Пелевин Иван Андреевич
1840–1917  

ПЕЛЕВИН Иван Андреевич

14 марта 1840 (в некоторых источниках — 1841, Санкт-Петербург) — 18 июля 1917 (Петроград)

Живописец, график, мозаичист.


Читать полностью



Pelevin, Ivan Andreevich

Биография

ПЕЛЕВИН Иван Андреевич

14 марта 1840 (в некоторых источниках — 1841, Санкт-Петербург) — 18 июля 1917 (Петроград)

Живописец, график, мозаичист.

С 1856 учился в ИАХ в Петербурге. В 1861 был удостоен малой серебряной медали за рисунок с натуры. В 1862 окончил курс со званием неклассного (свободного) художника. Принимал участие в академических выставках. В 1864 за картины «Воскресный досуг» и «Канареечка любезна, утешай хоть ты меня» был удостоен звания классного художника 3-й степени. В 1868–1874 состоял при мозаичном отделении ИАХ. В 1869 избран академиком жанровой живописи за картины «Молодая мать», «Деревенская швея», «Детский завтрак», «Два врага», «Деревенский пестун». Экспонировал свои произведения на Всемирных выставках в Лондоне (1872) и Париже (1878), Всероссийской выставке в Москве (1882). В 1872 участвовал в выставке ТПХВ.

В 1874–1884 служил художником при генерал-губернаторе Виленском, Ковенском и Гродненском, затем с 1884 снова работал на мозаичном отделении Академии. Был привлечен к украшению Исаакиевского собора в Петербурге, участвовал в создании композиции «Тайная вечеря», «Несение креста», «Евангелист Лука», «Евангелист Марк», «Апостол Петр».

Работал преимущественно в области жанровой живописи, реже обращался к историческим темам («Иоанн Грозный посещает келью юродивого Николы Салоса в Пскове в 1570 году», 1882). Занимался офортом. Выполнял графические копии (углем и соусом) с картин Рембрандта, Д. Тенирса, Н. Берхема из коллекции Эрмитажа для гравюр Н. С. Мосолова. Репродуцировал в технике офорта собственные картины.

Творчество Пелевина не оказало значительного влияния на развитие жанровой живописи в России второй половины XIX века, тем не менее оно занимает видное место в истории отечественного искусства. В своих работах, в основном в вещах небольшого формата, посвященных эпизодам из жизни крестьянских детей, художник умело передавал характерные типажи и детали обстановки. Произведениям присущи повествовательность, простота и ясность композиционного построения (часто это однофигурная или двухфигурная композиция), декоративность (порой даже некоторая «слащавость») колорита. Добродушная интонация, отсутствие критического начала, свойственного многим мастерам-передвижникам, сентиментальность образов, идеализация крестьянского быта роднит их с «салонным» искусством этого времени.

По выражению историка искусства и художественного критика Ф. И. Булгакова, Пелевин «старается и успевает уловить светлые стороны в крестьянском быту. Это — семья с ее скромными радостями, круг детей, по-братски живущих с животными, искреннее упоение простолюдинки чувствами материнской любви... В изображении такой крестьянской идиллии... Пелевин пока не имеет себе соперников. Даже в жилой избе он умеет подсмотреть такую обстановку, которая позволяет художнику проявить и вкус, и такт». Обозреватель газеты «Художественные новости» В. Чуйко писал: «Пелевин ищет в сюжете не воспроизведение типов, а передачи известного поэтического чувства. Жанр, понимаемый таким образом, интереснее и значительнее простой, голой, протокольной... действительности».

Подробнее



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

  • 09.01.2023 Художник недели: Александр Лозовой История Александра Лозового — единственного из живущих художников, который непосредственно учился у мастеров русского авангарда начала ХХ века
  • 19.12.2022 Открыт 147-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Семёна Агроскина, Леонида Варушкина, Дмитрия Воронина, Михаила Ермолова, Марины Колдобской, Андрея Марца, Жоана Миро, Шамиля Надрова, Леонида Ракова, Рустама Рахматулина, Екатерины Сысоевой, Ольги Фадейкиной, Марка Шагала
  • 12.12.2022 Открыт 146-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Азама Атаханова, Марии Васильевой, Дмитрия Воронина, Михаила Дронова, Игоря Кислицына, Юлии Малининой, Бориса Марковникова, Pata (Пааты Мерабишвили), Александра Пучко, Леонида Ракова, Рудольфа Хачатряна, Константина Худякова, Владимира Чибисова
  • 05.12.2022 Открыт 145-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Алексея Гинтовта, Евгения Зевина, Дмитрия Каминкера, Сергея Касабова, Игоря Кислицына, Валерия Мишина, Андрея Молчановского, Андрея Орлова, Александра Переднего, Сергея Потапова, Георгия Смирнова, Игоря Снегура, Екатерины Сысоевой
  • 28.11.2022 Открыт 144-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Семёна Агроскина, Максима Аксёнова, Даниила Архипенко, Алексея Барвенко, Константина Батынкова, Леонида Варушкина, Дмитрия Воронина, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Захарова, Владимира Ковальчука, Pata (Пааты Мерабишвили), Андрея Мунца
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх