Общество русских аквафортистов
1871–1874, Санкт-Петербург
Члены-учредители: Е. А. Баумер, А. П. Боголюбов, П. А. Брюллов, В. П. Верещагин, Н. Н. Ге, Л. М. Жемчужников, М. А. Зичи, Ф. И. Иордан, М. П. Клодт, И. Н. Крамской, Н. А. Лаверецкий, Г. Г. Мясоедов, А. С. Нецветаев, И. А. Пелевин, И. П. Пожалостин, К. А. Савицкий, Н. Сильванович, А. И. Сомов, А. А. Сталь-фон-Голстейн, А. И. Шарлемань, И. И. Шишкин.
Возникло по инициативе гравера Л. М. Жемчужникова, историка искусства и художника-любителя А. И. Сомова. Название происходит от итальянского acquaforte, то есть офорт.
Устав общества был утвержден 3 февраля 1872; целями указывались «упражнение в гравировании на металлах крепкою водкою и распространение в России познаний в этом искусстве и любви к нему». Общество призвано было объединить граверов и художников, изучавших технику офорта. Подобного рода объединения мастеров печатной графики существовали в ряде европейских стран. Известны Дюссельдорфское, Парижское общества аквафортистов; схожие цели имело Общество тиражного искусства (Der Gesellschaft für vervielfältigende Kunst) в Вене.
Под руководством А. И. Сомова при Обществе русских аквафортистов работала граверная мастерская, в которой были подготовлены альбомы «Первые опыты русских аквафортистов» (1871), «Памяти Петра Великого» (1872), «Альбом русских аквафортистов» (1873–1874), а также два альбома с репродукциями картин, экспонировавшихся на годичных выставках ТПХВ за 1873 и 1874 годы.
Помимо этого, Общество выпустило литографическим способом курс лекций Сомова по технике офорта, прочитанный для его членов. В 1885 лекции были переизданы под заглавием «Краткое руководство к гравированию на меди крепкой водкой».
Общество оказало значительное влияние на развитие техники офорта в России.