Общество русских акварелистов
1880–1918, Санкт-Петербург — Петроград
В 1880–1887 — Кружок русских акварелистов; в 1887–1907 — Общество русских акварелистов; с 1907 — Императорское общество русских акварелистов
Члены-учредители: С. Ф. Александровский, А. К. Беггров, Альб. Н. Бенуа, Э. С. Вилье де Лиль-Адан, Н. Н. Каразин, Л. О. Премацци, А. П. Соколов
Действительные члены: И. К. Айвазовский, Я. Я. Бельзен, Д. А. Бенкендорф, Р. А. Берггольц, М. А. Беркос, А. А. Бильдерлинг, В. А. Бобров, А. П. Боголюбов, Ф. Ф. Бухгольц, С. И. Васильковский, К. А. Вещилов, М. Я. Виллие, И. А. Владимиров, И. С. Галкин, К. Э. Гефтлер, Н. А. Гоголинский, И. С. Горюшкин-Сорокопудов, А. С. Егорнов, С. И. Ендогуров, В. И. Зарубин, В. М. Измайлович, А. Д. Кившенко, М. П. Клодт, К. Я. Крыжицкий, С. Е. Кушелев, Л. Ф. Лагорио, П. Б. Ламбин, Э. К. Липгарт, А. С. Лыткин, К. Е. Маковский, А. Ф. Максимов, А. И. Мещерский, А. И. Морозов, В. И. Навозов, В. П. Овсянников, А. Г. Орлов, А. А. Писемский, В. А. Плотников, Н. Д. Прокофьев, А. А. Редковский, П. С. Сейтгоф, Н. А. Сергеев, С. С. Соломко, А. Н. Степанов, В. А. Фельдман, Н. П. Химона, К. О. Хис, А. С. Хренов, А. А. Чумаков, А. И. Шарлемань, В. П. Шрейбер, П. Г. Щербов и другие.
Экспоненты: И. А. Александров, А. Ф. Афанасьев, Л. С. Бакст, В. М. Баруздина, Е. М. Бём, А. Н. Бенуа, Л. М. Браиловский, Н. Н. Бунин, П. Д. Бучкин, В. П. Верещагин, Е. К. Врангель, А. В. Ганзен, К. И. Горбатов, В. Ф. Граве, Н. Н. Гриценко, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, Е. С. Зарудная-Кавос, М. А. Зичи, А. Д. Кайгородов, П. О. Ковалевский, И. С. Куликов, Г. А. Ладыженский, А. Е. Маковская, В. Е. Маковский, Н. Е. Маковский, Г. М. Манизер, М. О. Микешин, В. В. Переплётчиков, Е. Д. Поленова, И. Е. Репин, А. А. Рылов, П. П. Соколов, В. И. Суриков, В. Т. Тимофеев, Е. Ф. Урлауб, А. Н. Шильдер, А. А. Шурыгин, С. И. Юнкер-Крамская и другие.
Выставки: 1-я (1880, Санкт-Петербург) — 38-я (1918, Петроград).
Кружок возник по инициативе преподавателя Рисовальной школы Общества поощрения художников Э. С. Вилье де Лиль-Адана для устройства акварельных выставок. В 1887 получил официальный статус Общества русских акварелистов, которое ставило целью «содействовать успеху и развитию акварельной живописи в России». Устав был утвержден 11 июля 1887.
В действительные члены принимались «художники, живущие в России и достойно заявившие уже о себе своими работами, преимущественно на выставках Общества в качестве экспонентов». Одновременно в Обществе состояло около 20 действительных членов, многие из которых являлись также членами других художественных объединений.
Во главе ОРА стоял выборный комитет из трех членов (секретарь, казначей и заведующий хозяйственной частью). Избиралось также выставочное жюри из трех членов и ревизионная комиссия. Первоначально объединение фактически возглавлял Альб. Н. Бенуа, в 1897 в результате конфликта, вызванного эстетическими разногласиями с другими членами, он вышел из правления, получив статус «почетного члена». Впоследствии ОРА возглавляли А. С. Егорнов (1897–1902), С. Ф. Александровский (1902–1904), Р. А. Берггольц (1904–1918).
С 1880 Общество ежегодно устраивало выставки, которые проходили в помещениях Общества поощрения художников, с 1896 — в залах ИАХ и Пассаже. Наряду с петербургскими выставками было проведено двенадцать выставок в Москве, выставки в Риге (1888), Гельсингфорсе (1893), Мюнхене (1908). По инициативе Альб. Н. Бенуа состоялись графические выставки «Blanc et Noir» (1890, 1892, 1895). Общество провело посмертные выставки С. И. Ендогурова (1895), К. О. Хиса (1901), А. А. Писемского (1914).
В 1880–90-х на выставках преобладали работы академического направления, связанные с эстетикой альбомной акварели. В начале 1900-х акварельные выставки приобрели большее разнообразие: на них появлялись произведения, выполненные в стиле модерн, «неорусском стиле».
Эпизодически на них выставлялись работы иностранных мастеров и классические акварели из частных собраний. Выставки сопровождались изданием каталогов-указателей экспонировавшихся произведений.
10-ю выставку Общества (1890) посетил император Александр III; впоследствии члены императорской семьи регулярно участвовали в вернисажах. Выставки пользовались популярностью у публики: в сезоне 1899/1900 очередная (19-я) выставка ОРА собрала более 30 000 посетителей; ни одному другому художественному объединению не удалось привлечь в свои залы столько зрителей.
С января 1892 Общество еженедельно проводило в ИАХ «акварельные пятницы», которые приняли характер популярных литературно-художественных и музыкальных вечеров. «Пятницы» часто посещал президент ИАХ великий князь Владимир Александрович и другие члены императорской фамилии. В связи с празднованием 25-летнего юбилея Общества в 1905 ему было присвоено звание «Императорское» (официальное решение об этом состоялось в 1907).
С 1900-х деятельность Общества стала приходить в упадок. В 1905 прекратились «акварельные пятницы». Последняя выставка состоялась в 1918, после чего Общество было распущено. Основное ядро сохранило членство в Обществе художников им. А. И. Куинджи.
- 26.02.2021 Спасаться от вируса можно в музее Немецкие учёные оценили риски заражения COVID-19 в различных общественных пространствах: музеи и театры оказались гораздо безопаснее других закрытых помещений — супермаркетов, офисов или ресторанов
- 25.02.2021 Картины, созданные нейросетью, для большинства людей неотличимы от работ настоящих художников Так утверждает недавнее исследование, проведенное профессором Университета штата Колорадо
- 24.02.2021 Раскрыты новые тайны известных картин Мунка и Дали Эдвард Мунк собственноручно расписался в своём сумасшествии на картине «Крик». А малоизвестный подготовительный эскиз к картине «Тайная вечеря» рассказал о влиянии на Сальвадора Дали старых мастеров и французского салона
- 20.02.2021 Архив Александра Колдера выложили в Интернет Фонд Александра Колдера оцифровал тысячи работ, фотографий, архивных документов и публикаций
- 19.02.2021 «Импровизации» Кандинского зазвучали по-новому При помощи технологий искусственного интеллекта была воссоздана музыка, под которую мог рисовать свои абстракции Василий Кандинский
- 26.02.2021 Картина Эрика Булатова продана на AI аукционе за 8,85 млн рублей Это рекорд для работ Булатова на российских открытых торгах, а также лучшая продажа за всю историю AI аукциона! Суммарная выручка AI аукциона № 368 достигла 13,1 млн рублей. Продано рекордное число лотов — 23
- 26.02.2021 Новый рекорд цифрового искусства — $6,6 млн Работа «Перекрестки» художника Beeple, которая является невзаимозаменяемым токеном, на этой неделе была продана за рекордную сумму не только для NFT-арта, но и всего цифрового искусства
- 25.02.2021 Sotheby’s продаст коллекцию послевоенного искусства на $150 млн Аукционный дом заполучил для продажи известную коллекцию техасской миллиардерши Энн Марион, включающую первоклассные работы Клиффорда Стилла, Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна и др.
- 24.02.2021 Токен-арт-мания в разгаре $560 тысяч за котика с радугой и $450 тысяч за комплект цифровой мебели! Продажи произведений цифрового искусства, являющихся невзаимозаменяемыми токенами NFT, выходят на новый уровень
- 19.02.2021 Итоги AI аукциона № 367 Суммарная выручка превысила 9,4 миллиона рублей
- 26.02.2021 Мнение. Когда падет миллиард Новая рубрика AI открывает серию очерков, написанных функционерами рынка искусства на выбранные ими темы. В первом материале мы зададимся вопросом: когда же будет превышена ценовая планка в $1 млрд за предмет искусства?
- 24.02.2021 Теория заблуждений: галереи — смертельные враги В рубрике «Теория заблуждений» мы искореняем мифы, которые удачно выдаются за факты и негативно влияют на развитие рынка искусства и инвестиционный климат. Сегодня мы разберемся, существует ли вражда между соперничающими за рынок галереями
- 15.02.2021 Персона недели: Геннадий Красношлыков Геннадий Красношлыков — современный российский скульптор, которого можно отнести к художникам, сохраняющим пластическую культуру и продолжающим развивать в своем искусстве традиции русского и европейского искусства
- 15.02.2021 Открыты 53-и торги проекта «XXI век. Современное российское искусство» Куратор Екатерина Шмакова представляет работы современных скульпторов Михаила Дронова, Геннадия Красношлыкова, Андрея Криволапова, Кирилла Протопопова, Александра Смирнова-Панфилова, Бориса Чёрствого
- 15.02.2021 Художник недели: Аристарх Лентулов История, ценовые и маркетинговые показатели художника Аристарха Васильевича Лентулова, неуемного экспериментатора, получившего звание «самого веселого художника своего поколения»
- 20.02.2021 Выставка «Видения звезд» в Фонде культуры «Екатерина» Дебют творческого дуэта ППСС в составе Павла Пепперштейна и Сони Стереостырски на выставке в Фонде «Екатерина» на Кузнецком мосту
- 12.02.2021 В Париже покажут знаменитую коллекцию Морозовых Открытие выставки запланировано на май, — сообщил российский посол во Франции Алексей Мешков
- 10.02.2021 Россия и Италия готовятся к перекрестному Году музеев 2021/2022 В рамках года музейного обмена в разных городах России пройдут выставки из музеев Бергамо, Брешии, Умбрии, Турина и др. Среди планируемых мероприятий — выставки Джузеппе Арчимбольдо, Альберто Бурри и графики Леонардо
- 22.01.2021 Выставка Андрея Гросицкого в Московском музее современного искусства Московские музеи возобновили работу. В ММОМА на Петровке открылась выставка Андрея Гросицкого «Вещность»
- 18.01.2021 В московском метро показывают плакаты из Пушкинского музея Рекламные плакаты знаменитой Лондонской подземки из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина можно увидеть в галерее «Метро» на станции «Выставочная»
Топ 24
- 1. Джефф Кунс$91,07 млн
- 2. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 3. Герхард Рихтер$46,3 млн
- 4. Цуй Жучжо$39,57 млн
- 5. Джаспер Джонс$36 млн
- 6. Эд Рушей$30,4 млн
- 7. Кристофер Вул$29,9 млн
- 8. Питер Дойг$28,81 млн
- 9. Фрэнк Стелла$28 млн
- 10. Ёсимото Нара$24,95 млн
- 11. Цзэн Фаньчжи$23,3 млн
- 12. Роберт Райман$20,6 млн
- 13. Дэмиен Херст$19,2 млн
- 14. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 15. Марк Гротьян$16,8 млн
- 16. Такаси Мураками$15,16 млн
- 17. KAWS$14,48 млн
- 18. Цзинь Шани$13,89 млн
- 19. БЭНКСИ$12,14 млн
- 20. Джон Каррен$12 млн
- 21. Брайс Марден$10,917 млн
- 22. Пьер Сулаж$10,6 млн
- 23. Чжан Сяоган$10,16 млн
- 24. Брюс Науман$9,9 млн