1835–1914
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Клодт фон Юргенсбург
Живописец, график, сценограф.
Происходил из семьи потомственных художников: сын известного скульптора П. К. Клодта, двоюродный брат живописца М. К. Клодта, племянник гравера К. К. Клодта. Первоначальное образование получил в домашних условиях. В 1847–1850 занимался в училище при реформатской церкви в Петербурге. Одновременно с 1848 брал частные уроки рисования у графика А. А. Агина. В 1852 поступил в ИАХ в Петербурге, учился в классе исторической живописи у А. Т. Маркова. За период обучения получил все существовавшие академические награды: в 1855 удостоен малой серебряной медали за картину «Рыбаки-финны», в 1857 — большой серебряной медали за картину «Финский крестьянский быт». В 1857 прервал обучение в Академии и на собственные средства совершил поездку в Париж, где совершенствовал мастерство под руководством А. Глеза и Т. Кутюра. Совместно с М. К. Клодтом, Л. Ф. Лагорио и А. П. Боголюбовым работал в Бретани и Нормандии.
В 1860 возвратился в Петербург, возобновил обучение в ИАХ. В том же году за картины «Внутренность хижины в Нормандии» и «Нормандские рыбаки» был награжден малой золотой медалью. В 1861 за картину «Последняя весна» удостоен большой золотой медали, получил аттестат классного художника 1-й степени и право на пенсионерскую поездку за границу сроком на три года.
В 1862 в качестве пенсионера ИАХ отправился за границу, жил в Париже, где работал у Т. Кутюра, затем в Мюнхене, совершенствуясь в мастерских К. Пилоти и К. Каульбаха. В 1865 возвратился в Петербург, получил от ИАХ пенсионерское содержание еще на три года для путешествий по России «с художественной целью». В 1866 совершил поездку в Орловскую губернию «для изучения типов, костюмов и быта». Неоднократно бывал в Москве и Финляндии. Посетил Владимир и Нижний Новгород. В 1867 за картины «Возвращение с поля» и «Молитва перед крещением» удостоен звания академика.
В 1860-х давал уроки рисования великим князьям Сергею Александровичу и Павлу Александровичу, а также в частных домах. В 1865–1867 вел рисование, с 1875 — акварель в декоративном классе Рисовальной школы Общества поощрения художников. В 1868 был удостоен первой премии ОПХ за картину «Поздравление родильницы». В качестве художника-рисовальщика принял участие в археологических экспедициях, руководимых И. Е. Забелиным, по раскопке курганов на Таманском полуострове (1869, 1871).
В 1870 получил разрешение Совета ИАХ выполнить картину на звание профессора «Княжна Е. А. Долгорукая во время ее заточения в Горицком монастыре», однако искомого звания не получил. В том же году был удостоен от ИАХ денежной премии в 500 рублей за картину «Антикварий», в 1871 — денежной премии в 600 рублей за картину «Черная скамья».
В 1870 стал одним из основателей и постоянных экспонентов ТПХВ. В 1873 на Международной выставке в Лондоне награжден бронзовой «позолоченной» именной медалью. Принял участие во Всемирной выставке в Антверпене (1885). В 1895 избран действительным членом ИАХ. С того же года занимал должность старшего реставратора живописи при Эрмитаже.
Обращался к офорту, который осваивал под руководством А. И. Сомова. Был членом Общества аквафортистов. Создал в этой технике более 25 листов, преимущественно жанрового характера. Занимался литографией. Работал в области театрально-декорационного искусства, а также промышленной графики: выполнял эскизы табачных этикеток.
Клодт — один из крупнейших живописцев второй половины XIX века, принадлежащий к так называемым «малым жанристам». С его именем связано становление критического реализма в России. Не случайно, картины Клодта были среди первых, которые приобрел в свое собрание П. М. Третьяков.
Расцвет творчества художника приходится на 1850-е — 1860-е, когда были созданы наиболее известные произведения: «Рыбаки-финны» (1855), «Больной музыкант» (1859), «Последняя весна» (1861), «Деревенские крестины» (1867), «Возвращение с поля» (1867) и другие. Характерными особенностями его искусства являются повествовательность, ясность композиционного построения, тщательная проработка деталей, сдержанность, аскетичность, колорита, с преобладанием в палитре теплых тонов — охристых, коричневых, красных. В выборе сюжетов Клодт опирался на современную ему действительность, изображая сложные, подчас трагические жизненные ситуации: потерю кормильца, смерть жены и т. д. Центральное место он отводил передаче внутреннего состояния человека, его переживаниям и эмоциям, добиваясь необычайной выразительности и правдивости. В картинах доминируют настроения безысходности, грусти, тоски, горя. При этом Клодту были чужды обличительные интонации, характерные для творчества многих его современников и последователей.
Произведения мастера находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Научно-исследовательском институте Российской Академии художеств и других.
«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Открыт 237-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
04.11.2024Открыты 555-е торги аукциона ARTinvestment.RU
04.11.2024Рынок русского искусства за рубежом. Итоги 3 квартала 2024
01.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе