1834–1911
Живописец, график, теоретик искусства.
Происходил из небогатой дворянской семьи. Учился в Орловской гимназии, где получил первоначальное художественное образование под руководством И. А. Волкова. Не окончив курса, переехал в Петербург и поступил в ИАХ. Занимался в классе исторической живописи у Т. А. Неффа и А. Т. Маркова. За период обучения получил все существовавшие академические награды: в 1859 был удостоен двух малых серебряных медалей, в 1860 — большой серебряной медали за картину «Деревенский знахарь», в 1861 — малой золотой медали за картину «Поздравление молодых в доме помещика», в 1862 — большой золотой медали за программу «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе». В том же году выпущен из ИАХ со званием классного художника 1-й степени и правом пенсионерской поездки за границу сроком на шесть лет. Во время учебы увлекся музыкой, сблизился с композиторами М. А. Балакиревым, А. Н. Серовым, Ц. А. Кюи. В 1862 вошел в Московское общество любителей художеств.
В мае 1863 в качестве пенсионера ИАХ отправился в Европу. Посетил Германию, Бельгию, Швейцарию. В 1864 работал во Флоренции, в 1865 — Париже, в 1866 — Испании. По семейным обстоятельствам возвратился в Россию в мае 1866, до окончания пенсионерского срока. До марта 1867 жил в Тульской губернии. Весной 1867 снова уехал за границу. Посетив Всемирную выставку в Париже, поселился во Флоренции, где познакомился с Н. Н. Ге и А. И. Герценом.
В марте 1869 возвратился в Россию. Жил попеременно в Москве, Петербурге, Тульской, Харьковской, Полтавской губерниях, Крыму. В 1870 за картину «Заклинание (из народных поверий)» был удостоен звания академика. В том же году стал одним из основателей ТПХВ, автор проекта первого устава Товарищества. С 1872 входил в состав правления объединения.
Помимо живописи занимался офортом, технику которого осваивал под руководством А. И. Сомова. Являлся членом Общества русских аквафортистов. Воспроизвел в гравюре некоторые свои живописные произведения, в частности «Заклинание» (1870), «Дедушка русского флота (Петр I рассматривает ботик в Измайлове) «(1872), «Земство обедает» (1873), «Чтение положения 19 февраля 1861 года» (1874).
Весной 1874 совершил поездку в Вену и Италию. В 1876 выезжал в Сербию на театр военных действий Сербско-турецкой войны. Неоднократно путешествовал по южным губерниям России.
В 1891–1893 принимал участие в работе Комиссии по пересмотру устава ИАХ. В 1893 был избран действительным членом Академии художеств. По поручению ИАХ занимался помощью в организации художественного образования в провинциальных городах, в частности в Казани, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону. В 1895 организовал Рисовальные классы в Полтаве. В 1902 вышел из состава ИАХ, выражая несогласие с формальным подходом к обучению в Академии. В последние годы жил преимущественно в своей усадьбе Павленки под Полтавой.
Мемориальные выставки Мясоедова состоялись в Полтаве (1912) и Москве (1913).
Мясоедов — выдающийся русский художник второй половины XIX века, один из наиболее последовательных и активных членов ТПХВ, представитель критического реализма. Работал преимущественно в области станковой живописи, создавал картины на бытовые и исторические сюжеты, пейзажи. Реже обращался к портрету.
Расцвет творчества мастера приходится на 1860-е — 1870-е, когда были созданы наиболее известные жанровые произведения: «Поздравление молодых в доме помещика» (1861), «Земство обедает» (1872), «Чтение положения 19 февраля 1861» (1873). В своих работах, часто обличительного, острокритического характера, он стремился к правдивой передаче нищеты и бесправия крестьянства, в некоторых полотнах («Страда (Косцы) «, 1887) воспевал величие и поэзию труда.
Наряду с произведениями критической направленности в творчестве Мясоедова встречаются картины, связанные с языческим и христианским фольклором («Приворотные травы», 1866; «Молебен на пашне о даровании дождя (Засуха) «, 1877), национально-романтические сельские мотивы («Дорога во ржи», 1881), литературные образы («Чтение “Крейцеровой сонаты” Л. Н. Толстого (Новые истины) «, 1893; «Мицкевич в салоне Зинаиды Волконской», 1908).
Картинам Мясоедова присущи повествовательность, драматизм, внутренняя напряженность сюжетов, глубина характеров, ясность композиционного построения, тщательность проработки деталей.
В поздний период (1890-е — 1900-е) художник полностью отказался от критического начала в живописи, доминирующим в его творчестве стал пейзаж, отличающийся многообразием мотивов, тонким лиризмом и неизменно реалистичным подходом к натуре.
Произведения Мясоедова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, Всероссийском музее А. С. Пушкина и других.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе