границу. Посетив Всемирную выставку в Париже, поселился во Флоренции, где познакомился с Н. Н. Ге и А. И. Герценом.

В марте 1869 возвратился в Россию. Жил попеременно в Москве, Петербурге, Тульской, Харьковской, Полтавской губерниях, Крыму. В 1870 за картину «Заклинание (из народных поверий)» был удостоен звания академика. В том же году стал одним из основателей ТПХВ, автор проекта первого устава Товарищества. С 1872 входил в состав правления объединения.

Помимо живописи занимался офортом, технику которого осваивал под руководством А. И. Сомова. Являлся членом Общества русских аквафортистов. Воспроизвел в гравюре некоторые свои живописные произведения, в частности «Заклинание» (1870), «Дедушка русского флота (Петр I рассматривает ботик в Измайлове) «(1872), «Земство обедает» (1873), «Чтение положения 19 февраля 1861 года» (1874).

Весной 1874 совершил поездку в Вену и Италию. В 1876 выезжал в Сербию на театр военных действий Сербско-турецкой войны. Неоднократно путешествовал по южным губерниям России.

В 1891–1893 принимал участие в работе Комиссии по пересмотру устава ИАХ. В 1893 был избран действительным членом Академии художеств. По поручению ИАХ занимался помощью в организации художественного образования в провинциальных городах, в частности в Казани, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону. В 1895 организовал Рисовальные классы в Полтаве. В 1902 вышел из состава ИАХ, выражая несогласие с формальным подходом к обучению в Академии. В последние годы жил преимущественно в своей усадьбе Павленки под Полтавой.

Мемориальные выставки Мясоедова состоялись в Полтаве (1912) и Москве (1913).

Мясоедов — выдающийся русский художник второй половины XIX века, один из наиболее последовательных и активных членов ТПХВ, представитель критического реализма. Работал преимущественно в области станковой живописи, создавал картины на бытовые и исторические сюжеты, пейзажи. Реже обращался к портрету.

Расцвет творчества мастера приходится на 1860-е — 1870-е, когда были созданы наиболее известные жанровые произведения: «Поздравление молодых в доме помещика» (1861), «Земство обедает» (1872), «Чтение положения 19 февраля 1861» (1873). В своих работах, часто обличительного, острокритического характера, он стремился к правдивой передаче нищеты и бесправия крестьянства, в некоторых полотнах («Страда (Косцы) «, 1887) воспевал величие и поэзию труда.

Наряду с произведениями критической направленности в творчестве Мясоедова встречаются картины, связанные с языческим и христианским фольклором («Приворотные травы», 1866; «Молебен на пашне о даровании дождя (Засуха) «, 1877), национально-романтические сельские мотивы («Дорога во ржи», 1881), литературные образы («Чтение “Крейцеровой сонаты” Л. Н. Толстого (Новые истины) «, 1893; «Мицкевич в салоне Зинаиды Волконской», 1908).

Картинам Мясоедова присущи повествовательность, драматизм, внутренняя напряженность сюжетов, глубина характеров, ясность композиционного построения, тщательность проработки деталей.

В поздний период (1890-е — 1900-е) художник полностью отказался от критического начала в живописи, доминирующим в его творчестве стал пейзаж, отличающийся многообразием мотивов, тонким лиризмом и неизменно реалистичным подходом к натуре.

Произведения Мясоедова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, Всероссийском музее А. С. Пушкина и других.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».