1866–1924
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Розенберг, Леон, Лейб-Хаим, Израилевич
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Живописец, график, сценограф, художник декоративно-прикладного искусства, теоретик искусства
Из семьи раввина. С раннего детства жил в Петербурге. Первоначальное художественное образование получил в гимназии. Состоял вольнослушателем ИАХ (1883–1887), где занимался под руководством И. Л. Аскназия, К. Б. Венига, П. П. Чистякова. Покинул ИАХ, не окончив курса, поскольку его конкурсная работа «Богоматерь, оплакивающая Христа» была отвергнута жюри. В начале 1890-х изучал технику акварели под руководством Альб. Н. Бенуа.
В 1887–1890 работал в мастерской учебных пособий и игр А. Н. Канаева. В 1888–1892 иллюстрировал детские книги для издательства А. А. Хомушина и А. Ф. Девриена. В 1890–1893 работал для журналов «Художник» и «Петербургская жизнь».
В 1890 познакомился с А. Н. Бенуа и стал членом кружка самообразования, из которого возникло объединение «Мир искусства». В 1891 побывал в Германии, Италии, Испании, Франции. С 1893 по 1899 ежегодно подолгу жил в Париже; в 1893–1896 посещал студию Ж-Л. Жерома и Академию Р. Жюльена, брал уроки у А. Эдельфельта. Неоднократно путешествовал по Европе, в 1897 побывал в Северной Африке. В 1895 преподавал живопись великому князю Борису Владимировичу и великой княгине Елене Владимировне. В 1907 путешествовал по Греции с В. А. Серовым. С 1910 постоянно жил в Париже.
Художник и оформитель журнала и выставок «Мира искусства» (1898–1904). С 1898 занимался литографией; иллюстрировал «Ежегодник императорских театров» (1899–1902), журнал «Художественные сокровища России» (1901–1902). Рисовал для журналов «Весы» (1903), «Золотое руно» (1906), «Сатирикон» (1908), «Аполлон» (1909); делал рисунки для театральных программ и открыток Общины св. Евгении (1902–1905). В 1905 участвовал в создании журнала «Жупел».
С 1901 — работал для театра: оформлял спектакли Эрмитажного (1902, 1903), Александринского (1902, 1904), Мариинского (1903) и других театров Петербурга, труппы Иды Рубинштейн (1904) и Анны Павловой (1910-е). В 1909–1918 и 1921–1921 — художник Русских сезонов С. П. Дягилева в Париже (с 1911 — художественный директор антрепризы). Сотрудничал также с театральными труппами Европы и Америки. Выполнил декорации к спектаклю «Ипполит» Еврипида (1902), балетам «Фея кукол» Й. Байера (1903), «Шехерезада» Н. А. Римского-Корсакова (1910), «Жар-птица» И. Ф. Стравинского (1910), «Нарцисс» Н. Н. Черепнина (1911), «Дафнис и Хлоя» М. Равеля (1912), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1916), хореографической постановке «Клеопатра» на музыку балета А. С. Аренского «Египетские ночи» (1909) и другим.
В 1903 оформил интерьер будуара для художественного предприятия-выставки «Современное искусство»; интерьеры дома коллекционера А. А. Коровина в Петербурге; выполнял эскизы ваз для Императорского фарфорового завода.
С 1890 — участник выставок. Член-учредитель объединения «Мир искусства» (1898–1921, с перерывами), член Союза русских художников (1903–1910), Осеннего салона в Париже (1907–1911, с перерывами). Экспонировал свои произведения на выставках: Blanc et noir (1890, 1891), ИАХ (1890–1897, с перерывами), Общества русских акварелистов (1891–1897, с перерывами), Общества поощрения художников (1892), Санкт-Петербургского общества художников (1895), Общества Леонардо да Винчи (1906), Еврейского общества поощрения художеств (1917) в Петербурге — Петрограде, Московского общества любителей художеств (1896–1910, с перерывами), Мюнхенского Сецессиона (1898, 1899), Северного кружка любителей изящных искусств в Вологде (1909). Участник международных выставок в Берлине (1896), Венеции (1907, 1914), Всемирной выставки в Риме (1911), Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки в Нижнем Новгороде (1896) и других. Провел персональные выставки в Париже (1893, 1911), Лондоне (1912, 1913, 1917), Берлине (1913), Нью-Йорке (1913, 1914, 1920, 1922), Цюрихе (1913), Бостоне, Буффало, Филадельфии (все — 1914), Чикаго (1914, 1923).
Преподавал в Школе Е. Н. Званцевой в Петербурге (1906–1910).
В 1914 был удостоен звания академика ИАХ. Член Брюссельской Королевской академии художеств, вице-президент жюри Общества художников-декораторов во Франции.
Мемориальные выставки Бакста прошли в Париже (1925, 1928, 1957), Брюсселе (1926), Лондоне (1927, 1938, 1962, 1965, 1973–1974, 1976), Гааге (1929, 1968), Ленинграде — Санкт-Петербурге (1966, 1991), Милане, Риме, Мюнхене (1967), Эдинбурге (1976).
Бакст — выдающийся мастер русской графики конца XIX — начала ХХ века. В общем его творческую эволюцию можно представить как движение от линии к цвету. «Из графика я превратился в чистого живописца», — писал он критику и коллекционеру П. Д. Эттингеру в 1910. «Форму легче почувствовать и синтезировать через краску, подлиннее и реальнее выходит», — писал он художнице А. П. Остроумовой-Лебедевой в том же году. Для его произведений характерны «щедрость» цвета и форм: легкий мазок, гибкая экспрессивная линия, контрастность колористических сочетаний. В его работах для театра проявился новый подход к созданию театрального костюма: зрелищного, выявляющего пластику человеческого тела, а не только служащего средством идентификации персонажа и украшением.
Творчество представлено в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе